Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 00:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, военных формированиях и органах. Прохождение службы представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Однако, несмотря на достаточно жесткое регулирование законодательством процесса прохождения воинской службы, случаи получения военнослужащими физического и психического ущерба во время её прохождения продолжают иметь место. Объяснением этому является то, что данный вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств.

Файлы: 1 файл

Психологические условия обеспечения безопасности личности военно.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Психологическая защита как реальное психическое  явление впервые было описано в психоанализе. Согласно позиции психоанализа, автоматизированное действие механизмов психологической защиты является результатом сложного взаимодействия четырёх факторов: а) врождённого темперамента; б) природы стрессов, пережитых в раннем детстве; в) защит, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры; г) усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.

В настоящее время  проблема психологической защиты является одной из самых актуальных. Ее рассмотрению посвящены работы Ф.В. Бассина (1969), В.А. Ташлыкова (1984), З.Я. Горностаева, Л.В. Орлова (1993); Е.Л. Доценко (1994), Р.М. Грановской, И.М. Никольской (1998), Е.В. Чумакова (1999) и др.

Для описания характерных способов поведения  человека в различных ситуациях часто используется понятие «психологическое преодоление». С.К. Нартова-Бочавер (1997) указывает на то, что копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Автор выделяет следующие признаки копинга: 1) ориентированность, или локус копинг (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (дает желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

Практически во всех работах  авторы подтверждают обусловленность  способа психологического преодоления  жизненных сложностей половыми стереотипами: женщины (и феминные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и мускулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации (Нартова-Бочавер С.К., 1997). Если принять, что возрастные проявления феминности характеризуют лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм копинга. Существуют и некоторые общие, достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм копинг-стратегий. Наименее эффективными, по мнению ряда авторов, является избегание и самообвинение, достаточно действенным считается реальное преобразование ситуации или ее перетолкование.

Неоднозначно оцениваются  эмоционально-экспрессивные формы  преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса. Однако есть исключение, которое составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека.

Под механизмами совладания (coping) понимаются «как поведенческие  усилия, так и внутрипсихические  усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т.е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы» (Adler A., 1983; цит. по: Киршбаум Э., Еремеева А., 2000).

Механизм совладания имеет сложную структуру, что позволяет достичь более полного соответствия не только с субъектом, но и с ситуацией. Этому способствует развёрнутость во времени по нескольким этапам процесса реализация действия механизмов совладания: когнитивная оценка ситуации и собственных ресурсов преодоления → разработка механизмов преодоления экстремальности с целью адаптации, «когнитивная репетиция» → осуществление собственно процесса совладения. Среди основных стратегий совладания рассматриваются следующие: преобразующие стратегии совладания; приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации; вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий; образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий; влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания.

Вторая глава  «Экспериментальное исследование обеспечения  безопасности личности военнослужащих» посвящена изучению проблем, связанных с особенностями воинской службы, спецификой психических состояний, возникающих у военнослужащих в период прохождения воинской службы, взаимосвязью между психическими состояниями военнослужащих и уровнем их личной безопасности.

В параграфе 2.1. «Организация и методы исследования взаимосвязи психологических характеристик состояний и деятельности военнослужащих, проходящих воинскую службу» определены условия и специфика экспериментального установления психологических особенностей военнослужащих с низкой оценкой личной безопасности.

Выборка включала 450 военнослужащих, проходящих воинскую службу в возрасте от 18 до 24 лет.

В ходе исследования в  качестве внешнего критерия использовались данные об оценках личной безопасности. В качестве зависимых переменных рассматривался комплекс личностных особенностей, характеризующих нервно-психическую устойчивость, коммуникативные способности, морально-психологические состояния, адаптационные способности. Процедура экспертной оценки включала комплексную оценку уровня личной безопасности, выполненную военнослужащими.

В результате психодиагностического обследования был получен массив эмпирических данных, отражающий психологические особенности военнослужащих и их личную безопасность. Эти эмпирические данные были подвергнуты математико-статистической обработке с привлечением первичных и вторичных статистик.

В параграфе 2.2. «Результаты исследования психологических особенностей военнослужащих» анализируются полученные результаты исследования безопасности военнослужащих. Выделяются три группы солдат, отличающихся уровнями оценок личной безопасности: очень высокий – 12,3%, удовлетворительный – 30%; низкий – 57,7%.

Выявлено, что из 57,7% военнослужащих с низким уровнем личной безопасности у 19,3% (n=87) выборки морально-психологическое состояние находится в зоне неустойчивости, у 38,4% (n=173) – в зоне критического морально-психологического состояния. Из 30% военнослужащих, оценивающих личную безопасность как удовлетворительную, 13% военнослужащих данной выборки отличаются неустойчивым морально-психологическим состоянием, 10% – критическим и 7% – стабильным. У солдат с очень высоким уровнем личной безопасности преобладают стабильный – 7,2%, надёжный – 5,1% уровень морально-психологического состояния.

Наряду с отрицательными морально-психологическими состояниями, возникающими у военнослужащих в процессе прохождения воинской службы, особое место занимает нервно-психическая неустойчивость. В качестве факторов, способствующих развитию нервно-психического напряжения, ряд авторов выделяют следующие: слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней; психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старослужащими; грубость и педагогические ошибки командиров; особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и др. (Ковзель Н.Н., Кокутин С.А., Лукьянцев А.А., Симоненков С.Ю. и др., 2004).

