Психология одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание вне общества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Причин много.

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА 4
1.1. ИСТОРИЯ ОДИНОЧЕСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВО. 4
1.2. ОДИНОЧЕСТВО – ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ СУБЪЕКТИВНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА 14
2.1.ОТНОШЕНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. КАК ЖИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ? 14
2.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 18
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ООБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА 24
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
3.2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВЫБОРКИ. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии, одиночество.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

4. Восприятие других  людей, с которыми могут быть  установлены отношения, могущие  развернуться в двойную реальность человеческого «Мы».[13]

В плане переживания  одиночества становится все более  нетерпимым, когда оно начинает затрагивать  человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества  имеют одну общую характерную черту – они являются чувством, выражающим идею о самом себе.

Культурное измерение  одиночества проявляется в разъединении с системой нормативных значений и ценностей, которая определяет существенные элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. Примерами проявления одиночества в указанном измерении являются переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в современном мире (исследованные Э. Фроммом), состояние маргинальности, разрыв поколений и т. п. Указанный тип одиночества наиболее характерен для обществ, в которых протекают бурные социальные изменения.

При исследовании социального измерение одиночества понятие «социальное» в первую очередь применяется к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Особо острые формы такого одиночества могут быть обозначены такими понятиями социальной изоляции как изгнание, остракизм, неприятие и отставка. При этом подразумевается также более тонкие формы социальной изоляции: такие как лишение членства в группах. В случаях космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего  мира — важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество  тревог и переживаний. Появляется чувство  неповторимости и одиночества. Оно  возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного  чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает  музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так  как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях — о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить «по душам». Но дневник — это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много  времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический  канал информации. По нему подростки  узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический  вид межличностных отношений. Групповая  игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Усиливается потребность  не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

 

Глава 2. Психология одиночества

2.1.Отношения длиною в жизнь. Как жить в одиночестве?

Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал  состояния одиночества. В течение  жизни мы теряем друзей, любимых, близких  людей.

Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать  это чувство и справляться  с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей и спутника жизни.

Жизнь каждого человека – одна-единственная и проходит она удивительно быстро. Не решаемая проблема одиночества для  многих людей – это не столько  проблема, сколько их реальная, единственная жизнь, которую они хотят прожить хорошо, благополучно, успешно, разнообразно и полноценно. Это их право и право это надо уважать.

Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного - одиночество – это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого – спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества  зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе.

Одиночество позволяет нам осмыслить  свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному  поиску интересного и содержательного  общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.

Мы начинаем жить полноценно и счастливо  не только тогда, когда боремся за какие-то изменения в своей жизни или отчаянно меняем самих себя, но и тогда, когда мы умеем любить себя такими, какие мы есть без всяких изменения, и принимать свою жизнь такой, какая она реально получается или складывается. Важно выбирать то, что нравится, - одиночество или семью, с достоинством принимать то, что получается, иметь уверенность в своем выборе, не отчаиваться, не испытывать комплекс неполноценности и стремиться к гармонии в своей жизни.

Чувства, которые ассоциируются  с одиночеством – это отчаяние (тоска, паника, беспомощность, напуганность, утрата надежды, покинутость, ранимость); депрессия (подавленность, опустошенность, изолированность, жалость к себе, меланхолия, отчужденность, тоска по конкретному человеку); невыносимая скука (желание к перемене мест, скованность, раздражительность, неспособность взять себя в руки); самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, никчемность, ощущение собственной глупости, застенчивость, незащищенность).

Все мы разные и реакция на одиночество у нас разная. Одни впадают в печальную пассивность (плачут, спят, сидят и размышляют, ничего не делают, переедают, принимают транквилизаторы, смотрят телевизор, пьют). Другие - в активное уединение (активно учатся или работают, пишут или слушают музыку, начинают заниматься спортом, подолгу гуляют, ходят в кино или театр, все свободное время уделяют любимому делу). Некоторые начинают транжирить деньги, делают много покупок, иногда бесцельных. А некоторые звонят друзьям, «висят на телефоне» часами, ходят в гости.

Наше представление о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми – с другом, любимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. Потеря дорогих нам людей, будь то по причине разлуки, развода  или смерти, зачастую требует изменения и нашего самовоспитания. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим главным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок.

Немаловажные последствия для  самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие наши жизненные планы – вступить в брак и жить «счастливо до конца дней», быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками – требуют установления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутствие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели. На протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны «соучастники».

Наиболее остро выражена проблема одиночества в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения  с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений  с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с  друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный  мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:

1. Уникальность судьбы  индивида, актуализация врожденного  «Я», его предельной многозначительности.

2. Трагедия и культура  личности, дающей ей множество  ценностей и идей, которые она  использует для интерпретации  своих переживаний и определения  своего существования. 

3. Социальное окружение  индивида, которое формирует поле  организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.

4. Восприятие других  людей, с которыми могут быть  установлены отношения, могущие  развернуться в двойную реальность  человеческого «Мы».

Космическое измерение  одиночества применяется, как правило, для обозначения трех форм самовосприятия:

1) постижение себя  как цельной реальности, соотносимой  с природой и космосом;

2) причастности к мистическим  (таинственным) аспектам жизни, предельно  близким к Богу или глубинам  бытия;

3) веры человека в  уникальность своей судьбы или  причастность к великим историческим  целям 

Культурное измерение  одиночества проявляется в разъединении с системой нормативных значений и ценностей, которая определяет существенные элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. Примерами проявления одиночества в указанном измерении являются переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в современном мире (исследованные Э. Фроммом), состояние маргинальности, разрыв поколений и т. п. Указанный тип одиночества наиболее характерен для обществ, в которых протекают бурные социальные изменения. Подобное одиночество частый гость мира ученых, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно ели они пытаются ввести ценности, забытые или отвергнутые широкой публикой.

Информация о работе Психология одиночества