Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:22, реферат
В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.
• Важнейший вопрос для определения линии родительского поведения – чья проблема
? Следует проанализировать,
для кого решение данной
непосредственное значение – для родителя или для ребенка. Если проблема ребенка,
то он имеет право принять решение и испытать все его последствия, ближайшие и
отдаленные.
• Метод моделирования – предоставление ребенку образца для подражания в любви и
заботе о своем внутреннем Я. (Обратите внимание: при сходстве названия с методом
социально-когнитивного научения, в данном случае речь идет о том, что
содержанием переноса должно стать не конкретное поведение, а интерес, забота,
внимание к собственному внутреннему миру, которые родитель осуществляет по
отношению к
себе.)
Созвучные идеи высказывает А. Фромм: родитель должен контролировать в первую
очередь собственное поведение; воспитывать ребенка, не подавляя его личность;
стремиться понять причину поведения ребенка; передать ребенку убеждение, что мы
его любим и готовы помочь.
Ключевыми понятиями его модели воспитания являются уважение; близость с
родителями; проявления любви.
А. Фромм подчеркивает важность воспитания в первые годы жизни, он убежден, что
любовь необходима не только по отношению к ребенку, но и между другими членами
семьи.
Отцу он отводит в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у
мальчиков мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных
требований.
Особое внимание родителей автор обращает на необходимость физического контакта с
детьми (обнять, поцеловать, похлопать по плечу); на непрерывность в передаче
ребенку ощущения любви, симпатии, что требует уменьшения раздражительности по
пустякам; на искреннюю готовность делиться с детьми временем, знаниями, опытом,
а не «идти на жертвы».
Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как
центра формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями. Ключевые
понятия, которыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная;
сложность семейного взаимодействия; семейная система открытая и закрытая;
родитель-лидер и родитель-босс. По мнению В. Сатир, родительско-детские
отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель
должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим
способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено
на выработку
у ребенка ценнейших
уникальности, отзьге-чивости, силы, сексуальности, участия, доброты,
реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности.
Модели родительско-детских
отношений в «народной
В последние годы за рубежом и в нашей стране усилился интерес к так называемой
народной психологии развития (Folk developmental psychology). Народная
психология развития изучает взгляды, представления, убеждения и установки
родителей, механизм их влияния на детское развитие. Особое внимание уделяется
нетрадиционным системам воспитания, представленным неформальными объединениями
семей, пропагандирующими
и воплощающими в жизнь те или иные педагогические
идеи.
что больного ребенка воспринимают как человека, которому с самого раннего
детства пришлось
столкнуться с труднейшими
особой поддержке и помощи. Именно семья должна стать развивающей средой для
такого ребенка. Здоровый психологический климат служит гарантией его
гармоничного развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. Во
многом это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка,
выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на
всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми
членами семьи.
С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется ко- • ренным образом. В
нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия.
Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но
часто и к
психическим отклонениям, родители
оказываются глубоко
длительное время
находятся в «шоковом»
хронической психотравмирую-щей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и
волнующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как и другие
дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с
заболеванием малыша? Можно ли его вылечить?» и т. п.
Сначала родители отторгают саму мысль о возможности серьезного заболевания и о
том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга
и близких родственников в плохой наследственности, неправильном поведении.
Отрицание физического
дефекта или заболевания
Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей
гордости за него1.
Экстравертированные матери, как правило, винят в случившемся себя. Они впадают в
отчаяние и проявляют депрессивные реакции. Настроение их преисполнено печалью, а
в сознании доминирует мысль о случившемся горе. С течением времени матери
становятся более замкнутыми, теряют интерес к окружающим людям, прежние
привязанности.
В эмоциональной сфере
несдержанность аффектов, слабодушие и слезливость при разговорах о детях.
Интровертиро-ванные матери, напротив, склонны обвинять медицинский персонал в
недосмотре, некачественной работе и т.д. Они неадекватно воспринимают болезнь
ребенка, считая, что она вполне излечима, – так проявляется механизм
психологической защиты от травмирующих переживаний.
С годами настроение матерей претерпевает значительные изменения, появляются
приступы отчаяния. Изменяются и их личностные особенности. Неуверенность,
застенчивость сменяются упорством, теплота привязанности к близким замещается
суховатостью и педантизмом, доброта – некоторым бессердечием.
В большинстве случаев из-за различных физических, эмоциональных и социальных
нагрузок, обусловленных нарушениями развития у детей, матери страдают и
переживают гораздо сильнее и острее, чем отцы. У некоторых из них возникают
суицидальные мысли.
Негативные тенденции
в психическом состоянии
невротической симптоматикой: высоким уровнем тревожности, неуверенностью в
собственных силах, сниженным фоном настроения, низкой активностью, обидчивостью,
ранимостью, подавленностью. Нередко отмечается неадекватность поведения –
агрессивность, раздражительность, несдержанность, ворчливость,
недоброжелательность, настороженность. Часто встречаются соматические нарушения
– вегетативные дистонии, повышенная подверженность простудным заболеваниям,
функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и
желудочно-кишечного тракта1.
Обвинения родителями себя и других в случившемся, агрессивные проявления и
периоды упадка жизненных сил перемежаются повседневными заботами о ребенке.
Никакое описание заболевания ребенка не дает полного представления о тех
переживаниях и трудностях, с которыми сталкиваются родители, воспитывая своего
малыша и обеспечивая его необходимым лечением. Понимание того, что процесс
лечения и специального обучения (в связи с физическими или интеллектуальными
нарушениями) будет длительным, приходит не сразу. Осознание этого факта –
сильнейший стресс для родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек,
братьев и сестер), который переживается на протяжении < всей жизни и нередко
проявляется в изоляции семьи от общества (сужается круг знакомых, ограничивается
общение с родственниками). Проблемы и заботы, связанные с заболеванием ребенка,
становятся преградой для полноценной жизни каждого члена семьи. Зачастую семья
оказывается своеобразной замкнутой микросредой со специфической деформированной
системой отношений между родственниками.
Часто семья оказывается не в состоянии принять сложившуюся ситуацию. Родители
испытывают страх за будущее своего ребенка. Перспектива собственного будущего
(планы родителей по поводу учебы, работы, друзей) связывается с возможными
изменениями состояния здоровья ребенка. Нередко больной ребенок становится
причиной семейных конфликтов и разводов родителей.
Как правило, с ребенком остается мать. В неполной семье формируется замкнутая
система «ребенок–родитель», которая функционирует как единое целое.
Эффективность реабилитационных мероприятий (медицинских, психологических,
психотерапевтических и др.) во многом зависит от участия и матери, и ребенка.
Стресс матери-одиночки мешает адекватно воспринимать и правильно оценивать всю
ситуацию развития ребенка-инвалида, его скрытые ресурсы и возможности их
реализации. Оставшись наедине с больным ребенком, без поддержки супруга, мать
пытается компенсировать отсутствие отца повышенным вниманием и заботой о своем
малыше.
Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие
общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и
реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким – все это
позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения
активной жизненной позиции больного ребенка.
Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого
придерживаются родители. В семьях с детьми, страдающими детским церебральным
<