Психология конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:48, реферат

Краткое описание

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Оглавление

Введение
Структура конфликта
Типология конфликтов
Возникновение конфликта
Причины возникновения конфликтов
Конфликтогены
Закономерность: эскалация конфликтов
Типы конфликтогенов.
Как избежать конфликтогенов
Типология конфликтных личностей
Развитие конфликта и его завершение
Технология разрешения конфликта
Управление конфликтом
Предупреждение и стимулирование конфликтов
Регулирование конфликта
4 правила бесконфликтного общения (конфликты в нашей жизни)
Кто живет без конфликта (заключение)
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат про конфликты.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

  Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения.

  Для лучшего понимания конфликта необходимо обозначить, что существует различного рода конфликтное поведение, которое обобщается в следующие виды:

  1. достижение одним субъектом своих целей за счет другого;
  2. частичная и полная уступка одним субъектом своей позиции другому;
  3. взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтных субъектов и достижение какой-то общей цели;
  4. взаимное неудовлетворение интересов противоборствующих сторон и стремление перевести конфликт на новый уровень и новую форму.

  Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами, это конфликтогенный фактор, прежде всего противопоставляющий оппонентов.

  Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.

  Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего  основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства.

  Наличие конфликтной ситуации свидетельствует  о сформировавшихся конфликтогенных  факторах, говорит о появлении инициатора конфликта.

  Типология конфликтов.

  Конфликт, как любое жизненное явление, проанализированное и изученное, обладает рядом существенных признаков.

  Овладеть  конфликтом - прежде всего, обнаружить его сущностные черты, понять его содержание.

  Прежде  всего, конфликты могут различаться  по содержанию, то есть по предмету его столкновения. Если условно обозначить субъект конфликта буквами «S1» и «S2», а предмет их интереса - объект столкновения - «О», то формулой содержания конфликта станет «S1®О¬S2», а дополнением к ней предметное обозначение объекта столкновения. С этой точки зрения, конфликты по их содержанию могут быть охарактеризованы как бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, амбиционные, этические.

  Если  конфликт между субъектами не имеет  предмета столкновения, то он, разумеется, является пустым. В подобном «пустом конфликте» нет содержательного компонента. Основа его - неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов - «Я против, потому что мне сейчас плохо!»

  Схематически эту группу конфликтов можно выразить так:

  (S1® O¬S2)

  Про «пустые» конфликты говорят, что  они яйца выеденного не стоят, и это  очень точно сказано, потому что  основанием такого рода столкновения является временное особое состояние  субъекта, а причина, то есть, объект интереса, отсутствует, столкновение «играется» вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения. Здесь не надо разрешать конфликт, ибо его нет. Но здесь очень надо быть внимательным к Другому, замечать его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние партнера.

  Противоречие  между характеристиками психологических  процессов и свойств психики  двух субъектов порождают психологический конфликт: один субъект при взаимодействии с другим субъектом чувствует себя дискомфортно в силу каких-либо особенностей психики этого партнера взаимодействия, будь это особенности темперамента, мышления, воображения, воли, ощущения.

  Предметом столкновения в психологическом  конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов: S1® особенность свойств и психических процессов ¬S2.

  Последняя разновидность конфликта - конфликт смещенного основания: здесь параллельно присутствуют два предмета интереса двух субъектов, и у каждого - свой, и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Схематически данную группу конфликтов можно отобразить так:   S2®O1           О2¬ S2

  Таким образом, если мы спросим себя, чем  наполнен конфликт или каково содержание конфликта, то нам следует определить объект столкновения или предмет интереса субъектов. Проделав данную духовную работу, мы почувствовали себя значительно легче, мы стали понимать суть происходящего. Более того, обнаружив, что конфликт «пустой» или «смещенного основания», мы отказываемся от поддержания столкновения, приостанавливаем ход события, высвечивая для партнера и для себя самого характер содержания случившегося.

  Осмысливая  содержание конфликта, мы уже приступаем к его разрешению.

  Межличностный конфликт - столкновение интересов двух автономных личностей, заявивших о праве на предмет столкновения. Это самый распространенный вид, когда два человека ведут конфликт и ответственны за его исход.

  Межгрупповой  конфликт - столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов: Sгруппа1® О ¬Sгруппа2. Это могут быть два класса, вступившие в отстаивание своих групповых интересов. Носителями и выразителями интереса группы становятся отдельные лица как представители группы, они выражают волю группы как таковой.

    Внутриличностный конфликт - это конфликт, в котором противоречие возникает между двумя внутренними мотивами одного человека. Проявление внутриличностного конфликта таков: «хочу, но не могу в силу ряда причин» или «и так плохо, и иначе плохо».

  Межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты могут по содержанию быть административными, профессиональными, бытовыми, психологическими, этическими, амбиционными. Разнообразие одной характеристики, помноженное на многообразие другой характеристики конфликта, дает представление о широкой палитре конфликта.

  Способность выделять характеристики конфликта  дает возможность четко классифицировать конфликт, выбрать наиболее адекватный способ его разрешения, а, следовательно, выработать нужную стратегию и тактику  поведения.

  Особое  место занимает конфликт взрослого и ребенка. Он  существенным образом отличается от всего того, о чем мы говорили выше. Здесь заведомо субъекты конфликта неравны по уровню развития. Человек (взрослый), обладает большим жизненным опытом, у него развита способность к осмыслению ситуации. Ребенок же имеет небольшой жизненный опыт, поведение его импульсивно, воля слаба, способность аналитической деятельности развита слабо. Именно поэтому взрослый должен взять на себя ответственность за ход конфликта. Он должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития.

  Дети  учатся разрешать конфликты в  процессе общения со взрослыми. Благодаря  подражанию, они воспроизводят способы  разрешения конфликтов без осознания самого конфликта, опираясь на накопленный опыт, которое дает им наблюдение, они, невольно обобщая, используют этот опыт без боязни конфликтов. Иногда они поражают нас рассудительностью и находчивостью в конфликтной ситуации. Столь же часто умиляют окружающих справедливостью, проявлением в момент столкновения с интересами Другого.

  Возникновение конфликта.

  Конфликт  возникает при наличии конфликтной  ситуации, вне связи с которой нельзя понять данный процесс.

  Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Напряженность есть особое состояние сознания и взаимодействия субъектов, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Напряженность представляет собой обобщающий признак конфликтной ситуации. Напряженность свидетельствует об определенном уровне сознания субъектами назревшего противоречия или противоречий и потребности их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам. Словом, напряженность - это состояние, когда конфликт, как говорится, стучится в дверь.

  Начало  конфликтного действия предполагает наличие  комплекса его мотивов. Мотив - не причина, а обозначение намерений субъектов, что представляется им адекватным обоснованием действий. Мотивы формируются на основе оценивания конфликтной ситуации как побуждающей к активности, а также поведения противника, противоречащего интересам одной из сторон, и собственных действий.

  Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала.

  Реализация  конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называется инцидентом. Это - действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны.

  “Конфликт, - пишут Е. Ксенчук и М. Криянова, - образуют конфликтная ситуация плюс инцидент”.

  Инцидент - это тело конфликта, его материализация, его образ, представленный для зрителя, его норма, помогающая субъекту ясно осознавать выявившееся противоречие. Степень его напряженности быстро растет, вынуждая субъектов искать выходы из противоречия.

  Инцидент  следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием. Если же инцидент является внешним по отношению к конфликтному противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны желающего поскорее разжечь костер конфликта будет не причиной, а поводом.

  Тем не менее, самым глубоким стимулом перерастания конфликтной ситуации в реальный конфликт выступает противоположность интересов. Если исходным пунктом противоборства служит во многих случаях противоречивость ценностей и позиций, то формирование конфликта, так или иначе, ставит проблему трансформации ценностей в трансформацию интересов (Аптер).

  Незамеченная  конфликтная ситуация не столь опасна, как незамеченный инцидент, так как  первое все равно приведет к осознанию существующих противоречий, если они не будут сняты изменением обстоятельств, второе загонит противоречие внутрь, и рост напряженности станет протекать вне сознания, и повторный инцидент сразу взорвет отношения, приняв вдруг для субъектов форму бурного прорыва плотины. Вот когда начинают вспоминать про прецедент, случай, имевший ранее место (лат. «идущий впереди»).

  Чтобы фиксировать происходящее как инцидент и не пропустить прецедента, надо уметь  различать форму протекания данной стадии конфликта.

  Мера  психологического напряжения субъекта.

  Недовольство - ощущение неудовлетворенности и высказывание неудовлетворенности чем-то либо кем-то, проявляется гримасой, интонацией, пластикой, иногда - лексически. С одной стороны, недовольство еще не конфликт, потому что субъект плохо осознает причину такого состояния, объект нереализуемого интереса располагается пока на периферии сознания, но не в центре сознания. С другой стороны, недовольство - уже конфликт, потому что обстоятельства ведут к столкновению интересов, хотя не успели явственно обрисовать противоречие интересов.

  Некий человек просит заменить его на рабочем  месте, во время посещения стоматолога. Коллега соглашается выполнить  просьбу, бурча тихо: «На мне всегда ездят». Кажется, здесь нет конфликта. Но кажется, что здесь и нет отсутствия оного.

  Недовольство  - это легкое покрывало, свидетельствующее, что между субъектами, пока как призрак еле уловимый, летает противоречие. Необнаруженное, и следовательно, неразрешенное, оно, сгущаясь, обретает более четкие очертания превращается в разногласие.

  Разногласие - несходство во мнениях и взглядах, имеющих для субъектов личностный смысл, потому они не могут поступиться своими мнениями и взглядами.

  Следующая ступень развития напряженности  инцидента - противодействие, т. е. действие, препятствующее другому действию.

Информация о работе Психология конфликта