Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:57, реферат
В настоящее время важное место в сознании значительной части населения нашей страны занимают суеверия. Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.
САЕНКО Ю.В. ПСИХОЛОГИЯ И СУЕВЕРИЯ
Ю.В. Саенко
Психология и суеверия
В настоящее время важное место в сознании значительной части населения нашей страны занимают суеверия. Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.
Когнитивный подход. В этом случае суеверия анализируются как представления, как попытка понять необъяснимое и неизвестное. Так, Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира. А. Леман подчеркивает, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами; пыталось получить власть над внешним миром, недостижимую обыкновенными средствами. По словам П.П. Блонского суеверия играют огромную роль в «первобытной науке», являясь увековечением какого-нибудь прецедента навсегда и позволяя прогнозировать будущее. Т.е., суеверия можно считать элементарными средствами памяти и воображения.
П.Я. Гальперин указывает на такую функцию суеверий как классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал. По К. Леви-Стросу, первобытные классификации, хотя и основаны на чувственно воспринимаемых сходствах и различиях, служат упорядочиванию и организации внешнего мира, преодолению хаоса.
И.Р. Габдуллин придерживается мнения
о том, что предрассудки выполняют
роль предварительных априорных
суждений: живущий повседневными
заботами человек придерживается практического
мышления, разделяя предметы на классы
по грубым (а не существенным) признакам,
и не рассуждая, поскольку неведение
в каком-то вопросе мешает ему
быть эффективным. Предрассудок является
сверхобобщенной и
По словам В. Мезенцева, суеверия основываются
на вере в чудесное, сверхъестественное,
возникающей от недостатка знаний.
Как сверхъестественное воспринимается
все, что выходит за пределы повседневного
опыта и не укладывается в привычные
представления. Г.Г. Почепцов определяет
суеверия как предрассудок, состоящий
в том, что индивид принимает
за реальность неведомые силы, способные
предвещать события, и считает возможным
влиять на них. Суеверие включает в
себя допущение, что от этих сил можно
найти защиту или вступить с ними
в компромисс. Устойчивость суеверий
связана с тем, что случаи их подтверждения
прочно фиксируются, а факты ошибочности
вытесняются. Сохранению и распространению
суеверий способствует желание заглянуть
в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных
ситуаций. Суеверия более широко распространяются
в экстремальных
И. Дзялошинский считает, что суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.
Итак, можно сказать, что суеверия
– это негибкие знания, с трудом
или вообще не изменяющиеся, ограниченные
применением в повседневной, бытовой
деятельности, не связанной с умственным
трудом. Суеверия можно рассматривать
как форму психического отражения
окружающего и внутреннего
Другим подходом к пониманию
суеверий можно считать аффективно-
Б. Рассел иррационализм рассматривал как неверие в объективные факты, полученные объективными методами, и как потакание человека своим непосредственным неосознанным желаниям и эмоциям. Вера в реальность, отличную от той, о которой говорят органы чувств, возникает в состоянии эмоциональной напряженности.
По мнению некоторых авторов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях.
Чувство бессилия перед таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного опыта и связывать между собой явления, в действительности не связанные никакими отношениями, т.е. мыслить дологично. В. И. Лебедев в качестве психологических факторов суеверий называет страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.
И.Д. Ялом считает, что функция магических
верований заключается в защите
индивида от страха старения и смерти,
от страха перед реальностью. Иллюзорные
верования ослабляют
Д.В. Ольшанский показывает, что суеверия
являются механизмом психологической
защиты, самопомощи для людей, испытывающих
постоянное беспокойство, с трудом
переносящих состояние
Следуя теории А. Маслоу, можно сказать,
что суеверия как стереотипные, привычные
способы решения проблем
Обобщая все выше сказанное, можно
утверждать, что суеверия избавляют
человека от страха перед неизведанным,
рождают «уверенность в завтрашнем
дне». Отсутствие соответствующей уверенности
в кризисных ситуациях
Тесно примыкает к вышеназванному пси
По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира. Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности. Магию, также как и объективные знания используют для максимально быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных знаний – без учета объективных причинно-следственных связей, без точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т.е. принцип реальности приносится в жертву принципу удовольствия.
Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия
можно рассматривать как
Итак, согласно психоаналитическому подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с опорой на обстоятельственную и объектную атрибуцию.
Согласно бихевиористскому подх
В соответствии с социально-нравственным подхо
Благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным способом контроля над группой посредством императивного приобщения к системе моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции. Норму поведения, закрепленную в суеверии, характеризует всеобщее признание в обществе или группе. Разрешения и запреты подобного рода не нуждаются в переосмыслении или оправдании: вопрос о том, какова цель запрета и от кого он исходит, вообще не встает перед индивидом.
В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее. Так, К.К. Платонов называет суеверия рудиментарными осколками прошлых религий. С точки зрения Б.Ф. Поршнева, суеверия как проявления доисторического сознания, являются продуктом несвободы, свойственной родо-племенным традициям и обычаям. Как утверждает М. Мюллер, первоначально в момент их возникновения в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т.е. связь с породившей. В.Я. Пропп рассматривает суеверие наряду с колдовством и магией как вытесненный и преследуемый обычай или обряд, совершаемый тайно и не согласующийся с хозяйственной и социальной структурой народности на данном этапе ее развития.
Наиболее продуктивным нам представляется
аффективно-мотивационный