Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 00:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, военных формированиях и органах. Прохождение службы представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Однако, несмотря на достаточно жесткое регулирование законодательством процесса прохождения воинской службы, случаи получения военнослужащими физического и психического ущерба во время её прохождения продолжают иметь место. Объяснением этому является то, что данный вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств.

Файлы: 1 файл

Психологические условия обеспечения безопасности личности военно.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Уровень личной безопасности по-разному представлен у обладателей  разных типов копинг-стратегий. Изучение личной безопасности рассматривалось в контексте выявления копинг-стратегий как значимого показателя её уровня. Установлено, что копинг, ориентированный на решение задачи преобладает у 19% (n=86), на избегание – 54% (n=243), на эмоции – 27% (n=121) всей выборки. Из 19% военнослужащих, предпочитающих копинги, ориентированные на решение задачи, оценивали личную безопасность как очень высокую в 11% случаев, удовлетворительную – 6%, низкую – 2%. Из 54% военных, выбирающих копинги, ориентированные на избегание, оценивали личную безопасность следующим образом: очень высокая – 7%, удовлетворительная – 12%, низкая – 35%. Из 27% военнослужащих, использующие копинги, ориентированные на эмоции, оценивали личную безопасность как очень высокую – в 4% случаев, удовлетворительную – 9%, низкую – 14%.

На предпочтение конкретного  вида поведения оказывают влияние  не только ситуативные переменные, но и личностные. Выбор копинг-стратерий, ориентированных на решение задачи характерен для военнослужащих, с высокими эмоционально-волевыми качествами: из 19% военнослужащих с копингом, ориентированным на решение задачи 16% – с высокими эмоционально-волевыми качествами. Среди военнослужащих, с копингами, ориентированными на эмоции лишь 3% – с высокими эмоционально-волевыми качествами, на избегание – 17% человек с высокими эмоционально-волевыми качествами.

У военнослужащих с высокой  степенью стрессоустойчивости и  социальной адаптации, наблюдался выбор копингов, ориентированных на решение задачи в 13% случаев. Военнослужащие, не отличающие высокой стрессоустойчивостью и социальной адаптацией, склонны выбирать копинги, ориентированные на избегание (29%) и на эмоции (7%).

Анализ данных, полученных с помощью  методики определения индивидуальных копинг-стратегий Хайма, показал, что военнослужащие предпочитают непродуктивные копинг-стратегии в 41% случаев.

Прослеживается взаимосвязь  между выбором продуктивных, относительно продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий и оценками военнослужащими личной безопасности. Лица, выбирающие продуктивные копинг-стратегии, отличались следующими особенностями: они оценивали личную безопасность как очень высокую в 14% случаев, как удовлетворительную – в 8%, как низкую – в 3%. Лица, предпочитающие относительно продуктивные копинг-стратегии, оценивали безопасность как очень высокую – в 9%, удовлетворительную – в 11%, низкую – в 14%. Лица, предпочитающие непродуктивные копинг-стратегии, оценивали безопасность как очень высокую – в 7%, удовлетворительную – в 12%, низкую – в 22%.

Выявлена взаимосвязь  между выбором продуктивной копинг-стратегии  и личностными особенностями  военнослужащих. Так, выбор продуктивных копинг-стратегий был свойственен  военнослужащим, отличавшихся хорошими адаптационными способностями, высокой и хорошей стрессоустойчивостью, хорошо развитыми эмоционально-волевыми качествами, надёжным уровнем морально-психологических способностей, нервно-психической устойчивостью, сангвинистическим типом темперамента (табл. 3).

 

Таблица 3

Взаимосвязь личностных особенностей военнослужащих и выбора

продуктивных копинг-стратегий

 

Личностные особенности  военнослужащих

%

Высокие адаптационные  способности

77,1

Высокая стрессоустойчивость

82,5

Хорошо развитые эмоционально-волевые  качества

55

Надёжный уровень морально-психологических способностей

61

Высокая нервно-психическая  устойчивость

59


 

Лица, выбиравшие непродуктивные или относительно продуктивные стратегии совладания отличались неудовлетворительными адаптационными способностями, критическими или находящимися в зоне неустойчивости морально-психологическими состояниями, нервно-психической неустойчивостью. Им свойственен выбор копинг-стратегий, направленных на избегание проблемы, а не на ее решение (табл. 4).

 

Таблица 4

Взаимосвязь личностных особенностей военнослужащих и выбора

непродуктивных  копинг-стратегий

 

Личностные особенности  военнослужащих

Выбор непродуктивных копинг-стратегий (в %)

Неудовлетворительные  адаптационные способности

53

Низкая стрессоустойчивость

42,5

Низкие эмоционально-волевые  качества

62,1

Морально-психологические состояния в зоне неустойчивости

57,4

Нервно-психическая неустойчивость

69


 

Выявлены  корреляционные связи между безопасностью  и копинг-стратегиями: достаточно высокую  взаимосвязь имеет безопасность с копинг-поведением, ориентированным на избегание (0,812, p<0,01) и на эмоции (0,812, p<0,01).

Данный этап эксперимента показал:

- уровень личной безопасности  по-разному представлен у военнослужащих, недавно приступивших к выполнению новых обязанностей и прослуживших более одного года. Так, недавно прибывшие (до 6 месяцев службы) оценивали личную безопасность ниже, по сравнению с лицами, отслужившими более года. Однако к концу военной службы отмечается некоторый рост числа военнослужащих, имеющих высокий уровень личной безопасности;

- лица, оценивающие личную безопасность как низкую, склонны выбирать непродуктивные копинг-стратегии, направленные на избегание проблемы, а не на ее решение; кроме того, они отличались неудовлетворительными адаптационными способностями, низким уровнем эмоционально-волевых качеств, критическими морально-психологическими состояниями;

- на предпочтение конкретного  вида поведения оказывают влияние  не только ситуативные переменные, но и личностные. Так, выбор  копинг-поведения, ориентированного  на решение задачи, характерен для военнослужащих с высокими эмоционально-волевыми качествами, стрессоустойчивостью и социальной адаптацией, нервно-психической устойчивостью. Военнослужащие, не отличающие высокой стрессоустойчивостью и социальной адаптацией, склонны выбирать копинги, ориентированные на избегание.