Установлено, что высокая  нервно-психическая устойчивость –  у 0%, хорошая – у 18% (n=81), удовлетворительная – у 48% (n=216), неудовлетворительная – у 34% (n=153) всей выборки. Результаты показали наличие прямой связи между уровнем безопасности и нервно-психической устойчивостью (табл. 1).

 

Таблица 1

Распределение выборки военнослужащих с очень  высокими, удовлетворительными и низкими оценками личной безопасности по уровням нервно-психической устойчивости (в %)

 

Нервно-психическая

устойчивость

Уровень личной безопасности

Очень

высокий

Удовлетворительный

Низкий

Хорошая

10,2

0

0

Удовлетворительная

2,1

13

14,7

Неудовлетворительная

0

17

43


 

Высокие, низкие и неудовлетворительные адаптационные способности представлены следующим образом: высокие – 9% (n=40), неудовлетворительные – 71% (n=319), низкие – 20% (n=90). Военнослужащие с неудовлетворительными и низкими адаптационными способностями не способны успешно адаптироваться к условиям военной службы и вследствие этого представляют собой объект повышенного риска с точки зрения нарушений нервно-психической деятельности.

У военнослужащих с низким уровнем личной безопасности высокие, низкие и неудовлетворительные адаптационные способности представлены следующим образом: высокие – 11,2% (n=28), низкие – 39,5% (n=101), удовлетворительные – 17% (n=44). У военнослужащих с удовлетворительным уровнем личной безопасности высокие адаптационные способности проявились у 6% (n=27), низкие – у 9% (n=40), удовлетворительные – у 15% (n=67).

Оценка личной безопасности в среде военнослужащих зависит от наличия дружеских связей и оценки военнослужащего как лидера в вопросах службы, стрессоустойчивости, а также адаптационных способностей личности. Среди военнослужащих, оценивающих личную безопасность как низкую (57,7%), наблюдаются отсутствие дружеских связей (23%), а также низкая стрессоустойчивость и социальная адаптация (43%). Военнослужащие с низкой оценкой личной безопасности избегают самостоятельного решения поставленной задачи, уступают давлению группы, не проявляют личной инициативы, не высказывают оригинальных идей, работают пассивно, равнодушно, не берут на себя функции руководителя, мало содействуют достижению цели.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального  опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Анализ данных, полученных с помощью методики ценностных ориентаций личности (ЦОЛ), показал, что преобладает фактор 1 – у 51% (n=230) всей выборки, фактор 2 – у 38% (n=170), фактор 3 – у 11% (n=50). Военнослужащие, по своим ценностным ориентациям относящиеся к фактору Ф1, больше всего заняты собой, своими чувствами, проблемами, пытаются навязать свою волю группе, окружающие в их присутствии чувствуют себя скованно. Военнослужащие с ценностными ориентациями Ф2 избегают самостоятельного решения поставленной задачи, уступают давлению группы, не проявляют личной инициативы, не всегда помогают своим товарищам. Военнослужащие с ценностными ориентациями Ф3 в выполнении задачи проявляют малую инициативу, помогают отдельным членам группы, берут в свои руки руководство людьми, в их присутствии все чувствуют себя свободно, не уклоняются от непосредственного решения сложной задачи.

Статистический анализ данных показал наличие корреляционных связей между безопасностью и  индивидуальными особенностями  военнослужащих (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Результаты  корреляционного анализа связей индивидуальных особенностей

военнослужащих и уровня их личной безопасности

 

Индивидуальные особенности  военнослужащих

Безопасность

1. Морально-психологические  качества

- 0,060

2. Нервно-психическая  устойчивость

0,2303

3. Адаптационные способности

0,303

4. Стрессоустойчивость

0,8323

5. Эмоционально-волевые  качества

0,744

6. Ценностные ориентации  Ф1

0,075

7. Ценностные ориентации  Ф2

- 0,575

8. Ценностные ориентации  Ф3

- 0,0583

9. Шкала общей интернальности

0,191

10. Шкала интернальности  в области достижений

0,75

11. Шкала интернальности  в области неудач

0,699

12. Шкала интернальности  в области семейных отношений

0,812

13. Шкала интернальности  в области производственных отношений

0,485

14. Шкала интернальности  в области межличностных отношений

0,699

15. Шкала интернальности  в области здоровья и болезни

0,466


 

Таким образом, были выявлены исходные данные об индивидуальных особенностях военнослужащих, которые были использованы в основной части исследования при изучении их влияния на личную безопасность.

В параграфе 2.3. «Психологические особенности взаимосвязи  уровня личной безопасности и копинг-поведения  военнослужащих» приведены экспериментальные данные изучения особенностей личной безопасности военнослужащих с различным типом копинг-поведения.

Было установлено, что уровень личной безопасности по-разному представлен у военнослужащих, недавно приступивших к выполнению новых обязанностей и прослуживших более одного года. Так, из недавно прибывших (до 6 месяцев службы) 52,5% оценивали личную безопасность ниже, по сравнению с лицами, отслужившими более года (47,5%). Кроме того, у них отмечались нервно-психическая неустойчивость и критическое морально-психологическое состояние.

Информация о работе Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих