Психологическое заключение детей о готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе ………………………………………………………………..……. 5
Психологическая характеристика ребенка предшкольного возраста …………. 5
Современные подходы к проблеме ………………………………………..…..... 9
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности дошкольников к школе …………………………………………………….……... 16
2.1 Организация процедуры диагностики ………………………………………….. 16
2.2. Описание и результаты диагностических методик …………………………… 18
2.3. Анализ результатов исследования ……………………………………………... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...…… 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………….………………………………………….…. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Психологическое заключение о готовности к школе старших дошкольников.docx

— 65.72 Кб (Скачать)

У детей дошкольников преобладает аффективно-потребностная, мотивационная сфера, логическое мышление и умение обобщать предметы, явления. Выраженность данных показателей подтверждают закономерные особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Преобладание выраженности данных особенностей отражают сформированность психологической готовности ребёнка к школе.

Таким образом, с помощью интерпретации данных, мы установили, что низкая психологическая готовность к школе доминирует у девочки Нины. Наблюдения за этой девочкой так же показало, что у нее явно повышенный уровень тревожности, она замкнута, не уверена в себе.

На основе полученных результатов необходимо составить психокоррекционную программу, которая помогла бы не только девочке улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психологической готовности к школе.

Исследуя воспитательное воздействие в детском саду, мы считаем, что задачей детского сада выступает постепенное закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом образовательного учреждения.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы.

В период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

В процессе написания курсовой работы был проведен анализ современных концепций проблемы психологической готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Были выявлены следующие центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

  • новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
  • в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
  • в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
  • в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Кроме того, нами были рассмотрены методы диагностики психологической готовности к школе.

В процессе практической работы нами было проведено полное обследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.

В результате было выявлено, что 90% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической готовности к школе.

Для детей, которые имеют низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, было предложено составить коррекционную программу, включающую в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, что потребность к общению и к познавательной деятельности дошкольников создаёт условия для формирования становления внутренней позиции школьника как основного критерия психологической готовности ребёнка к школе.

 

 

 

 

Список Литературы

 

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2010. – 98с.
  2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 2010. – №8. – С. 66–74.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. - М., 1983. – 641с.
  4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.: МГУ, 2012. – 154с.
  5. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: МГУ, 2010. – 84с.
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: МГУ, 2011. – 94с.
  7. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: МГУ, 2010. – 126с.
  8. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г.  Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М.: МГППУ, 2012. - 210с.
  9. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: МГУ, 2010. – 97с.
  10. Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 428с.

 

 

 

 


Информация о работе Психологическое заключение детей о готовности к школе