Таким образом, были получены данные об особенностях выбора копинг-стратегий  военнослужащих и их зависимости  от уровня безопасности.

Оказать положительное  влияние на оценку уровня личной безопасности военнослужащих и обеспечить в трудных жизненных ситуациях выбор ими продуктивных копинг-стратегий способна психокоррекционная программа, которая предполагает организацию сложного комплексного и многомерного процесса, направленного на развитие познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер личности, сферы межличностных отношений, в целом на развитие личности и личностный рост, а также развитие и коррекцию сферы профессионального становления, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности военных.

Об эффективности психокоррекционной программы свидетельствуют результаты диагностики после завершения тренинговой работы. Так, среди военнослужащих уменьшился процент тех, чьё морально-психологическое состояние (МПС) находилось в зоне неустойчивости – на 7%, и увеличилось на 4% количество военных с надёжным уровнем морально-психологических состояний. Кроме того, изменились показатели нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих: хороший уровень составил – 29%, удовлетворительный – 42%, неудовлетворительный – 25%. Снизился низкий (на 3%) и неудовлетворительный (на 9%) уровень адаптационных способностей и стал выше процент высоких (на 4%) и удовлетворительных (на 8%) адаптационных способностей. На 9% повысился высокий уровень стрессоустойчивости и на 9% стал ниже низкий уровень. Кроме того, в 53% случаев военнослужащие выбирали продуктивные копинг-стратегии. Ранее выбор продуктивных копинг-стратегий наблюдался лишь в 37% случаев (табл. 5).

 

Таблица 5

Результаты  диагностики личностных особенностей военнослужащих

до и после тренинговой работы (в %)

 

Личностные особенности  военнослужащих

До

После

Хороший уровень НПУ

18

29

Удовлетворительный уровень  НПУ

48

42

Неудовлетворительный  уровень НПУ

34

25

Низкий уровень адаптационных  способностей

20

17

Неудовлетворительный  уровень адаптационных способностей

71

48

Высокие адаптационные  способности

9

13

Высокий уровень стрессоустойчивости

48

51

Низкий уровень стрессоустойчивости

52

49

МПС в зоне неустойчивости

18

11

Надёжный уровень МПС

5

9

Продуктивные копинг-стратегии

25

53

Относительно продуктивные копинг-стратегии

34

24

Непродуктивные копинг-стратегии

41

23


 

Полученные результаты подтвердили действенность разработанной  нами коррекционной программы. На их основе мы формулируем следующие рекомендации по осуществлению работы по обеспечению безопасности военной службы:

1. В целях создания  психологических условий, определяющих  безопасность служебной деятельности необходимо внедрение военными психологами и управленческим составом мер по социальной защите и психологической помощи и реабилитации военнослужащих. Эти меры предусматривают специальные формы и методы работы, адекватного информационного, организационного и научно-методического обеспечения прохождения военнослужащими воинской службы.

2. Для совершенствования  психологической работы в воинских частях и соединениях:

- разработать комплекс  мер, направленных на формирование  мировоззрения, военно-профессиональных установок, позиций, ценностных ориентаций, принципов, норм и правил поведения военнослужащих, а также на повышение правовой и нравственной культуры военно-служебных отношений;

- осуществлять психологическую  подготовку личного состава к  несению службы через развитие  положительно действующих мотивов,  быстроты формирования новых навыков и новой динамики психических процессов;

- осуществлять диагностику  уровня психологической готовности  солдат к деятельности в экстремальных  условиях военной службы, оценивать  качество деятельности и уровень развития профессионально важных качеств личности, благодаря чему возможно прогнозирование эффективности деятельности военнослужащих в специфических условиях службы.

3. В целях развития  представлений о военной службе:

- в воинских частях  командирам и должностным лицам  по воспитательной работе организовать ознакомление военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, с нормативными требованиями военной службы, их обязанностями и правами;

- вооружить призывников  знаниями о воздействии боевой  обстановки на человека и его  поведение и разработать типовые  и индивидуальные программы подготовки военнослужащих к профессиональной деятельности;

- внедрить специализированные  формы активного обучения (тренингов), направленные на выработку и  развитие у военнослужащих качеств  и навыков, обеспечивающих адекватное поведение при выполнении конкретных учебно-боевых и боевых задач (практические занятия, тренировки по подготовке психики личного состава к действиям в реальной обстановке, формирование психической готовности к бою, преодоление чувства страха, психическая адаптация к управлению оружием и боевой техникой в процессе их эксплуатации).

В заключении обобщаются результаты проведенной работы, делаются основные выводы:

1. Служебно-боевая деятельность  представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств. По своим основным характеристикам данная деятельность отличается от других видов деятельности тем, что ей присущи ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, требующая особой подготовки, эмоционально-волевой устойчивости. Именно поэтому, служебно-боевую деятельность, по праву можно признать экстремальной.

2. В результате изучения  специфических условий военной службы и их психологических особенностей военнослужащих, установлено, что прохождение службы сопровождается нарушениями психологической безопасности личности. Так как безопасность выступает комплексной характеристикой психологического благополучия личности, её нарушение отражается на социальных контактах, эмоциональной сфере, и самое главное – на психическом здоровье военнослужащих.

Информация о работе Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих