Психологическая помощь семьям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

• Важнейший вопрос для определения линии родительского поведения – чья проблема

? Следует проанализировать, для кого решение данной проблемы  имеет 

непосредственное  значение – для родителя или для  ребенка. Если проблема ребенка,

то он имеет  право принять решение и испытать все его последствия, ближайшие и

отдаленные.

• Метод моделирования  – предоставление ребенку образца  для подражания в любви и 

заботе о своем  внутреннем Я. (Обратите внимание: при  сходстве названия с методом 

социально-когнитивного научения, в данном случае речь идет о том, что

содержанием переноса должно стать не конкретное поведение, а интерес, забота,

внимание к  собственному внутреннему миру, которые  родитель осуществляет по

отношению к  себе.) 
 
 

Созвучные идеи высказывает А. Фромм: родитель должен контролировать в первую

очередь собственное  поведение; воспитывать ребенка, не подавляя его личность;

стремиться понять причину поведения ребенка; передать ребенку убеждение, что мы

его любим и  готовы помочь.

Ключевыми понятиями  его модели воспитания являются уважение; близость с

родителями; проявления любви.

А. Фромм подчеркивает важность воспитания в первые годы жизни, он убежден, что 

любовь необходима не только по отношению к ребенку, но и между другими членами 

семьи.

Отцу он отводит  в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у

мальчиков мужское  отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных

требований.

Особое внимание родителей автор обращает на необходимость  физического контакта с 

детьми (обнять, поцеловать, похлопать по плечу); на непрерывность в передаче

ребенку ощущения любви, симпатии, что требует уменьшения раздражительности по

пустякам; на искреннюю  готовность делиться с детьми временем, знаниями, опытом,

а не «идти на жертвы».

Главные идеи семейного  психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как

центра формирования новых людей, поэтому нужно учиться  быть родителями. Ключевые

понятия, которыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная;

сложность семейного  взаимодействия; семейная система открытая и закрытая;

родитель-лидер  и родитель-босс. По мнению В. Сатир, родительско-детские 

отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель

должен быть не начальником, а лидером, который  призван научить ребенка общим

способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено

на выработку  у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств:

уникальности, отзьге-чивости, силы, сексуальности, участия, доброты,

реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности.

Модели родительско-детских  отношений в «народной психологии развития»

В последние  годы за рубежом и в нашей стране усилился интерес к так называемой

народной психологии развития (Folk developmental psychology). Народная

психология развития изучает взгляды, представления, убеждения  и установки 

родителей, механизм их влияния на детское развитие. Особое внимание уделяется 

нетрадиционным  системам воспитания, представленным неформальными объединениями 

семей, пропагандирующими и воплощающими в жизнь те или иные педагогические идеи.  
 
 
 
 
 
 

что больного ребенка  воспринимают как человека, которому с самого раннего 

детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в 

особой поддержке  и помощи. Именно семья должна стать развивающей средой для

такого ребенка. Здоровый психологический климат служит гарантией его 

гармоничного  развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. Во

многом это  зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка,

выбора стиля  и тактики его воспитания, адекватного  восприятия заболевания на

всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми 

членами семьи.

С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется ко- • ренным образом. В

нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия.

Впервые узнав  о заболевании ребенка, которое  приводит не только к физическим, но

часто и к  психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и

длительное время  находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях

хронической психотравмирую-щей  ситуации, постоянного эмоционального напряжения и 

волнующих вопросов: «Почему мой ребенок не может  быть таким же, как и другие

дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с

заболеванием  малыша? Можно ли его вылечить?»  и т. п.

Сначала родители отторгают саму мысль о возможности  серьезного заболевания и о 

том, что их ребенок  не такой, как все. Зачастую они склонны  обвинять друг друга

и близких родственников  в плохой наследственности, неправильном поведении.

Отрицание физического  дефекта или заболевания сменяется  переживанием вины.

Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей 

гордости за него1.

Экстравертированные матери, как правило, винят в случившемся  себя. Они впадают в 

отчаяние и  проявляют депрессивные реакции. Настроение их преисполнено печалью, а 

в сознании доминирует мысль о случившемся горе. С  течением времени матери

становятся более замкнутыми, теряют интерес к окружающим людям, прежние

привязанности. В эмоциональной сфере отмечается обидчивость, раздражительность,

несдержанность  аффектов, слабодушие и слезливость  при разговорах о детях.

Интровертиро-ванные матери, напротив, склонны обвинять медицинский персонал в

недосмотре, некачественной работе и т.д. Они неадекватно  воспринимают болезнь 

ребенка, считая, что она вполне излечима, – так  проявляется механизм

психологической защиты от травмирующих переживаний.

С годами настроение матерей претерпевает значительные изменения, появляются

приступы отчаяния. Изменяются и их личностные особенности. Неуверенность,

застенчивость сменяются упорством, теплота привязанности  к близким замещается

суховатостью  и педантизмом, доброта – некоторым бессердечием.

В большинстве  случаев из-за различных физических, эмоциональных и социальных

нагрузок, обусловленных  нарушениями развития у детей, матери страдают и 

переживают гораздо  сильнее и острее, чем отцы. У  некоторых из них возникают 

суицидальные мысли.

Негативные тенденции  в психическом состоянии родителей (матерей) характеризуются 

невротической симптоматикой: высоким уровнем  тревожности, неуверенностью в 

собственных силах, сниженным фоном настроения, низкой активностью, обидчивостью,

ранимостью, подавленностью. Нередко отмечается неадекватность поведения – 

агрессивность, раздражительность, несдержанность, ворчливость,

недоброжелательность, настороженность. Часто встречаются  соматические нарушения 

– вегетативные дистонии, повышенная подверженность простудным заболеваниям,

функциональные  нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и 

желудочно-кишечного  тракта1.

Обвинения родителями себя и других в случившемся, агрессивные  проявления и 

периоды упадка жизненных сил перемежаются повседневными заботами о ребенке.

Никакое описание заболевания ребенка не дает полного  представления о тех 

переживаниях  и трудностях, с которыми сталкиваются родители, воспитывая своего

малыша и обеспечивая  его необходимым лечением. Понимание того, что процесс

лечения и специального обучения (в связи с физическими  или интеллектуальными 

нарушениями) будет  длительным, приходит не сразу. Осознание  этого факта – 

сильнейший стресс для родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек,

братьев и сестер), который переживается на протяжении < всей жизни и нередко 

проявляется в  изоляции семьи от общества (сужается круг знакомых, ограничивается

общение с родственниками). Проблемы и заботы, связанные с  заболеванием ребенка,

становятся преградой  для полноценной жизни каждого  члена семьи. Зачастую семья 

оказывается своеобразной замкнутой микросредой со специфической  деформированной 

системой отношений  между родственниками.

Часто семья  оказывается не в состоянии принять  сложившуюся ситуацию. Родители

испытывают страх  за будущее своего ребенка. Перспектива  собственного будущего

(планы родителей  по поводу учебы, работы, друзей) связывается с возможными 

изменениями состояния  здоровья ребенка. Нередко больной  ребенок становится

причиной семейных конфликтов и разводов родителей.

Как правило, с  ребенком остается мать. В неполной семье формируется замкнутая 

система «ребенок–родитель», которая функционирует как единое целое.

Эффективность реабилитационных мероприятий (медицинских, психологических,

психотерапевтических  и др.) во многом зависит от участия  и матери, и ребенка.

Стресс матери-одиночки мешает адекватно воспринимать и  правильно оценивать всю 

ситуацию развития ребенка-инвалида, его скрытые ресурсы и возможности их

реализации. Оставшись  наедине с больным ребенком, без  поддержки супруга, мать

пытается компенсировать отсутствие отца повышенным вниманием  и заботой о своем 

малыше.

Сплоченность  всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие

общих целей  и единой системы ценностей, желание  максимально проявить и 

реализовать собственные  возможности, помочь в этом своим  близким – все это 

позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения

активной жизненной  позиции больного ребенка.

Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля  воспитания, которого

придерживаются  родители. В семьях с детьми, страдающими  детским церебральным

<

Информация о работе Психологическая помощь семьям