Психология эффективных переговоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Переговоры — древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем.

Оглавление

Введение
Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
Подготовка и проведение деловых переговоров.
Психологические условия успеха на переговорах.
Основные положения в стратегии переговоров и продуктивные тактики их ведения.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения  являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной. Для повышения эффективности подготовки возможны:

  • проведение экономической, правовой или иной экспертизы;
  • составление балансных листов (на листе бумаги записывают разные варианты решения, а против каждого из них - возможные позитивные и негативные последствия его принятия);
  • проведение группового обсуждения отдельных вопросов переговоров по методу «мозгового штурма»;
  • экспертный опрос по оценке вариантов решений;
  • использование компьютерной техники для имитационного моделирования; выявления степени риска и неопределенности; выбора норм и процедур для принятия решений; оптимизации процесса принятия решений с использованием компьютера в качестве «третьей стороны».

     Собственно  переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Для того чтобы ориентироваться  в ситуации переговоров, необходимо хорошо понимать, что представляет собой процесс взаимодействия при ведении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения переговоров:

  • уточнение интересов, концепций и позиций участников;
  • обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);
  • согласование позиций и выработка договоренностей.

     В ходе уточнения интересов и позиций  снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Находится  «общий язык» с партнером по переговорам. Обсуждая вопросы, необходимо убедиться, что под одним и тем же термином стороны понимают одинаковые, а не разные вещи. Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официальных предложений) и предоставлении разъяснений по ним. Внося предложения, стороны тем самым определяют свои приоритеты, свое понимание возможных путей решения проблемы. Этап обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Он приобретает особое значение, если стороны ориентируются на решение проблемы путем компромисса. Во время обсуждения оппоненту показывают, на что и почему сторона не может пойти. Обсуждение является логическим продолжением уточнения позиций. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений партнеров показывают, с чем и почему они принципиально не согласны· или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности. Третий этап - согласование позиций. Выделяют две фазы согласования: сначала согласование общей формулы, а затем - деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.

     Заключительным  периодом переговорного процесса является анализ результатов переговоров  и выполнение достигнутых договоренностей. Принято считать, что если стороны  подписали некий документ, значит, переговоры были не впустую. Но наличие  соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются важнейшим индикатором успеха переговоров. Переговоры можно считать удавшимися, если обе стороны высоко оценивают их итоги.

     Другой  важнейший показатель успешности переговоров - степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по-разному  видеть, насколько проблема решена.

     Третий  показатель успешности переговоров - выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств. Переговоры закончились, но взаимодействие сторон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонента, о том, насколько строго он следует договоренностям.

     После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной и  процессуальной стороны, т. е. обсудить:

  • что способствовало успеху переговоров;
  • какие возникали трудности, как они преодолевались;
  • что не учтено при подготовке к переговорам и почему;
  • каково было поведение оппонента на переговорах;
  • какой опыт ведения переговоров можно использовать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Психологические условия успеха на переговорах.
 

     Существует  ряд психологических условий, которые  повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалога. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор. Основываясь на исследованиях, ученые приходят к следующим выводам относительно роли личностных факторов на переговорах:

  • чем яснее определение ролей в ситуации переговоров, тем меньше влияние личностных факторов на их ход;
  • чем более неопределенны намерения оппонента, тем большее влияние оказывают личностные факторы на переговоры;
  • в сложной ситуации наибольшее значение имеют те ее параметры, которые воздействуют на процессы восприятия участников переговоров или легко поддаются объяснению;
  • чем выше уровень переговоров и чем самостоятельнее участники при принятии решения, тем большее значение имеет личностный фактор.

     Среди личностных качеств и свойств, способствующих конструктивному проведению переговоров, обычно называют высокие моральные качества, ровный характер, развитые способности, нервно-психическую устойчивость, толерантность, нестандартное мышление, решительность, скромность, профессионализм и корпоративное чувство. Другим аспектом личностного фактора является умение участника переговоров учитывать личностные особенности противоположной стороны. Ф. Бэкон писал в эссе «О переговорах»: Если вам предстоит работать с каким-либо человеком, вы должны узнать: либо его характер и пристрастия. - чтобы им командовать; либо слабости и недостатки - чтобы напугать его; либо близких ему людей - чтобы им управлять. Имея дело с умными людьми, нужно вникать в произносимые ими речи. Говорить им следует как можно меньше - и как раз то, чего они меньше всего ожидают. Ведя сложные переговоры, не старайтесь сеять и жать одновременно; медленно подготавливайте почву, и плоды постепенно созреют.

     Знание  личностных особенностей оппонента  и их учет в ходе переговоров позволяют прогнозировать вероятный характер взаимодействия с ним. От деятельности посредника во многом зависит успех переговорного процесса. Это особенно важно, когда посредник имеет дело с длительным сложным конфликтом. Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера, его стиля ведения переговоров. Когда необходимо вести переговоры со всей группой, которая является оппонентом в конфликте, лучше вести диалог не со всеми, а только с представителями. В отличие от рядовых членов представители групп на переговорах не демонстрируют поляризации, а результат является компромиссом между исходными позициями.

     Усиление  контроля общения, в том числе  невербального, позволяет участникам уменьшить влияние эмоций на выбор варианта решения, что позитивно сказывается на результате взаимодействия .Жесткая переговорная позиция может понизить требования другой стороны, вызвать у нее готовность согласиться на меньшее. Но иногда жесткость позиции вызывает такой же ответ. Наличие внешней угрозы для одного из оппонентов повышает вероятность его уступок другой стороне. Угроза должна основываться на действиях, а не на намерениях. С другой стороны, отсутствие у оппонентов желания применить насилие может привести к быстрому решению проблемы. Мирному решению кризисных ситуаций способствует наличие у сторон возможностей воздействовать друг на друга невоенными средствами). Позитивно влияет на результативность переговоров взаимозависимость оппонентов. Она может выражаться в двух аспектах:

     1) между сторонами до конфликта  сложились прочные отношения  и им легче договориться;

     2) стороны связаны перспективами  совместного будущего, которые рассматриваются  как важные.

     Результаты  переговоров существенно зависят  от содержания переговорного процесса, т. е. от проблемы обсуждения. Чем более абстрактна обсуждаемая тема, тем легче участникам достичь согласия. И наоборот, чем значимее для оппонентов в личностном плане проблема, тем труднее придти к согласию. Важным фактором, влияющим на успех переговоров, является время. Как правило, побеждает тот, кто располагает временем. Если переговоры длятся слишком долго, а решение не находится, полезно объявить перерыв. Во время него возможно проведение консультаций, например внутри каждой делегации. Обеденный перерыв снимает уровень напряженности, делает людей более уступчивыми.

     Другим  вариантом выхода из намечающегося  тупика может быть предложение отложить вопрос на более позднее время, после  того как остальные проблемы будут  решены.

     Первым  этапом переговорного процесса может быть ознакомительная встреча (беседа), в процессе которой уточняется предмет переговоров, решаются организационные вопросы, или встреча экспертов, предваряющая переговоры с участием руководителей и членов делегаций. Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов.

     Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания  отношений между партнерами на предварительных  переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими  специалистами. Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров:

     1. Рациональность. Необходимо вести  себя сдержанно. Неконтролируемые  эмоции отрицательно сказываются  на переговорном процессе и  способности принятия разумных  решений. 

     2. Понимание. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений.

     3. Общение. Если ваши партнеры  не проявляют большой заинтересованности, все же постарайтесь провести  с ними консультации. Это позволит  сохранить и улучшить отношения.

     4. Достоверность. Ложная информация  ослабляет силу аргументации, а  также неблагоприятно влияет  на репутацию. 

     5. Избегайте менторского тона. Недопустимо  поучать партнера. Основной метод  - убеждение. 

     6. Принятие. Постарайтесь принять  другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.

     Наиболее  оптимальными днями для переговоров  являются вторник, среда, четверг. Самое  благоприятное время дня - через  полчаса-час после обеда, когда  мысли о еде не отвлекают от решения деловых вопросов. Благоприятная среда для переговоров может быть создана, в зависимости от обстоятельств, в вашем офисе, представительстве партнера или на нейтральной территории (конференц-зал, приспособленные для переговоров номер гостиницы, зал ресторана и т.д.). Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом переговоров и выяснения точки зрения оппонента. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  положения в стратегии  переговоров и  продуктивные тактики  их ведения.
 

    В работах отечественных и зарубежных авторов, как правило, выделяются четыре варианта стратегий переговоров:

    - выигрыш-проигрыш - основная идея этой стратегии заключается в необходимости добиться от оппонента (в данном случае - рассматриваемого как противника) полной капитуляции любой ценой. Негативные моменты такого подхода - оппонент может почувствовать себя ущемленным и на следующем этапе приложит все усилия, чтобы взять реванш;

    - проигрыш-выигрыш - идея полностью противоположна первой. На практике такой вариант встречается крайне редко - в том случае, если позиция одной из сторон слишком слабая, и означает изначальную уступку оппоненту, уход от конфликта;

    - проигрыш-проигрыш - когда одна из сторон (или даже обе) вместо поиска взаимоприемлемого решения жестко стоят на своих позициях, проявляя политику «неразумного эгоизма». В этом случае, как правило, цель переговоров не достигается и обе стороны находятся в проигрыше, потеряв прибыль, которую они могли бы получить в результате договоренности.

    - выигрыш-выигрыш - партнерское отношение  к оппоненту на основе теории  «разумного эгоизма», т.е. сознательного  подчинения собственных интересов  общему результату дела так, чтобы «общий выигрыш» помог реализовать уже личные интересы. Т.е. собственные интересы реализуются полнее, если оппонент (в данном случае рассматриваемый уже как партнер) достигает своих интересов. Такой подход наиболее продуктивен, но предполагает наличие высокого уровня доверия между участниками.

Информация о работе Психология эффективных переговоров