Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 00:23, автореферат
Актуальность темы исследования. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, военных формированиях и органах. Прохождение службы представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Однако, несмотря на достаточно жесткое регулирование законодательством процесса прохождения воинской службы, случаи получения военнослужащими физического и психического ущерба во время её прохождения продолжают иметь место. Объяснением этому является то, что данный вид деятельности представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники и других средств.
Полученные результаты позволяют осуществлять диагностику уровня психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях военной службы, оценивать качество деятельности и уровень развития профессионально важных качеств личности. На этой основе возможно прогнозирование эффективности деятельности военнослужащих в специфических условиях службы.
Практическая значимость исследования также состоит в получении эмпирических данных и выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию условий психологического обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы, которые могут быть использованы: в военной практике управленческим составом; в практической деятельности военных психологов; при проведении других научных исследований; в учебном процессе на факультетах психологического профиля, а также могут стать основой для разработки типовых и индивидуальных программ подготовки военнослужащих к профессиональной деятельности.
Проведенное исследование в определенной мере устраняет пробелы, имеющиеся в обеспечении безопасности военнослужащих, а разработанная на основе экспериментальных данных тренинговая программа поможет обеспечить высокий уровень безопасности личности в процессе прохождения воинской службы. Полученные исследовательские результаты могут оказать положительное воздействие на деятельность органов военного управления и должностных лиц органов военного управления по совершенствованию условий поддержания психологической безопасности военнослужащих.
Методологическую основу исследования составили: принципы детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин), активности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко); единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), связи индивидуального и общественного (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский), единства теории – эксперимента – практики (Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин и др.); личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя); гуманистические подходы к личности (Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, И.Б. Котова, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрываются: психологические характеристики личности в особых экстремальных ситуациях (расстройства психической деятельности, и как следствие, возникновение состояний страха, тревоги, эмоционального напряжения, неврозов, шока, истерических реакций и т.п.), специфические условия прохождения воинской службы (ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, требующая особой подготовки, эмоционально-волевой устойчивости, использование оружия и боевой техники), психологические особенности безопасности личности, теоретические подходы к содержанию и механизмам совладающего поведения (Адлер А., Киршбаум Э., Еремеева А., Анцыферова Л.И., Туманов Е.Д., Нартова-Бочавер С.К., Краснянская Т.М., Брушлинский А.В., Войскунский А.Е., Грачев Г.В., Грязнов А.К., Зараковский Г.М., Митрохин Е.Ю., Решетин С.Ю., Розин В.М., Рощин С.К., Сатлейкин П.И., Соснин В.А., Сухов А.Н., Ткачев И.И. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе воинских подразделений Калужской области. Общая численность военнослужащих, вовлеченных в обследование, равна 450 человек.
Исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. в три этапа:
Первый этап (май 2005 – ноябрь 2005 г.). Изучение и анализ литературы, посвященной различным аспектам психологической безопасности личности; знакомство с тематически близкими исследованиями; выявление основных направлений в изучении проблемы психологических условий обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы; проведение пилотажных исследований с целью выявления состояния научной проблемы, позволивших обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель, сформулировать гипотезу и задачи исследования. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка и обоснование его программы.
Второй этап (ноябрь 2005 – сентябрь 2006 г.). В ходе экспериментальной работы были обследованы военнослужащие и выявлены характеристики психических состояний, проанализированы особенности взаимоотношений, определены наиболее часто выбираемые копинг-стратегии в процессе воинской службы, степень сопротивляемости стрессу, выявлены особенности морально-психологических состояний солдат. На данном этапе проверялась гипотеза исследования и уточнялась система понятий. Результатом этого этапа явилась разработка программы психологического обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы.
Третий этап (сентябрь 2006 – февраль 2008 г.). Апробирована программа психологического обеспечения безопасности личности военнослужащего; проведен анализ эмпирических данных, полученных в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов, проведено оформление результатов исследования в виде диссертации.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ научной психологической литературы по проблемам безопасности; комплекс эмпирических методов: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование (методика определения уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз», методика оценки копинг-поведения в стрессовых ситуациях, опросник Айзенка, экспресс-методика определения морально-психологического состояния военнослужащего, определения стрессоустойчивости Холмса и Ранге, методика оценки адаптивных способностей, методика изучения направленности личности ЦОЛ, методика определения уровня социального контроля УСК, методика личностного профиля кризиса, тест Лазаруса, тест Хэйма), методы экспертной оценки и социометрии; методы математико-статистической обработки эмпирических данных; интерпретационные методы.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием фактического материала, многообразием используемых методов, адекватных целями и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов между собой и результатов эмпирического исследования. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях:
- I Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», Кисловодск, 2006;
- II Международной научно-
- V Международном конгрессе «Мир
на Северном Кавказе через
языки, образование, культуру»,
- IV съезде психологов «Психология
– будущему России», Ростов-на-
Материалы диссертации отражены в 9 публикациях автора, в том числе двух статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых изданиях, согласно перечню ВАК.
Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 210 источников и приложения. Работа содержит 11 таблиц и 36 рисунков. Общий объём работы составил 238 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснованы актуальность исследуемых проблем, формулируются цель, задачи, методология и методы исследования, представлены основные положения, выносимые на защиту. Кроме этого, раскрыты научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования.
В первой главе «Теоретические предпосылки обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы» рассмотрены основные теоретические вопросы, касающиеся понятия и особенностей личной безопасности, психологических особенностей прохождения воинской службы и копинг-поведения в системе обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы.
В параграфе 1.1. «Безопасность личности как предмет психологического исследования» проблемы безопасности рассматриваются в рамках психологических школ: психоаналитической, гештальтпсихологии, когнитивного направления, экзистенциальной и гуманистической психологии. Так, психоаналитическая психология рассматривала безопасность личности как безусловный позитив. Её основоположник З. Фрейд считал, что основная опасность для человека исходит из глубин его бессознательного, которое способно на субъективном уровне придать угрожающую окраску даже внешне нейтральным факторам. В построение психологической теории безопасности вклад З. Фрейда состоит в обосновании того, что прямым фактором нарушения безопасности человека является любая ситуация, включающая в себя потерю любви или объекта любви, а также в проведении анализа динамики источников опасностей и их влияния на развитие человека в его детские годы.
К. Хорни показала ведущую роль потребности в безопасности для детского возраста. В рамках своей теории, К. Хорни выделила несколько типов поведенческих стратегий, к которым ребёнок вынужден прибегать, чтобы справиться с чувством недостаточной безопасности: это ориентация на людей, ориентация от людей и ориентация против людей.
Экспериментальные исследования в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин), позволили получить важные данные о процессе восприятия, лежащем в основе исходных шагов обеспечения человеком личной безопасности.
Когнитивное направление в психологии (Д. Миллер, У. Найссер, К. Шеннон, Дж.А. Келли) исходило из признания того, что наибольшую опасность для человека представляет собой неадекватность связей, устанавливаемых им с внешним миром, что проявляется в отсутствии или неполноте имеющейся у него информации. Переход от опасности к безопасности интерпретировался в данном научном ракурсе как преодоление этой неадекватности через преобразование неопределённости информации в определённость.
В социально-когнитивной теории А. Бандуры обозначен возможный путь достижения человеком безопасности, связанный с совершенствованием его поведенческих проявлений. Исследователь указывал на то, что поведение человека, в том числе и в опасных, экстремальных ситуациях, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями происходящего. Тот, кто считает себя неспособным добиться успеха, более склонен к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачивается на том, что всё будет плохо, по сравнению с теми, кто мысленно представляет себе удачный сценарий.
Представители экзистенциальной психологии (Ж.П. Сартр, А. Камю, Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй и др.), в обсуждении проблем личной безопасности отталкиваются от утверждения того, что в человеческом существовании отсутствуют причинно-следственные отношения, есть только последовательность поведенческих событий.
Гуманистической психологией (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) выявлен противоречивый характер состояния безопасности для человека: с одной стороны, позитивный, создающий основу психического развития, с другой – негативный, сдерживающий появление нового, а в силу этого, тормозящий развитие.
Особое внимание в данном параграфе
уделяется проблемам
Параграф 1.2. «Психологические особенности прохождения воинской службы как условия нарушения личной безопасности призывника» посвящён изучению психических состояний военнослужащих. Так как основным психогенным воздействием условий военной службы является блокирование многих привычных потребностей личности в силу специфики воинской службы, у солдат могут возникать отрицательные эмоциональные состояния, психические расстройства. Все психические нарушения военного времени специалисты (Сельченок К.В., 2003; Шеляга В.В., 1972; Перевалов В.Ф., 1991; Подоляк Л.В., 1998) объединяют в три основные группы: в первую очередь выделяют нарушения психики, ведущим симптомом которых является патологический страх. Вторая группа реакций представляет собой попытки человека «вычеркнуть боевые эпизоды из памяти». Последствиями таких реакций чаще всего являются различные дисциплинарные проступки, употребление алкоголя, наркомания. В третью группу входят нарушения, именуемые боевой усталостью, связанные с длительным ведением боевых действий. В этой группе выделяют «боевой шок» и «боевые переутомления», возникающие через несколько недель после боевых действий средней интенсивности.
Кроме того, в данном параграфе рассмотрены проблемы адаптации военнослужащих. В зависимости от продолжительности и особенностей адаптационного периода, все солдаты, по мнению ряда авторов (А.И. Долгова, М.И. Дьяченко, К.Ф. Сельченок, В.В. Шеляга, А.Д. Глоточкин, К.К. Платонов, П. Фоменко, П.А. Корчемный, В.В. Лаптева, В.Г. Михайловский), могут быть разделены на три группы: к первой группе относятся военнослужащие, у которых период адаптации занимает около месяца; самочувствие у них при этом существенно не меняется; солдаты этой группы быстрее приобретают качества, необходимые в условиях вооружённого конфликта; у военнослужащих второй группы период адаптации несколько затягивается и сопровождается ухудшением самочувствия, снижением психических и физических возможностей; у военнослужащих третьей группы нарушение адаптационного характера вызывает необходимость медицинского лечения, возможны нервно-психические срывы.
Решающее значение для успешного
вхождения в строй имеют
В параграфе 1.3. «Копинг-поведение в системе обеспечения безопасности личности в процессе прохождения воинской службы» рассмотрены понятия «копинг» и «психологическое преодоление». В зарубежной психологии проблемой копинга занимались Е. Хэйм, Р. Ларарус, A. Billngs, R. Moos, D. Zurrila, S. Folkman, C. Wortman, N. Haan и др. Среди отечественных авторов это В.И. Суслова, Р.К. Назыров, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Л.И. Анцыферова, Л.Г. Дикая, С.К. Нартова-Бочавер, А.А. Бородина и др. Истоки использования понятия «копинг», отражающего способы преодоления и совладания человека с трудными жизненными ситуациями лежат в психоанализе. В 1934 г. З. Фрейд вводит понятие «защита», а в 1936 г. А. Фрейд в работе «Я и защитные механизмы» уже рассматривает десять форм активности, выполняющих защитную функцию.
Информация о работе Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих