Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 22:05, контрольная работа
Краткое описание
Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц.
Оглавление
1. Понятие «лицо», «человек», «индивид», их соотношение. 2. Психологическая структура лица. ІІ. Профессиограмма судьи.
Исходя из понятия структуры
личности по Платонову(*Константи́н Константи́нович
Плато́нов (1906-1984) — советский психолог,
доктор психологических наук и доктор
медицинских наук, профессор. Заслуженный
деятель науки РСФСР.), Платонов понимает
под личностью некую биосоциальную иерархическую
структуру.
Выделил следующие
подструктуры: направленность, опыт(знание, умение,
навыки); индивидуальные особенности
различных форм отражения (ощущение, восприятие,
память) и, наконец, объединенные свойства
поведения.
Недостаток: общая структура
личности интерпретировалась как некая
совокупность ее биологических и социально
обусловленных особенностей.
I.
Знания, умения, навыки - являются основополагающими
звеньями определяющими трудовую деятельность
человека. В процессе труда не только рождается
продукт труда , но и сама личность, его
знания, умения и навыки формируются в
труде.
В трудовой деятельности
происходит взаимосвязь восприятия, ощущений,
памяти, мышления с одной стороны и
темперамента , характера личности
с другой стороны.
Память - психический процесс это запись,
сохранение и последующее воспроизведение
прошлого опыта.
Мышление - процесс познавательной деятельности,
характеризующийся опосредованным и обобщенным
отражением действительности.
Ш.
Темперамент - индивидуально своеобразное
свойство психики определяющее динамику
психической деятельности человека, которые
везде проявляются в одинаковой мере.
Характер - совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
складывающихся в деятельности и общении.
Психологию личности составляют
подсознание, сознание и самосознание.
Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн(1889—1960-советский
психолог и философ, член-корреспондент
Академии наук СССР. Автор статьи «Проблемы
психологии в трудах Карла Маркса» 1934), "фундаментальное значение
имеет сознание... Без сознания, без способности
сознательно занять определенную позицию,
нет личности". Сознание, является тем
структурным компонентом, который цементирует
всю структуру личности.
К.К. Платонов(1906-1984-советский
психолог, доктор психологических наук
и доктор медицинских наук, профессор.
Заслуженный деятель науки РСФСР) считает, что структура личности
складывается из четырех подструктур:
1) биологически обусловленных
особенностей;
2) особенностей отдельных
психических процессов;
3) опыта личности;
4) социально-обусловленных
качеств. Однако точка зрения
К.К. Платонова оспаривается отдельными
учеными-психологами.
Структура личности, полагает
другой психолог А.Г. Ковалев(8 июня 1913, г. Новосиль
Орловской области — 21 июня 2004- известный
советский педагог и психолог), образуется путем соотношении
психических процессов, психических состояний
и психических свойств личности, то есть
в виде единства направленности характера,
темперамента и способностей. В учебнике
"Общая психология" под редакцией
А.В. Петровского(известный отечественный
психолог 14.05.1924 г.-2.12.2014) основными структурными компонентами
признаются также темперамент, характер
и способности.
Если мы проанализируем все
известные точки зрения на психологическую
структуру личности, то придем к выводу
о том, что в этой структуре следует выделять
прежде всего темперамент, характер и
способности.
Темперамент характеризует
тип нервной системы человека. Представляет
собой индивидуально-психологические
особенности личности, в которых проявляется
сила, уравновешенность и подвижность
нервных процессов. Слово "темперамент"
произошло от латинского слова "темпераментум",
означающего "надлежащее соотношение
частей" - четырех жидкостей в теле человека.
Отсюда и происходит название темпераментов:
кровь (сангвие) - сангвиник; слизь (флегма)
- флегматик; желтая желчь (холе) - холерик;
черная желчь (мелано холе) - меланхолик.
Эту систему темпераментов предложил
в V веке до н.э. греческий врач и исследователь
Гиппократ.
Учение о темпераментах было
создано И.П. Павловым.
"Темперамент, - писал Павлов, - есть
самая общая характеристика каждого отдельного
человека, самая основная характеристика
его нервной системы, а эта последняя кладет
ту или иную печать на всю деятельность
каждого индивидуума". Складывается
тип темперамента на основе соотношений
силы, уравновешенности и подвижности
основных нервных процессов - возбуждения
и торможения. Как отмечает К.К. Платонов,
в обычных условиях каждый темперамент
имеет свои преимущества и недостатки.
Обычно сангвинику свойственна общительность;
флегматику выдержка и самообладание;
холерику - страстность, активность, увлеченность
в работе; меланхолику - глубокие переживания,
впечатлительность. К негативным сторонам
темперамента относятся: у сангвиника
- поверхностность, непостоянство, разбросанность;
у флегматика - "толстокожесть", безразличие
к людям, сухость; у холерика - взрывчатость,
стремление к не завершению начатых действий;
у меланхолика - замкнутость и застенчивость.
Характер можно представить
в виде общего качества личности, проявляющегося
через отношения к людям, к делу, к вещам
и себе. В характере отражаются все основные
особенности личности.
Слово "характер" в переводе
с греческого означает "особенность,
черта". Выделяют первичные черты, вторичные
черты и доминирующие черты. Вторичные
черты описывают человека в общем плане.
Для этого используются специфические
эпитеты (активный, волевой, общительный,
деловой, коммуникабельный и т.д.). В процессе
анализа совокупности вторичных черт
выбирают основу для первичных черт. Синтез
первичных черт дает по отношению к конкретному
лицу одну-две доминирующие черты личности:
общительный, замкнутый, эмоциональный,
инертный и т.д.
Существует три составляющих
характера. Одна составляющая включает
систему нравственных качеств человека.
Ко второй относятся волевые качества.
К третьей - эмоциональные качества. Все
три составляющих образуют систему отношений
к людям, делу, себе, вещам.
Способности - это психические
свойства личности, обеспечивающие успешное
овладение какой-либо деятельностью. Изучение
способностей необходимо для познания
интеллекта человека и определения его
пригодности к какому-либо определенному
виду деятельности. Обычно выделяют общие
и специальные способности. К общим способностям
относят общую склонность человека к труду,
работоспособность, богатство воображения,
легкость запоминания. Сюда же включают
широту, глубину, логичность и гибкость
ума и т.д. Общие способности необходимы
для достижения успеха в любой деятельности.
Специальные способности нужны
для успешной работы в каком-то определенном
виде деятельности. Среди них следует
выделить педагогические, управленческие,
лингвистические, организаторские способности
и т.д. К специальным способностям относятся
также познавательные, творческие, диагностические
способности.
При оценке людей важно определить
наличие и уровень развития у них способностей.
Высший уровень развития способностей
называется талантом.
Всестороннее рассмотрение
юридической деятельности, психологических особенностей
труда юриста позволяет увидеть в этой
области наиболее важные направления,
наметить пути повышения эффективности
трудовых затрат работников правоохранительных
органов, более качественно проводить
оценку и отбор лиц, желающих получить
юридическое образование и в последующем
стать юристом.
Основными особенностями
профессиональной деятельности юриста
являются:
правовая регламентация (нормативность)
профессионального поведения, принимаемых
решений работников правоохранительных
органов, юридических служб и других юристов,
профессионально участвующих в правоприменительной
деятельности;
властный, обязательный характер
профессиональных полномочий должностных
лиц правоохранительных органов;
экстремальный характер правоохранительной
деятельности многих юристов, особенно
тех, кто работает в органах суда, прокуратуры,
налоговой службы и налоговой полиции
и т.п.:
нестандартный, творческий
характер труда юриста;
процессуальная самостоятельность,
персональная (для многих - повышенная)
ответственность юристов, работающих
в правоохранительных органах, государственно-правовых
структурах.
Психологический анализ профессиональной
деятельности юриста, помимо социально-психологических
особенностей охватывает также ее структурные
компоненты (подструктуры деятельности).
Выделение этих структурных образований
позволяет дополнить профессиограмму
правоприменительной деятельности (описание
различных объективных характеристик
деятельности и ее требований к индивидуальным
особенностям человека), определить психограмму
(профессионально значимые свойства) личности
юриста и в конечном итоге создать надежную
систему оценки и отбора кандидатов на
службу в правоохранительные органы.
Характерным для всех видов
правоохранительной деятельности является
то, что ее основные структурные элементы
присущи и следственной, и прокурорской,
и судебной, и юрисконсультской деятельности.
Однако в зависимости от особенностей
того или иного вида деятельности удельный
вес, значимость каждой отдельно взятой
подструктуры несколько меняется.
В наиболее обобщенном
виде основными подструктурами профессиональной
деятельности юриста являются:
познавательно-прогностическая
(когнитивная);
коммуникативная (общения);
организационно-управленческая;
воспитательная.
Профессия юриста
предъявляет повышенные требования к
психике, интеллекту, эмоционально-волевым
качествам человека.
В какой бы области
правоприменительной деятельности он
не занимался, его рабочий день нередко
бывает насыщен разнообразными проблемными
ситуациями, различного рода конфликтами,
требующими принятия решений правового
характера, что уже само по себе в гораздо
большей мере, чем в других профессиях,
способствует повышенной утомляемости,
избыточному раздражению, появлению стресса.
Так, в ходе одного исследования
выяснилось, что больше половины опрошенных
прокурорских работников под воздействием
перегрузок в работе постоянно испытывают
отрицательные психические состояния,
усталость, апатию, растерянность. Многие
из них переживают повышенную тревожность,
ощущают малозначительность, ненадежность
своего социального, профессионального
положения. Практически половина
из них жалуется на раздражительность,
головную боль, нарушения сна.
Все это объясняет достаточно
широкую распространенность среди работников
правоохранительных органов различных
психосоматических расстройств и заболеваний,
возникающих под воздействием отрицательных
эмоций и состояний, которые можно было
бы значительно уменьшить, если бы сами
юристы умели использовать естественные
защитные механизмы своей психики от возрастающего
давления нервно-психических перегрузок,
владели бы достаточно простыми и в то
же время доступными приемами нейтрализации
ситуативной усталости, снятия психического
напряжения (релаксации).
С учетом своих индивидуально-психологических
особенностей следует знать, как наиболее
разумно вести себя в стрессогенных ситуациях,
каким образом можно самому снимать у
себя состояние избыточной тревожности,
эмоциональной напряженности, усталости,
повышая при этом эффективность своего
труда, улучшая самочувствие и настроение.
Проще говоря, необходимо научиться оказывать
самому себе неотложную психологическую
помощь, уметь своевременно пользоваться
легкодоступными приемами и средствами
снятия психической напряженности.
Итак, какие наиболее простые
советы, не требующие специальной подготовки,
посторонней помощи, можно дать? Вот некоторые
из них.
Лучше своевременно предупредить
нарастающее состояние эмоциональной
напряженности, чем бороться с ним. Обычно
наиболее распространенными предвестниками
наступающего ухудшения психического
состояния являются все более частые ощущения
усталости, раздражения. Снижается острота
восприятия, ухудшается память, эффективность
мыслительной деятельности.
Первый, достаточно простой
совет: если позволяют условия, сделайте
во время работы небольшой, неплановый
перерыв.
Объективно оценивайте то, что
с вами происходит. Не будьте (хотя бы на
время) максималистом по отношению к себе.
Как часто оказавшись в той или иной непростой
обстановке, люди реагируют не на нее,
а на свое отношение к ней. Порой, переживая
свое неблагополучное психическое состояние
(например, повышенную тревожность, раздражение
и т.п.), мы не задумываемся над тем, что
оно нередко является следствием не той
ситуации, в которой мы оказались, а результатом
нашего отношения к ней, т.е. того, как мы
воспринимаем происходящие события, какую
ценность сами приписываем им, образно
говоря, сквозь какие очки смотрим на то
или иное явление.
Еще две тысячи лет тому назад
стоики в Древней Греции, отыскивая прочное
разумное основание для нравственной
жизни общества, разделяя все человечество
на два класса - мудрых и безумных, считали:
не существует вещей, которые могли бы
так беспокоить нас, как наши собственные
впечатления, представления, взгляды на
вещи. Поэтому стоит поменять их, изменить
свое отношение к происходящему, хотя
бы несколько снизив его значение (спросите
себя в этот момент: с кем этого не происходит?),
как сила воздействующих на наше сознание
факторов снизится. И как следствие этого
уменьшится и характер нашего эмоционального
реагирования.
Постарайтесь внушить себе,
что вы не только "жертва" экстремальной
ситуации, но и ее участник, посмотрите
на себя со стороны. Воздав должное себе,
мысленно отметив свои достоинства, несомненно,
имеющиеся у вас, вспомните, как вам уже
не раз приходилось выходить из трудных
ситуаций, вспомните пережитые вами ранее
чувства радости при преодолении трудностей
и на этом фоне посмотрите на себя со стороны.
Почувствуйте себя участником и одновременно
ответственным за ход того, что происходит.
И вам станет легче, потому что вы почувствуете
себя сильнее. "Даже после сокрушительного
поражения, - писал Г. Селье(Ганс Селье родился
в Вене в 1907 году в семье врача, имеющего
собственную хирургическую клинику в
городе Комарно ,Австро-Венгрия, в Университет
Макгилла в Монреале, где он начал исследовать
вопрос о стрессе в 1936 г. В 1949 году он был
номинирован на Нобелевскую премию.