Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:44, доклад
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже
выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием
личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные
природные задатки.
Во-первых, целесообразно сделать речь свидетеля и вообще допрашиваемого менее
эмоциональной, создать ему максимально - спокойную и комфортную
психологическую обстановку. Это важно потому, что чем более эмоциональна речь
допрашиваемого, тем больше шансов у следователя ошибиться при переводе её
смысла в общепринятый "язык" протокола.
Во-вторых, когда в речи допрашиваемого имеются интонационные выделения,
правильное понимание которых существенно для смысла, следует переспросить его
и добиться, чтобы он выразил ту же мысль словесными средствами.
В-третьих, следователь не может полагаться на то, что он адекватно воспринял
жест допрашиваемого. Помимо крайней неопределенности значения жеста, он
бывает часто и просто двусмысленным или даже многозначным. Поэтому переспрос
особенно необходим.
Уже из сказанного видно, какую огромную роль играет речь в деятельности
следователя. В сущности, следователь обязан профессионально владеть навыками
речи. К сожалению, в юридическом образовании этой стороне вопроса до сих пор
уделяется недостаточно внимания.
Остановимся более подробно на специфике речи в особенно характерном случае: в
условиях беседы следователя с подследственным или свидетелем.
Безупречное владение языком и развитие навыков речи необходимы следователю по
разным причинам.
Во-первых, они обеспечивают объективность и достоверность расследования, а в
дальнейшем и судопроизводства. Если следователь что-то недопонял или понял
неправильно, или понял, но не успел адекватно отразить в протоколе, это так и
останется в деле, и лишь с очень большим трудом может быть исправлено.
Во-вторых, они обеспечивают доступность речи следователя. Этот фактор не
менее важен. Ведь если даже следователь правильно понимает слова
допрашиваемого, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленного
вопроса, чтобы допрос пошел по неправильному пути.
В-третьих, развитие речевых навыков и умений позволяет следователю установить
с допрашиваемым живой психологический контакт, возбудить у него доверие: для
этой цели следователь может и должен выбирать для собеседников разного пола,
возраста, образования, социальной принадлежности разные слова, разное
построение речи, уметь ( в идеале) говорить с каждым на его языке.
Следователь, работающий в иноязычной среде, должен овладеть хотя бы в
ограниченной степени языком местного населения: уровень доверия к человеку
резко повышается, если население видит, что он если не овладел, то хотя бы
старался овладеть языком, и, таким образом, человек не "посторонний", не
"случайный".
Качества ума следователя
Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у
следователя следующих качеств ума:
· глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов,
понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и
побочные результаты явлений и поступков;
· широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая
знания из различных областей науки и практики;
· мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и
использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;
· быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную
оценку обстановки и принимая неотложные меры;
· целеустремленности - волевой направленности мышления на решение
определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и
организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;
· самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить
их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;
· критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая
ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;
· гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать
зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже усвоен,
варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять
принятые решения в соответствии с новой обстановкой.
Для развития этих качеств ума при подготовке следователей целесообразно
практиковать решение специальных задач - упражнений, основанных на
психологических принципах.
Мышление следователя
Следует также остановиться на качествах творческого мышления:
1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям -
это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы,
подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим
кажется, что все в расследуемом деле просто.
К проблемному характеру мышления примыкает такое его свойство, как
"определенность мышления". Проблемный характер мышления следователь
использует при реконструктивной деятельности и поисковой, вернее на их стыке.
2. Оперативность мышления - приурочение умственных операций
(наблюдательность, воображение), которые в исследовании вещественных
доказательств и других юридических фактов наиболее значимы. В оперативность
мышления входит также гибкость в применении различных методов и приемов, при
помощи которых данное дело может быть расследовано в более короткие сроки и
более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное сочетание
наблюдательности, воображения и интуиции.
3. Динамичность мышления - умение быстро, творчески ориентироваться в
расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить внимание и от чего
следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и взвешивание
оснований, которыми
нужно разумно
(версии).
4. Широта мышления - проявляется в продуктивности творческой работы при
решении многих проблем. Это качество особенно необходимо следователям,
расследующим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность,
рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта в процессе
познавательной деятельности.
5. Глубина мышления - выражается в выявлении существенных свойств,
связей и отношениями между предметами и явлениями. Следователь не оставляет без
внимания каждую, даже еле заметную связь, особенно при первых шагах
расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря этому он
приобретает новые знания. В процессе выяснения причин, породивших эти связи,
процесс мышления имеет ценный характер, звеньями которого являются мысленные
пробы.
Каждая мысленная проба - это аналитико-синтетический процесс.
Следователь, изучая доказательства, ставит различные мысленные пробы по
отношению к конкретному этюду, вещественному доказательству. В частности,
пробу - сможет ли эту дверь, находящуюся на запоре открыть один человек?
Ответив на этот вопрос отрицательно, следователь идет дальше: можно ли
открыть эту дверь, не нарушив сигнализацию, идущую на пульт в отдел охраны и
т.д. Мысленные пробы касаются признаков одного явления, предмета или
вещественного доказательства, а версия в целом состоит из множества этих
проб, которые, переплетаясь между собой, создают её.
6. Смелость, оригинальность, а главное, обоснованность выдвижения
версий по расследуемому делу - в их решении.
Следователь обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную
версию. Эти качества в процессе творчества постоянно "накладываются" друг на
друга. Например, какой бы смелой и оригинальной ни была версия по делу, она с
самого начала должна быть обоснованна.
7. Логичность мышления - развитие последовательности мыслительного
процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение делать
обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов - всё это
присуще мышлению следователя.
Следственное мышление строится по такой модели: вначале определяются задачи о
очередность их решения (выдвигаются версии и проверяются путем следственных и
оперативных действий), затем определяются источники информации, методы
решения задач (анализируется и создается система прямых и косвенных
доказательств, учитываются все противоречия и возражения).
8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления - это стержень
мыслительного процесса следователя, без которой он не может установить
истину.
Составной частью творческого мышления являются интуиция - это стремительный
переход от одних утверждений к другим, иногда с таким обширным проскакиванием
отдельных звеньев рассуждения, что посылки и промежуточные процессы не
заполняются, хотя
при остановлении хода мыслей их можно
было бы обнаружить.
Наукой и практикой выработаны требования, которым должен удовлетворять план
работы:
1. Максимальная
обоснованность плана,
информацией относительно существенных компонентов будущего действия: условий
предстоящей работы, участников, препятствий, способствующих факторов,
ожидаемых событий.
2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих
пожеланий, а из
точного расчета и учета
3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для
расследования определенного дела или группы дел.
4. Гибкость и подвижность плана.
5. Непрерывность плана.
6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей
по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным показателям.
7. Эффективность,
способность обеспечить
разрабатывается.
Информация о работе Психологические особенности личности следователя