Психологическая экология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:36, контрольная работа

Краткое описание

Помимо неоднозначного понимания термина «экология» трудность в определении экологической психологии обусловлена тем, что и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и т.д.

Файлы: 1 файл

Экологическая психология.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

4. Каждый элемент природной среды, наряду с физическими и химическими характеристиками, обладает так же и социальным значением, в котором зафиксирован общественный опыт взаимодействия с природой. Эти социальные значения усваиваются человеком в процессе социализации и в дальнейшем во многом определяют восприятие им природной среды.

5. Восприятие природы как среды во многом определяется этноцентрически, что обусловлено тем периодом в развитии человеческого сознания, когда человек был в максимальной степени связан, с одной стороны, со своим родом, племенем, а с другой — с окружающей его природой. В связи с этим окружающая природная среда во многом структурируется на основе оппозиции: «свой» — «чужой» («родина» — «чужбина»), благодаря чему и возникает такой интересный психологический феномен, как «родная природа». Для человека, выросшего в окружении берез и переехавшего в дру гой район, растущий по соседству сосновый лес, долгое время кажется «чужим», поскольку он — «их», а не «мой» («наш»).

6. В восприятии природной среды большую роль играет оппозиция, противопоставление «центр — периферия». «Центр» среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем «периферия». Путешественники стремятся в «сердце пустыни», на полюс — «пуп Земли» и т. д.; хозяин часто устраивает компостную или мусорную кучу где-то на окраине своего участка, хотя, с точки зрения эргономики, это было бы выгоднее сделать в центре огорода.

Следует отметить, что никакого реального «центра» в самой природной среде как таковой не существует. Например, нулевой Гринвичский меридиан является «нулевым» только потому, что в то время, когда он был установлен, Европа (а конкретно, Англия) была «центром мира».

7. Восприятие природы как среды характеризуется целостностью. И эта особенность является важнейшей. Природная среда воспринимается всегда цельно, но вместе с тем и избирательно.

 Задачи психологии окружающей среды. Таким образом, задачей психологии окружающей среды является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

 

    1. Экологическая психология.

 

В отечественной науке  экологическая психология начала формироваться  в начале 90-х годов на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его «психологической базой».

Ключевой проблемой экологической  психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания, где под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Таким образом, предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Методологические  особенности. Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между «миром вещей» и «миром людей».

Взаимодействию с природными объектами свойственны такие  особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами», например, общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это процесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым.

В то же время, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Таким образом, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными комплексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, а в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д.

При сравнении экологической  психологии с психологией окружающей среды и психологической экологией имеются следующие принципиальные различия.

1. При взаимодействии  «человек-природа»:

• в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы;

• в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной;

• в психологической экологии — воздействие факторов всей среды.

2. При исследовании природы:

• в экологической психологии — как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости;

• в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда»;

• в психологической экологии — как «фактор среды».

 

Задачи экологической  психологии. Выделяется четыре основных направления исследований:

а) экологическое сознание в целом,

б )экологические представления,

в) субъективное отношение к природе,

г) стратегии и технологии взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией  стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений.

1) Анализ развития в процессе социогенеза. Анализируется экологическое сознание в целом в различные исторические периоды развития человечества, рассматривается характерная специфика отношений взаимодействия человека с природой, выявляются основные направления развития «человек-природа» для данной исторической эпохи и выявляются комплексные факторы (эколого- климатические, социально-экономические, культурные, политические и другие), которые предопределяли данный вектор развития.

Для решения этой задачи экологическая психология опирается  на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как история, антропология, палеонтология, философия, культурология, социология, политология, психология (историческая и социальная психологии, этническая и др.).

2) Разработка типологии. Разрабатывается типология как индивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания, в которых анализируется структура экологических представлений, рассматривается качественная специфика субъективного отношения индивида к природе, разрабатывается система его параметров и типология, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе.

При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по истории, культурологии, философии, социологии, психологии и др.

3) Анализ развития в процессе онтогенеза. Анализируются основные направления развития индивидуального экологического сознания в течение жизненного периода человека, где внимание уделяется качественным характеристикам и динамике взаимоотношения человека с природой. Это представление о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности, развитие субъективного отношения к природе и его специфика на каждом возрастном этапе, возрастные особенности мотивации выбора тех или иных стратегий в контексте общего психического и личностного развития и т.д.

При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психологии, педагогике, философии, психодиагностике.

4) Анализ механизмов формирования и функционирования экологических представлений. Изучаются механизмы формирования экологических представлений, в которых особое внимание уделяется исследованию стимулов, получаемых человеком от природных объектов. Исследуются экологические установки человека, действия различных перцептивных феноменов (явлений идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т. д.), регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом и механизмы восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия. Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой. При решении этой задачи экологическая психология использует данные педагогики, семиотики, этологии, кибернетики, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.

5) Анализ индивидуальной и групповой специфики. Изучаются особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каждой группе и отдельным ее членам. Определяются особенности субъективного отношения к природе: структура параметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в данных группах.

При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психодиагностике и результаты исследований по социологии, а также дифференциальной и социальной психологии и др.

6) Разработка принципов и методов диагностики. Для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии — экологической психодиагностики — создается специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированного и качественного своеобразия системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней.

При решении этой задачи экологическая психология опирается  на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психодиагностике, для исследование тех психологических функций человека, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы и его влияние на развитие личности, разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т. д.

При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по физиологии, педагогике, социологии, а также опирается на положения возрастной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В настоящее время термин «экологическая психология» широко применяется в научной литературе для обозначения ряда близких научно-исследовательских направлений. Но они являются не тождественно близкиминаучными областями изучения междисциплинарного научного направления исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и экологической психологии, которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности.

Предметом исследования в  экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».

В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований:

• экологического сознания в целом,

• экологических представлений,

• субъективного отношения к природе,

• стратегий и технологий взаимодействия с ней.

 

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, которые решаются рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы.


Информация о работе Психологическая экология