Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
Цель данной работы заключается в психологическом изучении игры, как ведущей деятельности ребенка
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. сделать анализ научной литературы
2. рассмотреть историю детской игры
3. изучить игру как фактор развития психики ребенка
4. выявить влияние игры на разных возрастных этапах
В качестве объекта исследования рассматривается игра как один из ведущих видов деятельности ребенка.
Предметом работы является игровая деятельность ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I: Игра как позитивный фактор развития психики ребенка…………….4
1.1 История изучения проблемы детской игры……………………………......4
1.2 Характеристика игры и ее основные элементы…………………………..12
1.3 Влияние игры на развитие познавательных и психических процессов...19
1.4 Игра и развитие произвольного поведения...…...………………………...28
Глава II: Особенности игровой деятельности дошкольника………………….32
Содержание игр на разных возрастных этапах.………………………….32
Влияние игры на мотивационную сферу дошкольника………………....38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...44
В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, как будто тот может включиться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка, или, напротив, слева или справа от его взора. Ребенок реагирует на звук, поворачивает на него головку и находит взором игрушку.[14]
Для того, что бы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.[17]
Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета, выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия. Как это ни удивительно, но после трех месяцев появляются предпочитаемые игрушки, ими ребенок манипулирует охотнее и чаще; здесь имеют значение форма, цвет игрушки и другие ее качества. Конечно, в столь малом возрасте действия ребенка еще мало скоординированы.[17]
Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего малыша. В наборе для младенца должны быть прежде всего легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев большую радость – он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.
Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с его игрушками. Теперь и он может повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.[17]
От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь-восемь месяцев ребенок уже по-разному манипулирует разными игрушками.
Помимо пластмассовых погремушек ребенку надо давать резиновые игрушки-пищалки (это могут быть всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С ними можно затевать простые игры. Мама спрашивает: «Где Ваня?»( резиновый мальчик). Ребенок ищет игрушку глазами, находит и тянется к ней или просто смотрит. Мама поддерживает его усилия: «Вот он Ваня!». Она эмоционально подкрепляет ребенка: « Молодец! Нашел Ваню». С куклой можно играть: укладывать спать, отправлять на прогулку и пр. Такая игра опережает развитие самого малыша, но она ведет за собой это развитие. Если ребенок еще пока не способен ни в какой форме принять участи в игре, не надо волноваться. Он все равно примет такую игру через месяц.[17]
Младенцам кроме погремушек нередко дарят металлические и мягкие игрушки. С ними надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии.
В девять месяцев ребенок, с которым постоянно занимаются, легко находит в своей книжке изображения и правильно называет их. «Где зайка? Где волк?» - спрашивает взрослый, и малыш с радостью указывает на изображение. « Где у киски глазки? А ушки? А носик?» Это следующий этап освоения картинок. И снова можно сказать, что не имеет значения, если ребенок в данный момент не может показать то, что требуется. Очень скоро он этому научится.[17]
Ребенку этого возраста можно давать карандаш и бумагу. Малыш с радостью манипулирует этими предметами: завертывает карандаш в бумагу, стучит им по бумаге, рвет, мнет, берет в рот; при этом он может случайно коснуться очином карандаша бумаги, и на ней останется след. Заметив нечто новое, малыш будет стараться повторить штрихи.
Таким
образом он практически осваивает
способы воспроизведения и
К концу младенческого возраста следует много разговаривать с ребенком по поводу игрушек и предметов обихода. У ребенка в этот период формируется пассивный запас слов (он начинает связывать звучащее слово конкретным предметом), это- основа для развития активной речи.
Что же касается мягких игрушек, то их надо показывать ребенку, учить его нежному отношению к таким игрушкам: мать вдвоем с ребенком гладят, например, мишку, обнимают его, укладывают спать. Мягкая игрушка, возможно, будет с ребенком многие годы. Поэтому выбор ее – серьезное дело; она должна быть красивой и приятной на ощупь.[17]
В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия - как бы искусственные органы человека, которые он ставит между собой и окружающей действительностью. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития: в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. Так, копать песок совочком нужно совсем не так, как рукой. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. В раннем возрасте ребенок еще только начинает осваивать орудия. Если он зачерпнул совочком песок и хочет насыпать его в ведерко, то мы видим, как сыпется песок из совка и как мало песка он доносит до ведерка. На первых порах действия малыша скорее всего не орудийные, а ручные. Только тогда, когда происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия, возникает орудийное действие.
Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.[17]
Таким образом, мы видим, что переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов: они начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественно опыте. С помощью взрослого ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом. Среди игрушек ребенка мы находим множество таких, которые в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки и т.п.). Использование предмета по его функциональному назначению (в игре и в реальной ситуации) приводит ребенка раннего возраста к пониманию того, что каждый предмет существует для чего-то; так у ребенка формируется представление о том, что существует мир постоянных вещей.[17]
Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее – в младшем и даже в среднем школьном возрасте.
Но и
теперь, в раннем детстве взрослый
предлагает ребенку куклу или
игрушечную зверушку как объект для
эмоционального общения. Ребенка учат
покровительствовать, проявлять заботу,
сопереживать игрушке во всех ее перипетиях,
которые создают взрослые во время игры
с ребенком. Играя куклой или игрушечной
зверушкой, ребенок учится эмоциональному
отождествлению. В последующие годы эта
игрушка может стать настоящим доверительным
другом ребенка. Поэтому для того, чтобы
ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически
приемлемой.[17]
2.2Влияние игры на мотивационную сферу дошкольника
Потребность
в деятельности как своеобразный
компонент мотивации наиболее ярко проявляется
в таком виде деятельности как игровая.
Игра является ведущей деятельностью
дошкольного возраста, оказывая влияние
на развитие наглядно-образного мышления
ребенка, формирования внутреннего плана
действий и произвольности поведения
и деятельности и определяя тем самым
формирование всех основных психологических
новообразований дошкольного возраста.
Игра содержит в себе все тенденции развития;
она источник развития и создаёт зоны
ближайшего развития; за игрой стоят изменения
потребностей и изменения сознания общего
типа, указывал Л.С.Выготский.[6] Современные
исследования игровой деятельности дошкольника
подтвердили правильность идей Л.С.Выготского.
было установлено, что важнейшие стороны
психики, в частности формирование личности
ребёнка, развивается преимущественно
в игре. Благодаря ей в сознании дошкольника
выделяются и осмысливаются социально
принятые этические нормы поведения, формируется
основной движущий мотив личностного
развития- быть как взрослый.
Вывод
ко II главе: Внутри игровой деятельности
начинает складываться и учебная деятельность,
которая позднее становится ведущей деятельностью.
Элементы учения вводит взрослый, они
не возникают непосредственно из игры.
Дошкольник начинает учиться играя - к
учению он относится как к своеобразной
ролевой игре с определенными правилами.
Однако, выполняя эти правила, ребенок
незаметно для себя овладевает элементарными
учебными действиями. У дошкольника появляется
желание учиться и складываются первоначальные
умения. Таким образом, можно сказать,
что игровая деятельность оказывает положительное
влияние на мотивационную сферу дошкольника.
Заключение
В заключении представляется необходимым отметить, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. На основе сделанной работы можно сделать вывод, что игра является фактором позитивного развития психики ребенка, что характеризуется тем, что у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции, они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что у ребенка появляется внутренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.