Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:36, контрольная работа
Помимо неоднозначного понимания термина «экология» трудность в определении экологической психологии обусловлена тем, что и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и т.д.
Введение
Мировоззренческая позиция утверждает, что сохранение жизни на Земле выступает в качестве базовой жизненной ценности индивидуального и общественного развития человека. Этот вопрос находится в центре внимания общественных и гуманитарных наук: социологии и философии, педагогики и психологии и т.д. В данном случае связь экологии и психологии представлена, прежде всего, «психологией экологического сознания и культуры».
Помимо неоднозначного понимания
термина «экология» трудность в
определении экологической
Следует также учитывать
то обстоятельство, что проблемами
отечественной экологической
В настоящее время под термином «экологическая психология» подразумевается:
- специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических свойств (атрибуций) среды и их влияния на восприятие, переживание и поведение человека. Например, влияние параметров пространственной, образовательной или информационной среды;
- конкретно-методологический подход к изучению психических явлений.
Например, экологический подход к зрительному восприятию по Дж. Гибсону:
- своеобразная социальная озабоченность представителей психологической науки и практики отрицательным влиянием антропогенной среды (например, информационной, городской и иной) на психику человека.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время российская экологическая психология характеризуется разноликостью и концептуальной обособленностью различных ее направлений. Поэтому главной целью данной книги является попытка упорядочить, привести в некую систему многообразие эколого-психологических понятий и направлений, которое характерно для текущего этапа становления экологической психологии.
Определение предмета экологической психологии связано с определенными трудностями. Это связано с тем, что исследования различных экологических аспектов в отечественной психологии начались относительно недавно, примерно в начале 90-х годов XX века (Панов, 1997). Это направление, в первую очередь является междисциплинарным и включает такие смежные дисциплины как экология, психология, педагогика, социология, философия и другие науки, занимающиеся проблемами взаимоотношения человека и природы.
В настоящее время в научной литературе, термин «экологическая психология» используется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследований и использующих такие термины как «экологическая психология», «психологическая экология», «психология окружающей среды», определяя их как синонимы.
Такая терминологическая разноголосица не означает отсутствия самостоятельного предмета, своих задач и методологических особенностей у каждого направления исследований, обозначаемого каким-либо термином. Это скорее показатель того, что все эти схожие направления находятся в периоде становления и бурного роста. Экологическая психология возникла благодаря разным подходам в экологии и рассматривалась на стыке экологии и психологии. Поэтому приведем основные подходы, которые стали фундаментом экологической психологии: психологическая экология, связанная с экологическим видением в психологии; психологии окружающей среды.
Данное направление
Экологический подход в психологии (Ecological approach), основоположником которого является Дж. Гибсон (J. Gibson), начал формироваться в конце 60-х годов в США. «Физический мир» — это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. «Экологический мир» — это тот мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д. (Панов, 1997; Ясвин, 1999). Для этого направления существенным фактором является изучение психических процессов человека в естественных условиях и согласно своей естественной природе без вмешательства со стороны исследователей. К этому направлению в определенном смысле можно отнести и психологию глобальных изменений, которая исследует особенности практического мышления специалистов, занимающихся оценкой и прогнозом развития явлений и процессов планетарного масштаба.
Изучение в психологической экологии воздействия комплексных факторов на человека также показывают сложное и опосредованное влияние на психику человека таких экологических факторов, как температура, свет, цвет, химический состав воздуха, уровень шума, радиационный фон и т. д.
При этом важно, что изучение психологической экологии проводятся с использованием именно экологического, а не психологического методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психологической экологии как специальной отрасли экологии понятно на таком контрастном примере: в них изучается влияние радиационного фона на психику человека, а не радиационная фобия, что является уже предметом, собственно, психологических дисциплин.
Задачи психологической экологии. Выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их воздействия на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.
Методологические особенности. Для анализа взаимодействия человека с «экологическим миром» разработана специальная методология, в котором исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и, рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания, а также изучает функционирование психики в естественных, «экологических» условиях.
Принципиальным в
Для описания «экологического мира». Дж. Гибсоном создана система категорий и понятий, например, в «экологическом мире» не существует таких категорий, как микрон или парсек, а расстояние в нем измеряются от миллиметров до километров — это размеры тех объектов (от мельчайших насекомых до самых высоких гор и самых далеких деревьев, видимых на горизонте), с которыми реально только и сталкивается субъект.
