Психологическая помощь семьям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

• Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и

не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о  том, что однажды нарушило

взаимоотношения и что следовало бы забыть.

• Уметь понимать и предугадывать желания и  потребности партнера.

• Не навязывать свои требования, оберегать достоинство  партнера.

• Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут  надоесть друг другу, а 

разлука позволяет  понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее

в настоящее  время не хватает.

• Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут

повлечь за собой  серьезные последствия.

• Иметь чувство  меры. Умение спокойно и доброжелательно  воспринимать критику.

Важно подчеркивать в первую очередь достоинства  партнера, а потом в 

доброжелательной  форме указывать на недостатки.

• Осознавать причины и последствия неверности.

• Не впадать  в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской 

жизни, было бы неверно  «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже

сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.

. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих

взглядов и  интересов (в том числе и религиозные  разногласия), несоответствие

(несовместимость)  характеров, нарушение супружеской  верности, отсутствие или 

утрата чувства  любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским

обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство  родителей и других

родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных

условий, половая  неудовлетворенность.

Под мотивом  развода понимается обоснование решения о том, что потребности в

браке не могут  быть удовлетворены в данном брачном  союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших 

к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как

пьянство или  нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают

возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие

жилищные условия). 

Особый вопрос – стадия повторного брака. При разводе  почти неизбежно появляется

чувство потери, возникает ощущение отвергнутости, брошенности, ненужности. На

первый взгляд может показаться, что покинутость  чувствует только тот, для кого

развод явился «неожиданностью», однако сам инициирующий задолго до принятия

окончательного решения о разводе переживает те же негативные чувства. Как и

любое горе, развод переживается в несколько стадий: первый шок, депрессия и 

возрождение. Каждая стадия требует времени и активной реакции. Проскочив 

какую-то из них, например «закрыв глаза» с помощью алкоголя или поверхностной

влюбленности, человек  обрекает себя на неожиданный возврат  в непережитую стадию.

Развод как  явление часто связано с тем  опытом межличностных отношений, который 

супруги усвоили  в своих родительских семьях. Замечено, что ошибки родных «так и

хочется повторить», и дети разведенных родителей  зачастую подсознательно

провоцируют разводы  и в своих семьях. Этот «порочный  круг» можно попытаться

разорвать, проанализировав  свой и родительский стили семейных отношений. Проще

такой анализ дается с помощью семейного психотерапевта. Но для начала неплохо 

самостоятельно  найти и объяснить свои ошибки. Это поможет не просто их увидеть,

но и осознать, чтобы избежать повторения в дальнейшем. Опыт обретших семейное

счастье со второй или с третьей попытки ободряет разводящихся. К тому же

существует даже такое мнение, что каждый новый  брак – как новая жизнь, и потому

человек, сменивший  нескольких супругов, прожил несколько  жизней.

Преимущества  повторного брака по сравнению с  первым заключаются в том, что

партнеры уже  не рассчитывают на «вечную», романтическую  любовь и подходят к 

супружеству более  рационально. Они чаще испытывают благодарность  за все хорошее,

что им предоставляет  второй брак, стараются сохранить  его, активнее его

оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, супруги 

более подготовлены, мотивированы к коррекции своих  отношений и в случае

необходимости легче идут на разрыв отношений.

Однако у невротиков, лиц с патологическими чертами  характера во втором браке

наблюдается тот  же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые 

привели к распаду  первого брака. Нормальные, адаптивные личности чаще делают

правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для  второго брака более

адекватного партнера или ведут себя более осмысленно.

Итак, брачный  союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так 

называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не

определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры

межличностных отношений супругов, их способности  пересматривать свои ошибочные 

взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые

отношения с  другими членами семьи. Наличие  осознанной установки на совместное с

партнером развитие, своевременное обнаружение изменений  во взаимоотношениях

позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам 

развития друг друга, изменениям потребностей и интересов  партнера ставит семью 

на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных

противоречий  может стать конструктивным опытом, если человек осознает

необходимость изменения собственных представлений  о себе, других людях, семейной

жизни. 
 
 
 
 

                 Диагностика детско-родительских отношений

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в 

формировании  личности трудно переоценить. В семье  тесно сплетены супружеские,

родительские  и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в

семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его  позиции по отношению к 

себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов  повседневной жизни и 

т.д.

Наиболее остро  дети переживают нарушение контакта с родителями в результате

развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного

конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка  и пр. Поэтому 

позитивное общение  с родителями – важнейший фактор нормального психологического

развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в

себя изучение содержания контактов родителей  с детьми. Чтобы понять многие

супружеские конфликты  и причину напряженности в  семье, практический психолог

должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью

методик диагностики  детско-родительских отношений он может  получить сведения об

отклонениях в  психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и 

конфликтов. Эти  методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные

отношения в  системе «родитель–ребенок» глазами  родителя, другие – глазами 

ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель–ребенок»

глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного  психолога – работа с

родителями, ибо  их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка 

социальной ситуации развития.

Изучая межличностные  отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя,

практический  семейный психолог обращает внимание на особенности семейного

воспитания:

родительские  установки и реакции;

отношение родителей  к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного  процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты  взаимоотношения родителей и  детей исследуются с помощью  социальных

методик.

Тест «Родителъско-детские  отношения» (PARI) (американские психологи  Е. С. Шефер,

Р. К. Белл; адаптирован  Т. Н. Нещерет) 
 

Партнеры в  ситуации развода нуждаются как в информационно-консультативной, так и

в собственно терапевтической  социально-психологической помощи. Терапевтическое 

сопровождение на разных этапах развода может иметь  разные формы – это и 

индивидуальная  терапия для каждого из супругов, и парная терапия, и терапия для

детей разводящихся супругов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

 Вирджиния  Сатир, известный американский  психолог, пишет:

«Сейчас мне  совершенно ясно, что семья —  это микрокосмос всего мира. Чтобы  понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (Сатир В., 1992, с. 15). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая помощь семьям