Психологическая помощь семьям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 167.00 Кб (Скачать)
p>параличом, преобладающим  типом воспитания является гиперопека. Она проявляется в

чрезмерном внимании родителей, в стремлении предупредить желания больного

(«кумир семьи»). Часто связь больного ребенка  с матерью приобретает 

симбиотический  характер. В таких семьях родители вынуждены снижать свою трудовую

и социальную активность, чтобы проводить больше времени  с ребенком, во всем

помогать ему, «максимально» лечить. Это приводит к тому, что и ребенок 

сосредоточивает все внимание на заболевании и  собственных болезненных ощущениях.

Наличие заболевания  оправдывает и усиливает заботу родителей, особенно матерей.

Неуверенность и обеспокоенность матери провоцирует  у ребенка страх, который 

подчеркивает  и усугубляет его состояние. Так  возникает порочный круг, который  не

может быть разорван без внешнего вмешательства. Складывается «невротическая»

структура семьи. Вся ее жизнь вращается вокруг ребенка, можно сказать, он

объединяет семью. Госпитализация или поступление  в специальное образовательное 

учреждение (детский  сад, интернат) являются мощнейшим стрессорным фактором для

ребенка, симбиотически  привязанного к матери. Эмоциональные  переживания разлуки 

вызывают негативное поведение, отражаются на всем ходе психического развития

ребенка. 

Развитие и  воспитание больного ребенка требуют большей информированности

родителей о  заболевании, причинах болезни, последствиях и потенциальных 

возможностях  как самого ребенка, так и родителей. Семье необходима социальная и 

психологическая помощь, которая должна осуществляться одновременно в нескольких

направлениях. Выделим  основные из них.

Первое –  это создание родительских клубов, обществ родителей детей с 

ограниченными возможностями. Здесь они могут  расширить круг общения, узнать о 

жизни других семей  с аналогичными проблемами, найти  не жалость, а поддержку и

понимание. Такие  клубы популярны в странах  Европы и США.

Второе –  информационное обеспечение подобных семей: выпуск специализированных

журналов или  отдельных статей в уже зарекомендовавших  себя медицинских или 

образовательных изданиях. Родителям нужны практические советы по уходу за

больными детьми, объяснения и рекомендации специалистов по решению повседневных

проблем, связанных  с процессом воспитания ребенка, знакомство с опытом тех, кто 

смог преодолеть трудности и создать доброжелательные отношения в семье.

Третье –  помощь в поиске источников поддержки  семьи (материальной, социальной,

медицинской, образовательной, духовной).

Четвертое –  определение своего стиля «борьбы» как первого шага к пониманию  своих 

скрытых резервов1. Осознать используемый семьей способ реагирования, коррекции

или выбрать  другой, более подходящий, часто  помогает только специалист. Возможны

переоценка проблемы с целью уменьшения стресса; сравнение  с жизнью других семей 

и нахождение каких-то преимуществ в своем положении; духовные поиски высшего

смысла в сложившейся  ситуации; поиск поддержки среди  друзей и знакомых,

консультации  специалистов – врачей, юристов, социальных работников и т.д.

Необходима психологическая  помощь в определении адекватного  способа преодоления

трудностей на каждом этапе развития семьи и  развития ребенка.

Пятое – психолого-педагогическая поддержка. Она должна быть строго

дифференцированной  и максимально приближенной к  реальности, в которой живет 

семья больного ребенка. В процессе консультаций необходимо сообщать родителям,

какие трудности  могут возникать на разных этапах его жизни. Нужно развивать у 

ребенка навыки самообслуживания, включать его в  жизнедеятельность семьи,

воспитывать «бытовую самостоятельность» с учетом физической или интеллектуальной

состоятельности. По мере взросления ребенка родителям  необходимо проявлять 

чуткость и  гибкость в предоставлении простора для детской инициативы. Поэтому 

психологические консультации должны проводиться регулярно  с целью обсуждения

отдельных случаев  и выработки стратегии и тактики  поведения родителей в трудных 

ситуациях.

Еще одно очень  важное направление психологической  помощи касается проблемы

восприятия физического  дефекта ребенка родителями и  окружающими людьми. Часто 

родители концентрируют внимание именно на дефекте, поврежденном органе и

стремятся все  свои усилия направить на его компенсацию  или возможное лечение.

При этом теряется целый пласт социальных отношений, который мог бы сыграть 

значительную  роль в интеграции ребенка в общество. Родители должны расставить

приоритеты в  стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с 

заболеванием, чтобы  лишь потом, когда-нибудь, в будущем  сын или дочь могли войти 

в общество, либо помогать ребенку уже сегодня  жить в нем, развивать чувство

собственного  достоинства, мужество. Необходимо научить  родителей воспринимать

собственного  ребенка с ограниченными возможностями  как человека со скрытыми

возможностями. Специалисты должны помочь родителям  составить адекватное

представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его

перспективы, построить  научно обоснованную систему занятий1. 
 
 
 
 
 
 
 

СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Конфликт –  это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей,

групп, их взаимно  противоположных, несовместимых, исключающих друг друга

потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок,

существенно значимых для личности и групп(ы).

Конфликты социально  обусловлены и опосредствованы  индивидуальными особенностями 

психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с

действием познавательных стереотипов – способов интерпретации  конфликтной 

ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы

в поисках и  выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта,

поведения.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими  сторонами,

адекватно осознавшими  свои цели, скорее они жертвы собственных  неосознаваемых

личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения

ситуации и  самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и 

потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями  поведения людей в 

конфликтах. Демонстрируемое  поведение часто маскирует истинные чувства и

представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными 

столкновениями  супругов могут скрываться привязанность  и любовь, а за

подчеркнутой  вежливостью – эмоциональный  разрыв, хронический конфликт, иногда и 

ненависть. 

Семейные конфликты  обычно связаны со стремлением людей  удовлетворить те или иные

потребности или  создать условия для их удовлетворения без учета интересов 

партнера. Причин для этого очень много. Это  и различные взгляды на семейную

жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное

отношение, супружеская  неверность, финансовые трудности и  т.д. Конфликт, как 

правило, порождается  не одной, а комплексом причин, среди  которых условно можно 

выделить основную – например неудовлетворенные потребности супругов.

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных  потребностей супругов (В.А.

Сысенко, 1983, 1989).

1. Конфликты,  размолвки, возникающие на основе  неудовлетворенной потребности  в 

ценности и  значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны

другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

2. Конфликты,  размолвки, психические напряжения  на базе неудовлетворенных 

сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические  напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной

потребности одного или обоих супругов в положительных  эмоциях: отсутствие ласки,

заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4. Конфликты,  ссоры, связанные с пристрастием  одного из супругов к спиртным

напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к 

неэкономным и  неэффективным, а порой и бесполезным  затратам средств семьи.

5. Финансовые  разногласия, возникающие на основе  преувеличенных потребностей 

одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из

партнеров в  материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты,  ссоры, размолвки из-за неудовлетворения  потребностей супругов в 

питании, одежде, в устройстве домашнего очага  и т.д.

7. Конфликты  в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в

сотрудничестве  по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего 

хозяйства, ухода  за детьми.

8. Конфликты,  размолвки, ссоры на почве разных  потребностей и интересов в 

проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Использование категории потребность в теории супружеской конфликтности позволяет 

перейти к мотивам  и интересам, отрицательным и  положительным эмоциям, к анализу 

различных видов  депрессивных и иных патологических состояний, неврозов,

источником которых  могут быть семейные неурядицы. Категории 

стабильность–нестабильность брака, его конфликтность–бесконфликтность также 

зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно

эмоционально-психологических.

По степени  опасности для семейных уз конфликты могут быть:

неопасными –  возникают при наличии объективных  трудностей, усталости,

раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт

может быстро завершиться. Про такие конфликты часто  говорят: «К утру все 

пройдет»;

опасными –  разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по

Информация о работе Психологическая помощь семьям