Психологическая помощь семьям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Социально-перцептивные особенности приводят к нарушению  родительских позиций и в сфере  взаимодействия с детьми. Воспитание все более переосмысливается  как исправление врожденных недостатков. Уходит непосредственная радость от общения с ребенком, естественность, возникает родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограничивается принятие ребенка, и в итоге любовь к ребенку становится условной, а жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так, как у других.

Характеристика  особенностей коррекционной работы с семьями, воспитывающими приемных детей 
Коррекционная работа с детьми в ходе игровых занятий не выявила никакой специфики поведения приемных детей, которая хоть сколько-нибудь отличала бы их от группы родных детей. Для всей группы в целом была выявлена характерная динамика как в изменении поведения и личностного реагирования у каждого ребенка в отдельности, так и в целом для группы. 
Количественный подсчет эффективности по критерию ликвидации проявления дезадаптации у детей дал одинаковые результаты для всех: и для приемных, и для рожденных в семье. Коррекционный процесс в родительском семинаре и в родительской группе в целом также характеризовался общими закономерностями, как для всей группы, так и для родителей приемных детей. Все участники психокоррекции проявляли характерную для групповой работы данного вида закономерную динамику изменения поведения, эмоционального реагирования, усвоения групповых правил и норм. 
Вместе с тем необходимо отметить, что коррекционный процесс выполняет для родителей приемных детей, наряду с общими для всех участников функциями, также и некоторые особые. Наиболее важным механизмом, обеспечивающим успешность всей дальнейшей коррекционной работы, становится снятие повышенной тревожности, напряженности, особого «комплекса страха», разрыв круга одиночества. Здесь не так важно, признался или не признался родитель в том, что он воспитывает приемного ребенка, гораздо важнее другое: родитель оказывается в кругу единомышленников и в кругу людей, объединенных сходными проблемами. Причем родители убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для «неродных родителей», они возникают и у тех, кто родил детей, но, тем не менее, испытывает трудности в их воспитании. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей — основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы.

Таким образом, опыт применения комплексной психологической  коррекции в работе с родителями, воспитывающими приемных детей, в целях  профилактики неврозов показал, что  такая работа полезна и эффективна. 
 

 СПИВАКОВСКАЯ  Алла Семеновна — доктор психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, специалист в области диагностики и коррекции психического статуса детей. 
Соч.: Нарушения игровой деятельности.— М., 1980; Игра — это серьезно.— М., 1982; Как быть родителями.— М., 1986; Профилактика детских неврозов.— М., 1988. 
Особенности развития личности ребёнка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением/ под ред. В.С. Мухиной. – М., 1989. – с. 134-142.
 
 
 
 

был описан один из используемых в семейной психотерапии подходов к решению психологических  вопросов усыновления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается  и прочно закрепляется в 

детстве, основан  на усилиях, направляемых на преодоление чувства

неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера,

установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего 

матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального  интереса. А. Адлер 

рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и

ребенка, но и  как деятельность родителей, ощутимо  влияющую на состояние общества

в целом.

Основными понятиями  семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство, но не

тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области

ответственности; сотрудничество; естественные результаты.

Последователем  А. Адлера был педагог Р.Дрейкурс, который развил и 

конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для

родителей. Задачи воспитания родителями своих детей  он видел в:

• уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого

раннего возраста;

• понимании  детей, проникновении в их образ  мышления, умении разбираться в 

мотивах и значении их поступков;

• выработке  конструктивных взаимоотношений с  ребенком;

• нахождении собственных  приемов воспитания с целью дальнейшего  развития ребенка 

как личности.

Сформулированные  Дрейкурсом методы воспитания по-прежнему представляют интерес

для родителей. Родителям следует строить свои взаимоотношения с детьми на их

искренней поддержке, но нельзя при этом допускать безграничной свободы. В 

сотрудничестве  с ребенком нужно определить обязанности  каждого и его 

ответственность. Установленные ограничения создают у ребенка чувство

безопасности  и придают уверенность в правильности своих действий. Не следует 

наказывать детей, так как наказание порождает  такую же озлобленность, как и 

принуждение; нельзя обижать словами. Отклоняя наказание  как дисциплинарную меру,

включающую превосходство  одного человека над другим, родители могут использовать

другие коррекционные  приемы: развитие логических последствий, применение

поощрений. 
 

В русле представлений  Адлера и Дрейкурса находится  программа выработки

позитивной дисциплины детей, которую разработали педагоги Д.Нельсен, Л.Лотт и 

Х.СЛ^ленн. Основные идеи воспитания, по их мнению, состоят  в следующем:

контроль родителями собственного поведения (в том числе  принятие обязанностей,

ответственности, режима, установленного порядка);

признание права  на собственную жизнь – и для  родителя, и для ребенка;

поддержание чувства  достоинства и уважения к себе и ребенку;

перспективная цель воспитания – формирование здоровой самооценки и жизненных 

навыков детей, чтобы они были полноправными членами общества и счастливыми

людьми. Этой целью  должны постоянно руководствоваться  родители в поиске ответа

на бесчисленные проблемные ситуации.

Ключевые понятия  данной системы воспитания – сотрудничество, соучастие;

творческий гибкий подход в отношении разных детей; эмоциональная честность;

атмосфера любви, поощрения, ободрения. Для достижения положительного поведения 

детей психологи  советуют родителям:

• использовать совместные семейные обсуждения проблем  и достижений семьи;

• расспрашивать  ребенка о его проблемах (вместо объяснений и констатации), это 

способствует  развитию навыков мышления и критики. Задавать вопросы детям только

при наличии  подлинного интереса к мнению и чувствам ребенка. Нельзя задавать

вопросы как «ловушки», если родитель заранее знает ответ;

• критикуя ребенка, лучше использовать Я~высказывания: «Я заметил, что ты не

почистил зубы. Давай сделаем это сейчас»;

• давать детям  возможность выбора хотя бы между  двумя приемлемыми вариантами. По

мере взросления детей количество альтернатив должно увеличиваться;

• не заставлять или наказывать, а воспитывать, позволяя детям прочувствовать

естественные  или логические последствия их поступков. Естественные последствия 

просты: если ребенок  стоит под дождем, он промокает; логические последствия

требуют вмешательства  родителей: если ребенок не кладет грязную  одежду в корзину 

для белья, родитель ничего не говорит, но и не стирает  эту одежду;

• применять  некарательные методы коррекции  поведения (тайм-аут, установление

связи «дополнительная  возможность – дополнительная ответственность», включение 

чувства юмора, замена чрезмерного многословия  на корректное действие).

Особое внимание авторы обращают на то, что негативное поведение детей является

следствием ошибочных целей, а типичные трудности при формировании ответственного

поведения –  это эффективное завершение дел (ребенок перестраивает поведение,

начинает выполнять  договоренности, но надолго его не хватает) и адекватное

отношение к  совершенным ошибкам, переживания по этому поводу.

В США и в  других странах популярна модель семейного воспитания Т. Гордона,

получившая название «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). 

. Условием здорового 

развития ребенка  является отсутствие противоречия между  Я идеальным

(представление  о том, как тебя любят) и  Я реальным (действительным уровнем 

любви).

Важнейшими понятиями  модели семейного воспитания Роджерс  считал проявление

искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи;

безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему

внутреннему Я.

Основные идеи воспитания К. Роджерса.

• Родительская любовь имеет разные уровни – это  любовь-забота о телесном

благополучии  ребенка и любовь-забота по отношению  к его внутреннему Я, к его

способности принимать  индивидуальные решения.

• Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей,

оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.

• Стиль общения  в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном

уважении.

• Нужно научить  ребенка самостоятельно справляться  с проблемами, постепенно

передавая ему  ответственность за поиск и принятие решения.

• Родители должны научиться принимать помощь от детей. По мнению К.Роджерса, для 

позитивного взаимодействия с

Детьми родителям  необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет 

сказать родителям; выражать собственные мысли и  чувства доступно для понимания 

ребенка; благополучно разрешать спорные вопросы, так  чтобы результатами были

довольны обе  конфликтующие стороны.

Методы и приемы воспитания, разработанные Т. Гордоном.

• Любая проблема решается родителями совместно с  детьми, это позволяет избежать

принуждения и  рождает у ребенка желание  и в дальнейшем участвовать в  делах 

семьи. Разрешение проблемы происходит многоступенчато: опознается и определяется

сама проблема; продумываются варианты ее разрешения; взвешивается каждый

вариант; выбирается наиболее подходящий, подыскиваются  способы решения проблемы;

оценивается возможность  успеха.

Информация о работе Психологическая помощь семьям