Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
Цель данной работы заключается в психологическом изучении игры, как ведущей деятельности ребенка
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. сделать анализ научной литературы
2. рассмотреть историю детской игры
3. изучить игру как фактор развития психики ребенка
4. выявить влияние игры на разных возрастных этапах
В качестве объекта исследования рассматривается игра как один из ведущих видов деятельности ребенка.
Предметом работы является игровая деятельность ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I: Игра как позитивный фактор развития психики ребенка…………….4
1.1 История изучения проблемы детской игры……………………………......4
1.2 Характеристика игры и ее основные элементы…………………………..12
1.3 Влияние игры на развитие познавательных и психических процессов...19
1.4 Игра и развитие произвольного поведения...…...………………………...28
Глава II: Особенности игровой деятельности дошкольника………………….32
Содержание игр на разных возрастных этапах.………………………….32
Влияние игры на мотивационную сферу дошкольника………………....38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...44
2. В
соответствии с темой строится
сюжет, сценарий игры; к сюжетам
относят определенную
3. Третьим
элементом в строении игры
становится роль как
4. Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших — соблюдение правила в игре.
5. Игровой
материал и игровое
6. Ролевые
и реальные отношения - первые
отражают отношение к сюжету
и роли (конкретные проявления
персонажей), а вторые выражают
отношение к качеству и
Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3—5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.[6]
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что ребенок стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.
Сюжетно-ролевая
игра имеет социальную природу и
строится на все расширяющемся
Д. Б. Эльконин,
рассмотрев структуру сюжетно-ролевой
игры, показал, что центральным компонентом
ее выступает роль - соответствующий
принятым в обществе нормам, правилам
способ поведения людей в различных ситуациях.[17]
Выполнение роли ставит ребенка перед
необходимостью действовать не так, как
он хочет, а так, как это предписано ролью,
подчиняясь социальным нормам и правилам
поведения. Дошкольник встает на позицию
другого человека, причем не одного, а
разных. Таким образом, перед ребенком
открываются не только правила поведения,
но и их значение для установления и поддержания
положительных взаимоотношений с другими
людьми. Осознается необходимость соблюдать
правила, т.е. формируется сознательное
подчинение им.[11] Сюжетно-ролевая игра
позволяет малышу понять мотивы трудовой
деятельности взрослых, раскрывает ее
общественный смысл. Если первоначально
в выборе роли главное место занимает
ее внешняя привлекательность: бескозырка,
фонендоскоп, погоны, то в процессе игры
раскрывается ее социальная польза. Теперь
ребенок понимает, что воспитатель воспитывает
детей, врач их лечит. Чем старше ребенок,
тем большую самостоятельность он проявляет
в выборе и использовании предметов-заместителей,
тем меньшее значение для замещения играет
внешнее сходство, а большее - сходство
функциональное, и тем шире круг предметов,
которые он замещает. Немаловажное значение
для развития игровой деятельности имеют
предметы-атрибуты. Они помогают ребенку
взять на себя роль, спланировать и развернуть
сюжет, создать игровую ситуацию. Они как
бы обеспечивают внешние условия для реализации
роли, облегчая малышу ролевое поведение.
Ребенку легче выполнять роль врача, когда
он в белом халате и шапочке. В старшем
дошкольном возрасте ребенок все меньше
нуждается во внешних атрибутах, потому
что такой опорой становятся представления
о функции взрослых. Игра всегда предполагает
создание воображаемой ситуации, которую
составляют ее сюжет и содержание. Сюжет
- та сфера действительности, которая моделируется
детьми в игре. А, следовательно, выбор
сюжета всегда опирается на определенные
знания. Именно поэтому на протяжении
всего дошкольного возраста игры в «семью»
являются любимыми для детей, так как они
сами ежедневно включены в подобные отношения,
а значит, имеют о них наиболее полное
представление. Постепенно дошкольники
начинают вводить в свои игры сюжеты из
любимых сказок и кинофильмов. В играх
переплетаются реальные и сказочные сюжеты,
причем воссоздаваемая сфера реальности
продолжает расширяться по мере включения
ребенка в более сложные общественные
отношения. К бытовым сюжетам присоединяются
профессиональные, а затем и социальные.
Богатство и разнообразие сюжетов тесно
связано с богатством детского воображения.
В то же время создание сюжетов игр стимулирует
развитие детской фантазии, творческой
деятельности. Самым маленьким детям сюжет
подсказывает игрушка или атрибут, который
попал в их поле зрения, привлек внимание.
Игра малышей недлительна, сюжеты очень
неустойчивы, однообразны. Обычно они
состоят из одной, реже двух сюжетных линий.
Например, мама и дочка убирают дом или
моют посуду. В среднем дошкольном возрасте
дети начинают планировать сюжет до начала
игры в соответствии со своими интересами.
