Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 00:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, военных формированиях и органах. Прохождение службы представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Однако, несмотря на достаточно жесткое регулирование законодательством процесса прохождения воинской службы, случаи получения военнослужащими физического и психического ущерба во время её прохождения продолжают иметь место. Объяснением этому является то, что данный вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств.

Файлы: 1 файл

Психологические условия обеспечения безопасности личности военно.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАТЬЯНЧЕНКО НАТАЛЬЯ  ПЕТРОВНА

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

 

19.00.01 – общая психология, психология личности,

история психологии

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи – 2008

 

 

Работа выполнена в лаборатории  развития личности

Института образовательных технологий

Государственной академии наук («Российской  академии образования»)

 

 

Научный руководитель –  доктор психологических наук, доцент

           Краснянская Татьяна Максимовна

 

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

            Лидак Людмила Валентиновна 

 

           доктор психологических наук, доцент

            Тылец Валерий Геннадьевич 

 

 

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»  

 

 

 

 

Защита состоится  27  ноября 2008 г. на заседании Диссертационного совета Д 008.016.01 в «Институте образовательных технологий» при Учреждении Российская академия образования по адресу: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д. 10а.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке «Института образовательных технологий»  при Учреждении Российской  академии образования по адресу: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д. 10а.

 

 

Автореферат разослан 18 октября 2008 г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук,

доцент      О.В. Непша

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, военных формированиях и органах. Прохождение службы представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Однако, несмотря на достаточно жесткое регулирование законодательством процесса прохождения воинской службы, случаи получения военнослужащими физического и психического ущерба во время её прохождения продолжают иметь место. Объяснением этому является то, что данный вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств. По своим основным характеристикам военная служба отличается тем, что ей присущи ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, требующая особой подготовки и эмоционально-волевой устойчивости, использование современных инженерно-технических средств.

Исходя из вышеперечисленных факторов, определяющих специфику служебно-боевой деятельности, можно сказать, что она, по своей сути, является экстремальной. Кроме этого, экстремальный характер службы связан с отрывом от дома, постоянной боевой готовностью, использованием боевой техники, требованиями к профессиональным и психологическим качествам военнослужащих. Именно поэтому прохождение военной службы зачастую сопровождается нарушениями психологической безопасности личности, что оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние военных, на качество социального взаимодействия, психическое и соматическое здоровье военнослужащих. Такое положение послужило поводом для усиления внимания общества к вопросам соблюдения прав военнослужащих и обеспечения безопасности призывника.

Безопасность подвергается многоаспектному  анализу, как общественными деятелями, так и широкой научной общественностью. Так, основы информационно-психологической безопасности рассматриваются в работах А.В. Брушлинского, А.Е. Войскунского, Г.В. Грачева, А.К. Грязнова, Г.М. Зараковского, Т.М. Краснянской, Е.Ю. Митрохина, С.Ю. Решетина, В.М. Розина, С.К. Рощина, П.И. Сатлейкина, В.А. Соснина, А.Н. Сухова, И.И. Ткачева и др. Морально-психологическое давление, информационно-психологическое воздействие исследуется в работах В.Д. Аносова, А. Егорова, Т.С. Кабаченко, В.Е. Лепского, С.П. Расторгуева, Г. Силласте и др. Кроме того, в рамках военной психологии обращение к вопросам безопасности военнослужащих происходит при изучении межличностных отношений, воинской дисциплины, влияния обстановки современного боя на психологию воинов и воинских коллективов, психологическим основам регуляции и саморегуляции психических состояний военнослужащих в экстремальных условиях (Военная психология, 1972; Ответчиков А.В., 1991; Панарин И., 1995; Военная психология и педагогика, 1998; Психология и педагогика. Военная психология, 2004).

Таким образом, вопрос обеспечения  безопасности личности в процессе прохождения  воинской службы приобретает значимость по целому ряду соображений.

Во-первых, прохождение военной  службы зачастую сопровождается нарушениями психологической безопасности личности военнослужащего, что оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние военных, на качество социального взаимодействия, психическое и соматическое здоровье военнослужащего.

Во-вторых, успех вхождения в  боевую ситуацию определяется, прежде всего, уровнем психологической готовности к войне, положительно действующими мотивами, быстротой формирования новых навыков и новой динамики психических процессов. Такие качества у военнослужащих должны присутствовать всегда, так как сохранять боевую готовность им необходимо и в мирное время. Поэтому, одним из важнейших условий эффективности деятельности воинов, являются своевременное и непрерывное морально-психологическое воздействие командира, политработника на их поведение.

В-третьих, прохождение военной службы в большинстве случае связано с отрывом от семьи, близких, друзей, привычного круга общения, что зачастую становится причиной переживания личностью депрессий и морально-психологических срывов.

В-четвёртых, в процессе прохождения  воинской службы велика вероятность появления типов личности с аморальными и криминальными наклонностями, которые насаждают так называемые неуставные взаимоотношения.

В-пятых, практикой востребовано проведение комплекса работы по обеспечению  условий психологической безопасности призывника, значительный пласт работы при этом должен осуществляться психологом, обеспечивающим подготовку призывника к самообеспечению безопасности в ходе военной службы.

Однако, несмотря на практическую востребованность изучения вопросов психологической безопасности призывника, специальных исследований, посвящённых этой тематике явно недостаточно. Неразработанность данной проблемы определяет актуальность диссертационного исследования.

С учетом вышеизложенного проблема исследования следующая: каковы психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащего? Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.

Объектом исследования является совокупность психических состояний, возникающих у военнослужащих в процессе прохождения воинской службы.

Предмет исследования: психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих.

Гипотезы исследования:

1. Прохождение воинской службы  представляет собой особый вид  экстремальной деятельности, которому присущи ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, использование современных инженерно-технических средств. Предъявляя к личности военнослужащего особые требования, в определенных условиях воинская служба сопровождается нарушением его психологической безопасности.

2. Нарушение психологической  безопасности военнослужащего связано  со снижением его благополучия  в эмоциональной сфере, морально-психологическом  состоянии, нервно-психической устойчивости  личности и качеств социальных контактов с сослуживцами.

3. Эффективным условием обеспечения  психологической безопасности личности  в процессе прохождения воинской  службы выступает использование продуктивных копинг-стратегий, которые повышают уровень адаптивности, стрессоустойчивости личности, а также способствуют поддержанию нормальных межличностных контактов в воинском коллективе.

4. Повышению уровня психологической  безопасности личности в процессе прохождения воинской службы способствует специально разработанная тренинговая программа, направленная на комплексное повышение психологического благополучия личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:

1. Анализ теоретических положений  и практики по проблеме психологической безопасности личности.

2. Выявление научных подходов  к изучению психологических условий  прохождения воинской службы.

3. Конкретизация понятия, содержания  и видов совладающего поведения как условия обеспечения безопасности личности.

4. Экспериментальное выявление психологических условий обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы.

5. Разработка тренинговой программы,  направленной на создание психологических условий, способствующих обеспечению безопасности личности в процессе прохождения воинской службы.

Основные положения, выносимые  на защиту:

1. Прохождение военной службы сопровождается нарушениями психологической безопасности личности военнослужащего, что отражается на социальных контактах, эмоциональной сфере, морально-психологическом состоянии и нервно-психической устойчивости личности.

2. Существенное влияние на уровень  личной безопасности военнослужащих оказывает развитие их адаптационных способностей и характер взаимоотношений в коллективе. Чем ниже адаптационные способности и хуже отношения с сослуживцами, тем ниже военнослужащие оценивают личную безопасность.

3. Одним из условий  обеспечения безопасности личности  в процессе прохождения воинской службы является использование продуктивных копинг-стратегий. Лица, использующие продуктивные копинг-стратегии лучше справляются с новой ситуацией, адаптируются к условиям службы, налаживают социальные связи в коллективе, у них выше уровень стрессоустойчивости и морально-психологических состояний.

4. Психокоррекционная программа, направленная на развитие познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер личности, сферы межличностных отношений, на развитие личности и личностный рост, а также развитие и коррекцию профессионального становления, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности способна оказать положительное влияние на оценку уровня личной безопасности военнослужащих и обеспечить в трудных жизненных ситуациях выбор ими продуктивных копинг-стратегий.

Научная новизна исследования заключается в том, что безопасность личности в процессе прохождения воинской службы стала предметом самостоятельного комплексного научного исследования. В диссертации:

- конкретизировано научное представление  о специфике профессиональной деятельности военнослужащих (экстремальный характер службы, связанный с отрывом от дома, постоянной боевой готовностью, использованием боевой техники) и о требованиях к профессиональным и психологическим качествам военнослужащих (преданность Родине, желание служить, а также высокие адаптационные способности, нервно-психическая устойчивость, морально-психологические качества, стрессоустойчивость);

- выявлены факты, приводящие  к нарушению личной безопасности  военнослужащих (неуставные взаимоотношения, неспособность сопротивляться стрессу, неустойчивые морально-психологические состояния, неудовлетворительные адаптационные способности);

- обоснована необходимость обеспечения  безопасности военной службы (высокий  травматизм на службе; отрицательные психические состояния и т.д.);

- определена сущность и структурное обеспечение личной безопасности военнослужащих (мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты);

- спроектирована система обеспечения  личной безопасности военнослужащих (развитие познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер личности, сферы межличностных отношений, личностного роста, профессионального становления, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности).

Разработанные в исследовании положения  и выводы способствуют развитию теоретических основ изучения безопасности личности военнослужащего и могут быть использованы для продолжения исследования психологической безопасности личности военнослужащего.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем конкретизируется содержание и особенности проявления психологической безопасности личности в процессе прохождения воинской службы; выявляются условия, способствующие сохранению психологической безопасности, раскрываются психологические последствия ее нарушения для личностного благополучия военнослужащего.

В работе представлено детальное исследование психических состояний, свойственных личности призывника в экстремальных  условиях воинской службы; показано и  раскрыто их влияние на эффективность  решения им служебных задач, а также качество организации повседневного межличностного взаимодействия с сослуживцами.

Значимость работы связана  также с уточнением психологических  особенностей совладающего поведения, характерного для личности призывника в специфических условиях воинской службы, с созданием организационно-методического обеспечения безопасности личности военнослужащих. В диссертации представлена программа обеспечения безопасности личности, определены функции и задачи войсковых частей и их сотрудников в реализации этой работы.

Таким образом, результаты исследования будут способствовать разработке содержательных аспектов профессиональной деятельности военнослужащих, расширят научное представление о средствах обеспечения безопасности личности, послужат основой для дальнейших исследований в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в том, в нем представлены результаты решения важной прикладной задачи по обеспечению безопасности военнослужащих. Показано, что обеспечение безопасности должно рассматриваться как важная часть практической деятельности военных психологов и управленческого состава, включающей мероприятия социальной (государственной) защиты, а также психологической помощи и реабилитации, предусматривающих специальные формы и методы работы, адекватного информационного, организационного и научно-методического обеспечения.

Информация о работе Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих