Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:36, контрольная работа
Помимо неоднозначного понимания термина «экология» трудность в определении экологической психологии обусловлена тем, что и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и т.д.
4. Каждый элемент природной среды, наряду с физическими и химическими характеристиками, обладает так же и социальным значением, в котором зафиксирован общественный опыт взаимодействия с природой. Эти социальные значения усваиваются человеком в процессе социализации и в дальнейшем во многом определяют восприятие им природной среды.
5. Восприятие природы как среды во многом определяется этноцентрически, что обусловлено тем периодом в развитии человеческого сознания, когда человек был в максимальной степени связан, с одной стороны, со своим родом, племенем, а с другой — с окружающей его природой. В связи с этим окружающая природная среда во многом структурируется на основе оппозиции: «свой» — «чужой» («родина» — «чужбина»), благодаря чему и возникает такой интересный психологический феномен, как «родная природа». Для человека, выросшего в окружении берез и переехавшего в дру гой район, растущий по соседству сосновый лес, долгое время кажется «чужим», поскольку он — «их», а не «мой» («наш»).
6. В восприятии природной среды большую роль играет оппозиция, противопоставление «центр — периферия». «Центр» среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем «периферия». Путешественники стремятся в «сердце пустыни», на полюс — «пуп Земли» и т. д.; хозяин часто устраивает компостную или мусорную кучу где-то на окраине своего участка, хотя, с точки зрения эргономики, это было бы выгоднее сделать в центре огорода.
Следует отметить, что никакого реального «центра» в самой природной среде как таковой не существует. Например, нулевой Гринвичский меридиан является «нулевым» только потому, что в то время, когда он был установлен, Европа (а конкретно, Англия) была «центром мира».
7. Восприятие природы как среды характеризуется целостностью. И эта особенность является важнейшей. Природная среда воспринимается всегда цельно, но вместе с тем и избирательно.
Задачи психологии окружающей среды. Таким образом, задачей психологии окружающей среды является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
В отечественной науке экологическая психология начала формироваться в начале 90-х годов на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его «психологической базой».
Ключевой проблемой
Методологические особенности. Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между «миром вещей» и «миром людей».
Взаимодействию с природными объектами свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами», например, общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это процесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым.
В то же время, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Таким образом, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными комплексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, а в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д.
При сравнении экологической психологии с психологией окружающей среды и психологической экологией имеются следующие принципиальные различия.
1. При взаимодействии «человек-природа»:
• в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы;
• в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной;
• в психологической экологии — воздействие факторов всей среды.
2. При исследовании природы:
• в экологической психологии — как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости;
• в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда»;
• в психологической экологии — как «фактор среды».
Задачи экологической психологии. Выделяется четыре основных направления исследований:
а) экологическое сознание в целом,
б )экологические представления,
в) субъективное отношение к природе,
г) стратегии и технологии взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений.
1) Анализ развития в процессе социогенеза. Анализируется экологическое сознание в целом в различные исторические периоды развития человечества, рассматривается характерная специфика отношений взаимодействия человека с природой, выявляются основные направления развития «человек-природа» для данной исторической эпохи и выявляются комплексные факторы (эколого- климатические, социально-экономические, культурные, политические и другие), которые предопределяли данный вектор развития.
Для решения этой задачи экологическая психология опирается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как история, антропология, палеонтология, философия, культурология, социология, политология, психология (историческая и социальная психологии, этническая и др.).
2) Разработка типологии. Разрабатывается типология как индивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания, в которых анализируется структура экологических представлений, рассматривается качественная специфика субъективного отношения индивида к природе, разрабатывается система его параметров и типология, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе.
При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по истории, культурологии, философии, социологии, психологии и др.
3) Анализ развития в процессе онтогенеза. Анализируются основные направления развития индивидуального экологического сознания в течение жизненного периода человека, где внимание уделяется качественным характеристикам и динамике взаимоотношения человека с природой. Это представление о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности, развитие субъективного отношения к природе и его специфика на каждом возрастном этапе, возрастные особенности мотивации выбора тех или иных стратегий в контексте общего психического и личностного развития и т.д.
При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психологии, педагогике, философии, психодиагностике.
4) Анализ механизмов формирования и функционирования экологических представлений. Изучаются механизмы формирования экологических представлений, в которых особое внимание уделяется исследованию стимулов, получаемых человеком от природных объектов. Исследуются экологические установки человека, действия различных перцептивных феноменов (явлений идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т. д.), регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом и механизмы восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия. Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой. При решении этой задачи экологическая психология использует данные педагогики, семиотики, этологии, кибернетики, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.
5) Анализ индивидуальной и групповой специфики. Изучаются особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каждой группе и отдельным ее членам. Определяются особенности субъективного отношения к природе: структура параметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в данных группах.
При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психодиагностике и результаты исследований по социологии, а также дифференциальной и социальной психологии и др.
6) Разработка принципов и методов диагностики. Для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии — экологической психодиагностики — создается специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированного и качественного своеобразия системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней.
При решении этой задачи экологическая психология опирается на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психодиагностике, для исследование тех психологических функций человека, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы и его влияние на развитие личности, разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т. д.
При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по физиологии, педагогике, социологии, а также опирается на положения возрастной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.
Заключение.
В настоящее время термин «экологическая психология» широко применяется в научной литературе для обозначения ряда близких научно-исследовательских направлений. Но они являются не тождественно близкиминаучными областями изучения междисциплинарного научного направления исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и экологической психологии, которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.
Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».
В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований:
• экологического сознания в целом,
• экологических представлений,
• субъективного отношения к природе,
• стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, которые решаются рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы.