Психологические особенности отношения к деньгам

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе ставится целью изучение психологических аспектов отношения к деньгам.
В работе поставлены следующие задачи:
История происхождения денег
Сущность и функции денег
Общие проблемы психологии денег
Особенности отношения к деньгам
Влияние денег на формирование личности

Оглавление

Введение 3
История происхождения денег 4
Сущность и функции денег 6
Общие проблемы психологии денег 12
Влияние денег на формирование личности 14
Психологические особенности отношения к деньгам 20
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_1_1.docx

— 60.85 Кб (Скачать)

Выполняя функцию средства обращения, деньги обслуживают сделки купли-продажи между различными экономическими субъектами, принимаются для оплаты товаров и услуг. При обмене товаров они выступают посредником, который признается всеми экономическими агентами безусловно. Выполнение деньгами этой функции позволяет преодолеть временные и пространственные ограничения, свойственные натуральному обмену. Появляется возможность обменивать товары, производимые в разных, часто отдаленных друг от друга местностях, а также с разрывом во времени.

Деньги часто применяются не для товарных сделок, а при совершении платежей, которые не предполагают получения какого-либо эквивалента или проведения обмена, например при уплате налогов, получении и погашении кредитов, выплате пенсий и пособий. В данных случаях они используются как средство платежа.

Последняя функция денег - средство накопления - свидетельствует о возможности их применения не только для измерения стоимости и оплаты, но и для сбережения. Часть полученных доходов хозяйствующие субъекты не тратят на текущее потребление, а в денежной форме накапливают с целью использования в будущем. Функция накопления проявляется в способности денег к сохранению богатства. Деньги имеют относительно более устойчивую стоимость по сравнению с другими товарами. В силу этого их следует рассматривать как актив без риска в отличие от ценных бумаг или других товаров, которые в любой момент могут потерять свою стоимость. Деньги обладают свойством абсолютной ликвидности, сохраняющим моментальную покупательную способность, что характеризует их как лучшее средство накопления.

Функцию средства накопления деньги выполняют только после выхода из сферы обращения, остановившись в движении для своего владельца. Если это происходит с полноценными деньгами, то можно говорить, что они реализуют функцию образования сокровищ. Если же из обращения выходят неполноценные деньги, то они выполняют эту функцию номинально, обеспечивая накопления и сбережения.

Функция средства накопления имела важное регулирующее значение в условиях существования полноценных денег. При переполнении ими каналов обращения лишние уходили из него, образуя сокровища, и тем самым происходило стихийное регулирование денежной массы. При использовании неполноценных денег этого не наблюдается. Последние не имеют альтернативных вариантов применения, и их стоимость непостоянна. Поэтому в наличной форме такие деньги невыгодно сберегать достаточно длительное время. Безналичные сбережения позволяют в определенной степени защитить сохраняемые средства от обесценения.

Независимо от конкретной формы деньги всегда должны выполнять все свои функции. В то же время каждой форме соответствует своя доминирующая функция, а остальные являются подчиненными по отношению к ней. Так, в период обращения товарных денег доминирующей функцией было средство образования сокровищ. Преобладающая функция монет - средство обращения, банкноты в основном выполняют функцию меры стоимости. Бумажные и современные электронные деньги функционируют как средство платежа.

Обычно на территории какого-либо государства все четыре функции выполняет одна валюта - национальная. Иногда в периоды экономических кризисов, сопровождающихся сильной инфляцией, некоторые функции денег переходят к валютам других стран.

Например, в России в начале 1990-х гг. в условиях сильнейшего обесценения рубля почти все функции денег параллельно обеспечивались российским рублем и американским долларом. Сегодня, поскольку рубль является единственным законным средством платежа на территории РФ, доллар (или другие стабильные валюты) может выполнять функции меры стоимости (установление цен в условных единицах) и средства накопления (долларовые накопления россиян, по некоторым оценкам, достигают нескольких миллиардов).

Роль денег. Наилучшим образом их преимущество проявляется при сравнении денежной экономики с бартерной. Последняя предполагает, что товары обмениваются напрямую в натуральном виде и без посредничества денег. Но тогда сразу возникает несколько проблем:

  • как измерить стоимость одного товара относительно другого и определить его цену;
  • каким образом накапливать и сберегать стоимость для использования ее в будущем;
  • как найти контрагента, у которого будут встречные интересы, т. е. контрагент должен быть заинтересован в приобретении товара агента и одновременно должен быть готов уступить последнему товар, в котором он нуждается.

Применение денег позволяет постепенно решить все эти проблемы. Именно поэтому появление денег способствовало значительному облегчению и ускорению обменных операций, а следовательно, стимулировало предпринимателей к развитию производства товаров, расширению их ассортимента, максимальной ориентации на запросы потребителей. Роль денег характеризуется также их использованием государством с целью экономического регулирования. Огромное значение деньги имеют как особый инструмент, позволяющий измерять и сравнивать различные экономические показатели, а также оценивать их динамику.

Выделяют негативные и позитивные проявления влияния денежного обращения на психику людей. В качестве негативных аспектов рассматриваются следующие:

1) превращение человеческих  отношений в денежные, «монетизация»  внеэкономических отношений, которые  должны быть основаны на чувстве  служебного и гражданского долга, моральной ответственности, справедливости. Использование денег во внеэкономической  сфере развращает людей, предоставляет  отдельным индивидам блага и  возможности, которые должны были  по праву достаться другим, имеющим  на то большие основания;

 

2) превращение денег в  самоценность и ценность, при  котором происходит искажение  представлений о подлинной значимости, общественной полезности вещей, благ. При этом происходит разобщение  людей, разделение их на антагонистические  группы по признаку наличия  и объема денежных доходов, культивируется  чувство зависти, возбуждающее нетерпимость  к тем, у кого выше доходы. При  этом достигают предельных форм  денежные эмоции в виде денежных  страстей и денежной зависимости.

3.Общие проблемы психологии денег

Деньги - порождение и форма выражения товарного хозяйства. Это товар, специальная потребительная стоимость которого делает его, с точки зрения экономики, всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги как непременный атрибут экономической жизни людей появились в том или ином виде на следующем после натурального обмена этапе развития общества. Отношение к ним определяется как личностными особенностями индивидов, так и социокультурными особенностями различных сообществ.

Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова. Только там, где на деньги можно купить все, они являются всеобщим эквивалентом. Но это понятие чисто экономическое (справедливое для экономического человека). Однако в реальной жизни тезис о всеобщей эквивалентности денег не столь безупречен. Они не являются таковыми в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными ценностями, разных возрастов, различного воспитания и психологических особенностей.

В данной главе будут рассмотрены общие проблемы психологии денег, могущие быть интересными и экономисту, и психологу. Психологи в большей степени интересуются индивидуальными и групповыми различиями поведения индивидов, проявляющимися в основном при изменениях в денежной сфере, при столкновении людей с деньгами (в форме оплаты труда, обращения с ними и т. п.). Деньги воздействуют на малоизученные общей психологией стороны эмоциональной сферы. Рассмотрение отдельных сюжетов воздействия денег позволит выделить несколько типов людей, отличных от типологий, принятых в общей психологии.

Человеческие сообщества не могут длительное время существовать на паритетных началах вследствие психологических различий их членов. Почти сразу в них образуется иерархия, соподчинение. Немалую роль в этом процессе играют вещи, и деньги в частности. Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления) деньги участвуют и в формировании психики людей, образуя и удовлетворяя потребности выживания, существования, самоудовлетворения, занятия определенной ступени в сообществе. Деньги являются самой абстрактной, загадочной и не всегда предсказуемой формой хозяйственной жизни.

Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей и, как следствие, их поведения под воздействием денег. Предпосылки развития психологии денег можно найти в классических школах психологии - психоанализе, бихевиоризме, когнитивных теориях и др.

Тема психологии денег мало разработана даже на Западе, не говоря о России. Здесь она неоправданно долго была идеологически неактуальной. Некоторое внимание к деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии, психологии менеджмента, посвященных мотивам трудовой деятельности и материальному стимулированию. Правда, еще В. М. Бехтерев в труде "Коллективная рефлексология" утверждал значимость отношения к деньгам, ценности денег в обществе и взаимосвязь этой субъективной ценности с устойчивостью финансово-экономического рынка в стране.

Единой теории или всеобъемлющего труда по психологии денег нет. Имеются лишь разрозненные исследования восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, влияния денег на убеждения и поведение людей, установления корреляции между ценностным отношением к деньгам и доходом на душу населения, отношения к деньгам мужчин и женщин. Есть и работы по исследованию денег как фактора безопасности, удачливости, любви, свободы. Существуют отдельные и обоснованные соображения, что не так просто соотносить особенности денежного поведения, отношения к деньгам с такими личностными, внутренними, психофизиологическими качествами как, например, темперамент. Правильнее соотносить их с категориями, детерминированными внешними социальными механизмами - ценностями, установками, убеждениями. По определению известного отечественного психолога В. Н. Мясищева, отношение есть компонент системы теоретических представлений личности, отражающий ее субъективно-оценочный, сознательно избирательный подход к действительности и представляющий собой интериоризированный опыт существования в социальном окружении. Отношение к деньгам - это частное отношение, очерчивающее экономико-психологическую сферу данной системы.

4.Влияние денег на формирование личности

Общая психология изучает человека самого по себе или во взаимодействии с другими людьми. Однако в реальной жизни человек находится еще по крайней мере в двух сферах - духовной и вещной. Он взаимодействует с объектным миром вещей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и в сознании людей. Как пишет О. Дейнека, в нем отражается вложенный труд, цена и стоимость, субъективная полезность, функциональность, духовность, символизм. Наличие разных вещей у различных людей устанавливает между ними определенную иерархию, которую они воспринимают естественно, и либо ей не противятся, либо стараются занять в ней более высокие ступени. Деньги являются обобщенной формализованной стороной вещного мира.

Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и в детстве, и потом "иметь", и те, для кого важно "быть". Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении экономической социализации Б.Стаси  
Этапы формирования отношения к деньгам:

 

Возраст (лет)

Представления и понятия

4-6

Элементарные понятия о деньгах и покупках

6-8

Развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой

8-9

Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности

10-12

Более дифференцированное экономическое понимание, умение строить экономические отношения

12-15

Приближение к знаниям взрослых о функциях денег


Представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские и африканские малыши раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется в зависимости от "размаха" бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в крупных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами.

В работе И. и Е. Ньюсан исследовались отношения детей разных социальных групп к деньгам. Дети из рабочих семей получают вдвое больше карманных денег, чем их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с ними получение удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение недели). Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. По исследованиям А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фиксированную сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Через траты денег детьми усваивается традиционная модель поведения класса. Однако другие ученые утверждают, что на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда - школа, сверстники, учителя.

Информация о работе Психологические особенности отношения к деньгам