Психология лица юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц.

Оглавление

1. Понятие «лицо», «человек», «индивид», их соотношение.
2. Психологическая структура лица.
ІІ. Профессиограмма судьи.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по юридической психологии.docx

— 74.31 Кб (Скачать)

формируют у граждан правосознание;

уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

при высокой культуре судебного процесса создают вокруг преступника и его пособников атмосферу морального осуждения;

судебный процесс стимулирует стремление общественного мнения к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

 

Основные стороны профессиограммы судьи: социальная, реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная.

СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА. Судья озабочен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях он проводит публичные процессы по месту работы или жительства тех, кто способствовал правонарушениям, участвует в пропаганде законов среди населения, проводит иную профилактическую работу. Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.

 

Каждый судья проводит в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

 

 РЕКОНСТРУКТИВНАЯ СТОРОНА - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.

Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках уголовно-процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.

Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.

Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ заключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального закона. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального регулирования и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль председательствующему в решении этой проблемы.

УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

 

                                      ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2.Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1980.

3.Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в со¬вершении преступления. М., 1973.

4.Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихо¬логия. М., 1991.

5.Асмолов Г.А. Психология личности. М., 1990.

6.Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

7.Васильев В.Л. Судебная психология. Психологический прак¬тикум для следователей. М., 1979

8.Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1974.

9.Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991.

10.Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1992.

11.Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика модели¬рования предполагаемой ситуации. М., 1993.

12.Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992.

13.Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982.

14.Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

15.Жванков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. М., 1993.

16.Зимин П.П., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент, 1990.

17.Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.

18.Использование специальных познаний при расследовании преступлений. Учебное пособие. Свердловск, 1978.

19.Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.

20.Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: ме¬тодологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.

21.Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экс¬пертизу. М., 1980.

22.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.

23.Личность преступника. Под ред. Кудрявцева В.Н. М., 1975.

24.Методика криминологического изучения личности несовер¬шеннолетнего преступника. М., 1977.

25.Общая психология. Под ред. Петровского А.В. М., 1977.

26.Орзих М.Ф. Личность и право. М., 1975.

27.Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. М., 1992.

28.Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступ¬ника. М.,1982.

29.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1977.

30.Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1980.

31.Сотонин К. Очерки криминальной психологии. Казань. 1925.

32.Типология личности преступника и индивидуальное преду¬преждение. М., 1979.

33.Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1974.

34.Фатеев Н.М. Как провести социально-психологическое ис¬следование в коллективе органа внутренних дел. М., 1993.

35.Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.

36.Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ор¬ганов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992.

37.Франк Л.М. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.

38.Чуфаровский Ю.В. Общение: наука, культура. Ташкент, 1986.

39.Шахриманьян И.К. Психологические основы отдельных следственных действий. М., 1972.

40.Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984.

41.Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

42.Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.

 

 

 


Информация о работе Психология лица юриста