В «экологическом мире» не существует микросекунд и тысячелетий, его временной диапазон — от секунд до годов (время протекания реальных событий, которые могут восприниматься субъектом), временной единицей являются «события» (минуты, часы и т. д. не воспринимаются субъектом, а мыслятся им).
«Экологический мир» имеет иерархическое строение: мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, которые, в свою очередь, — в еще более крупные и так до бесконечности. Например, лист встроен в дерево, дерево встроено в лес и т. д. Аналогично кратковременные события встроены в длительные.
В середине 50-х годов XX века большинство психологов осознало, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. На рубеже 80-х годов XX века разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, которое получило название «психология окружающей среды» (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.
Основными вопросами, которыми занимается психология окружающей среды, являются следующие:
1) изучение пространственного познания (environmental cognition);
2) пространственного поведения (environmental behaviour);
3) восприятия качества среды (environmental assessment);
4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress).
В свою очередь психология окружающей среды изучает три важных направления, отличающихся друг от друга вектором направленности взаимодействия в системах «Индивид - Среда», «Человек - Природа»:
2. Охрана окружающей среды (инвайронментальная психология), которая изучает психологические аспекты охранительного воздействия человека на природную среду. Понятно, что это направление тесно связано с психологией экологического сознания, представляющего собой особое направление в экологической психологии;
Экстремальная психология, которая занимается теорией и практикой критических психических состояний, т.е. психологическими аспектами подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию (от напряженности межличностного взаимодействия до стихийных и техногенных катастроф), а также работающего в экстремальной среде, например под\ водой, в космосе, под землей, в воздухе и т.п.
Методологические особенности психологии окружающей среды.
Выделяют две важнейшие методологические особенности, характеризующие психологию окружающей среды:
а) рассмотрение человека и окружающей среды (взятой в ее целостности) как единой системы;
б) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного.
Несмотря на наличие общего объекта исследования (окружающая среда), психология окружающей среды принципиально отличается от психологической экологии. Во-первых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в психологии окружающей среды — именно с психологической. Во-вторых, в психологической экологии, в основном, рассматривается влияние на психику отдельных экологических факторов, а психология окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которые вообще не рассматриваются в психологической экологии).
Особенности исследования в рамках психологии окружающей среды. В работах исследователей, проведенных в рамках психологии окружающей среды, были получены данные, позволившие сформулировать следующие положения.
1. Природная среда не имеет определенных, твердофиксированных границ во времени и пространстве. Часто границы внутри природной среды создаются самим воспринимающим в соответствии с задачами и характером его деятельности; например, путешественник, осматривающий неизвестную долину, стремится мысленно провести ее границы. Для этого он может использовать или холмы, или реку, или кромку леса, или другие физические особенности рельефа. Но эти границы существуют лишь в его субъективном восприятии: например, для местного жителя они могут быть совершенно другими.
2. Природная среда одновременно воздействует на все органы чувств. При восприятии природной среды не происходит лишь суммирование информации (зрительной, слуховой и т. д.), получаемой от различных рецепторов. Например, когда человек в лесу слушает весеннее пение дроздов, безусловно, ведущую роль играет слуховое восприятие. Однако одновременно он видит лесной пейзаж, вдыхает хвойный запах, осязает кору деревьев и т. д. И такое комплексное восприятие принципиально отличается от прослушивания магнитофонной ленты с записью «чистого» пения дроздов.
3. Восприятие природной среды обусловлено характером деятельности. Восприятие одних и тех же элементов природной среды человеком, отправившимся в лес рубить дрова, и человеком, отправившимся за грибами, будет принципиально отличаться. Также как в зависимости от\ характера деятельности в данной природной среде, поступающая сенсорная информация об одних и тех же ее элементах может становиться или главной, или периферической. Например, такой элемент природной среды, как «стройная сосна»: для лесоруба это будет, в первую очередь, «стройная», а потом уже — «сосна»; для грибника — в первую очередь, «сосна» (поскольку именно под соснами можно найти белые грибы), и лишь затем уже — «стройная».