На протяжении игры прослеживается несколько
сюжетных линий: мама не только ухаживает
за дочкой, но и водит ее в театр, детский
сад, шьет ей платье. Дети начинают объединять
игры с разными сюжетами, например мастерская
игрушек, магазин и детский сад. С развитием
игровых умений и усложнением игровых
замыслов дети начинают вступать в более
длительное общение. Сама игра требует
этого и способствует этому. Стремление
воспроизвести в игре взаимоотношения
взрослых приводит к тому, что ребенок
начинает нуждаться в партнерах, которые
играли бы вместе с ним. Отсюда возникает
необходимость договориться с другими
детьми, вместе организовать игру, включающую
несколько ролей. В совместной игре дети
учатся языку общения, взаимопониманию
и взаимопомощи, учатся согласовывать
свои действия с действиями другого. Объединение
детей в совместной игре способствует
дальнейшему обогащению и усложнению
содержания игр. Опыт каждого ребенка
ограничен. Он знаком со сравнительно
узким кругом действий, выполняемых взрослыми.
В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают
друг у друга имеющиеся знания, обращаются
за помощью к взрослым. В результате игры
становятся многообразнее. Усложнение
содержания игр ведет, в свою очередь,
не только к увеличению количества участников
игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений,
к необходимости более четкого согласования
действий. Разновидностью сюжетно-ролевой
игры являются строительные игры и игры-драматизации.
Эту группу игр иногда называют творческими.
В них дети не просто копируют те или иные
стороны жизни взрослых, а творчески их
осмысливают, воспроизводя с помощью ролей
и игровых действий. Другая группа игр
- это игры с правилами, специально созданные
взрослыми в воспитательных целях. К ним
относятся дидактические и подвижные
игры. Основу этих игр составляют четко
определенное программное содержание,
дидактические задачи. Взрослый обучает
детей таким играм, и лишь затем они проводят
их самостоятельно. Дадим краткую характеристику
строительных, дидактических и подвижных
игр.[5] Строительные игры помогают ребенку
понять мир сооружений и механизмов, созданных
руками человека. Любая строительная игра
содержит интеллектуальную задачу «Как
построить?», которую ребенок решает с
помощью различных материалов и действий.
Испытывая трудности в достижении желаемого
результата, дошкольник понимает, что
не владеет необходимыми умениями. Тогда
возникает стремление научиться строить,
приобрести новые умения. В строительной
игре дети получают реальный результат
в виде постройки. Расширение представлений
детей об окружающем рукотворном мире,
приобретение коммуникативных умений
и технических, «строительных» навыков
приводит к появлению коллективных строительных
игр. В структуру подвижных игр входят
игровые действия, правила и материал,
а также нередко роль и сюжет. Правила
в таких играх выделены до начала игры,
открыты для ребенка. Хотя подвижные игры
прямо направлены на развитие основных
движений и формирование двигательных
качеств, они оказывают влияние на многие
стороны психического развития ребенка.
Прежде всего, это касается нравственно-волевой
сферы личности. В коллективных подвижных
играх происходит становление организаторских
и коммуникативных умений ребенка. В играх-соревнованиях,
играх-эстафетах старший дошкольник учится
удерживать цель деятельности, действовать
по инструкции взрослого, контролировать
свое поведение и действия. Ребенок проверяет
свои возможности, гордится достигнутым
результатом (когда, например, прибежал
первым) и в то же время учится радоваться
удаче товарища, сопереживать трудностям,
проявлять взаимопомощь.
Особым видом игровой деятельности является
дидактическая игра. Она создается взрослым
специально в обучающих целях, когда обучение
протекает на основе игровой и дидактической
задачи. В дидактической игре ребенок
не только получает новые знания, но также
обобщает и закрепляет их. У дошкольников
развиваются познавательные процессы
и способности, они усваивают общественно
выработанные средства и способы умственной
деятельности.
1.3 Влияние игры на развитие познавательных и психических процессов
Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как «познавательный эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Проблеме «познавательного эгоцентризма», возможности его преодоления и перехода мышления на более высокую ступень развития посвящено довольно много разнообразных исследований.[17]
Процесс
перехода от уровня мышления, характерного
для дошкольного периода
В одной из своих ранних работ Ж. Пиаже обратил внимание на яркое проявление эгоцентризма при решении детьми задачи Вине о трех братьях. Суть такого решения заключается в том, что, правильно указывая, сколько у него братьев, ребенок не может правильно указать, сколько братьев у кого-либо из его братьев, т. е. встать на точку зрения одного из своих братьев. Так, если в семье два брата, то на вопрос: «Сколько у тебя братьев?» — ребенок правильно отвечает: «У меня один брат, Коля». На вопрос же: «Сколько братьев у Коли» — он отвечает: «У Коли нет братьев».[17]
Впоследствии этот основной симптом эгоцентризма, т. е. господства в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения, был получен Ж. Пиаже и его сотрудниками при решении самых разнообразных задач, содержанием которых являлись пространственные отношения и отношения между отдельными сторонами различных явлений.
Эксперимент
проводился по классической схеме экспериментально-
Предварительно детей знакомили с отношениями внутри семьи. Для этого перед ребенком ставились три куклы, изображавшие братьев, и две куклы, изображавшие родителей. В ходе беседы с ребенком устанавливались отношения: родители, сын, брат. После того как дети относительно легко ориентировались в родственных отношениях внутри этой кукольной семьи, родители уходили, оставались только братья или сестры, и начинался процесс формирования, проходивший через две фазы. В первой фазе эксперимента ребенок при помощи экспериментатора отождествлял себя с кем-либо из братьев (сестер), называл себя именем куклы, принимал на себя ее роль, роль одного из братьев, и рассуждал с этой новой позиции.
Например, если ребенок в этой ситуации становился Колей, то он должен был определить, кто у него братья, указывая на других кукол и называя их имена, а затем назвать свое имя, т. е. установить свою позицию. Ребенок последовательно отождествлял себя со всеми куклами и определял, кто в каждой из этих ситуаций становится его братьями, а затем — кем он становится, если его братья — вот эти куклы.[17]
Весь эксперимент велся на куклах, ребенок видел перед собой всю ситуацию и одновременно высказывал свое мнение по поводу каждой ситуации. Затем эксперимент проводился на условных графических обозначениях братьев. Братья обозначались цветными кружками, и дети, принимая роль того или иного брата, обводили своим цветом братьев, одновременно называя их имена. Так ребенок переходил, в чисто условном плане, последовательно на позиции всех братьев. Наконец те же действия производились в чисто вербальном плане. Переход от действия на куклах к действиям на графических обозначениях и наконец в чисто вербальном плане происходил только после того, как ребенок достаточно свободно производил действия заданным способом.[17]
Контрольные замеры, проведенные после этой фазы формирования, показали, что окончательного преодоления «познавательного эгоцентризма» при этом не происходит. Только у, некоторых детей были получены более высокие уровни решения контрольных задач. Анализ результатов этого контрольного эксперимента позволил выявить феномен, который мы назвали « последовательной центрации». Принимая условно каждый раз новую позицию, новую роль, с которой ребенок рассматривает ситуацию, он все же продолжает вычленять хотя каждый раз и новые, но только очевидные для него взаимосвязи. Однако эти позиции существуют как не связанные между собой, не пересекающиеся и не координированные друг с другом. Дети. связаны той позицией, которую они в каждом отдельном случае занимают, не предполагая одновременного наличия точек зрения других лиц и других аспектов рассматриваемого объекта или ситуации. Дети не замечают, что, заняв другую позицию, они сами в глазах других участников (в нашем эксперименте — других кукол) стали другими, т. е. воспринимаются иначе. Будучи Колей, ребенок видит, что он стал братом для Андрея и Вити, но не видит еще того, что в качестве Андрея он стал братом других лиц, т. е. не только у него появились новые братья, но и он сам стал братом других лиц.[17]
Мы уже указывали, что Ж. Пиаже интересовался игрой только в связи с возникновением символической функции. Его интересовал индивидуальный символ, посредством которого ребенок приспосабливает, по мысли Пиаже, чуждый ему мир к своей индивидуальной эгоцентрической мысли. Действительно, в индивидуальной игре, в которой ребенок в лучшем случае имеет в качестве партнера куклу, нет жесткой необходимости ни в смене позиции, ни в координации своей точки зрения с точками зрения других участников игры. Возможно, что при этом игра не только не выполняет функцию «моральной и познавательной децентрации», но и, наоборот, фиксирует еще больше личную, единственную точку зрения ребенка на предметы и отношения, фиксирует эгоцентрическую позицию. Такая игра действительно может уводить ребенка от реального мира в замкнутый мир его индивидуальных желаний, ограниченных рамками узкосемейных отношений.[17]
В советской психологии широкое развитие приобрели исследования формирования умственных действий и понятий. Разработке этой важнейшей проблемы мы обязаны прежде всего исследованиям П. Я. Гальперина и его сотрудников. П. Я. Гальпериным в результате многочисленных экспериментальных исследований, носивших характер экспериментально-генетического формирования умственных действий и понятий, были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами проходит закономерно следующие этапы: этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях; этап формирования того же действия в плане громкой речи; наконец, этап формирования собственно умственного действия (в некоторых случаях наблюдаются еще и промежуточные этапы, например формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т. п.). Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.[17]
Одной из нерешенных до настоящего времени, но вместе с тем важнейших проблем является проблема соотношения функционального и онтогенетического, возрастного развития. Нельзя представить себе процесс онтогенетического развития без функционального, если принять, конечно, основной для нас тезис, что психическое развитие ребенка не может происходить иначе, чем в форме усвоения обобщенного опыта предшествующих поколений, фиксированного в способах действий с предметами, в предметах культуры, в науке, хотя развитие и не сводится к усвоению.[17]