Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 16:25, реферат
Экологическая проблема в Москве стала очень серьезной в последние годы. За последнее столетие экология Москвы ухудшилась так сильно, как не ухудшалась за все время своего существования. Особенно сильно на это повлияло развитие техники. Среди наиболее важных проблем охраны здоровья населения названы меры по охране окружающей среды.
Москва является важнейшим в стране политическим, промышленным, научным и культурным центром, а также важнейшим транспортным узлом страны. Особенности экологической обстановки Москвы являются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения. На ее территории проживает около 6% населения России, функционируют более 2500 промышленных предприятий и иных объектов, оказывающих существенное негативное влияние на состояние окружающей природной среды города.
Экология, как сфера познания, переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности - грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Экология, как наука обладает мощным потенциалом для развития совершенно новых способов взаимоотношения общества и природы, при котором возможно полное снятие угрозы экологических катастроф.
Наука опережает развитие общества. Человечество - часть живой природы, не существует вне ее и подчиняется всем фундаментальным биологическим законам. Живая природа - главное достояние нашей Земли, в ее недрах развивалась и за ее счет существует человеческое общество. Она удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает главное условие жизни людей на планете - состав воздушной среды, защиту от космических излучений, чистоту вод, плодородие почв, смягчение климата.
Термин «экология» (от греческого «ойкос» - дом, жилище) предложил в 1866 году известный немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель для обозначения «общей науки об отношениях организмов с окружающей средой», куда мы относим в широком смысле все «условия существования».
Охрана природы - прикладная экологическая область знания о сохранении систем жизнеобеспечения Земли.
За период 150 лет можно проследить эволюцию социальных последствий урбанизации.
В настоящее время Москва вступила в стадию агломерационного развития и формирует экономическую ситуацию на площади, в 20 раз превышающей первоначальную. Древний центр Москвы, где природные условия адаптированы, занимает лишь десятую часть города. На остальной территории, там, где совсем недавно были загородные усадьбы, дачные поселки, парки, сельскохозяйственные угодья, активно развиваются процессы урбанизации природных условий.
К сожалению, любой город разрушает естественную экосистему, на территории города она не может справиться с техногенной нагрузкой. При плотности населения 300 человек на 1 кв. км количество биологических видов, первоначально обитающих на этой территории, сокращается в 2 раза, а при плотности населения 2000 человек на 1 кв. км их остается только 15% . А в Москве плотность населения - около 8500 человек на кв. км! Конечно, здесь нельзя и мечтать о сохранении естественной экосистемы.
Экологическая проблема в Москве стала очень серьезной в последние годы. За последнее столетие экология Москвы ухудшилась так сильно, как не ухудшалась за все время своего существования. Особенно сильно на это повлияло развитие техники. Среди наиболее важных проблем охраны здоровья населения названы меры по охране окружающей среды.
Москва является важнейшим в стране политическим, промышленным, научным и культурным центром, а также важнейшим транспортным узлом страны. Особенности экологической обстановки Москвы являются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения. На ее территории проживает около 6% населения России, функционируют более 2500 промышленных предприятий и иных объектов, оказывающих существенное негативное влияние на состояние окружающей природной среды города.
По результатам наблюдений Росгидромета в 1994 году уровень загрязнения воздуха в городах России, несмотря на значительный спад производства, остается весьма высоким: концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимые уровни в 5 раз в 151 городе, в 10 раз в 87 городах. Число россиян, постоянно живущих в такой окружающей среде более 40 млн. человек. В перечне 87 городов России Москва занимает 42-е место.
Главной экологической проблемой столицы остается состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды являются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, транспорт и объекты коммунального хозяйства.
Эксперты считают Москву зоной экологического бедствия и 84% москвичей - неэкспертов согласны с ними. Особенно заметно это после выездов за город или в другие регионы. Воздух в Москве действительно тяжелый. В нем, помимо отдельных химических элементов, перемешаны еще 1200 самых различных химических соединений. Уже в атмосфере они вступают в реакцию, образуются новые соединения. То, чем засорен воздух - на ладони не ощутить, не увидеть на глаз. Но за год в воздух столицы выбрасывается от 1 до 1,2 млн. тонн вредных химических веществ. Очень малая их часть уносится ветрами за город. Основная же доля остается в Москве. И ежегодно на голову каждого москвича из воздуха сваливается 100-150кг загрязняющих воздух веществ. Конечно, не всю эту гору грязи, но значительную ее часть каждый москвич вдыхает, пропускает через свой организм.
Сказывается то, что в Москве ветры дуют преимущественно в юго-восточном направлении. К тому же в той части города сформировался промышленный район.
Выделенные зоны экологической ситуации занимают относительно всей территории города следующие части:
- Зона крайне неблагоприятного состояния среды - 17%
- Зона неблагоприятного состояния среды - 30%
- Зона умеренно неблагоприятного состояния среды - 47%
- Зона условно благоприятного состояния среды - 6%
Эти данные крайне необходимы для природоохранных мероприятий и комплексного экологического мониторинга Москвы.
Природоохранные органы во многом определяют успех экологически ориентированного будущего. Они смогут справиться со своей задачей только при решении нескольких проблем. Первое, абсолютно необходимое условие - сохранение единой системы органов охраны окружающей среды. Второе - взятие органами охраны окружающей среды на себя не только надзорно-экспертных, но и созидательных функций, так как множественность структур снижает эффективность управления и приводит к распылению средств, а самое главное - это полное рассредоточение ответственности.
Новая беда пришла оттуда, откуда ее и не ждали. За два последних года Москва получила столько автотранспорта, сколько не имела во все предыдущие 850 лет. И если в 1990 году на долю столичных автомобилей приходилось 70% всех выбросов, то сейчас - 90% . При этом на 90% воздействия на атмосферу связано с работой автотранспортных средств на линии, остальной вклад вносят стационарные источники (цеха, участки, станции технического обслуживания, стоянки и т.д.). Отработавшие газы автомобильных двигателей содержат около 200 веществ, большинство из которых токсичны. В выбросах карбюраторных двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид углерода, углеводороды и оксиды азота, а в дизельных - на оксиды азота и сажу.
Главной причиной неблагоприятного воздействия автотранспорта на окружающую природную среду остается низкий технический уровень эксплуатируемого подвижного состава и отсутствие систем нейтрализации отработавших газов.
В городе ежегодно вводятся от 200 до 300 газоочистных установок. Однако 80% автомобилей в Москве - частные, и все их ни за какую операцию не проверить. Такие мероприятия, как внедрение экологического сертификата на автомобиль, запрет использования этилированного бензина, введение инструментального контроля перед техосмотром, должны значительно уменьшить вред атмосфере, который наносят более 2 млн. автомобилей, ежедневно колесящих по московским улицам. Устранение вредных автомобильных выбросов идет по нескольким направлениям. Одно из них - применение новых видов автомобильного топлива, например - газа.
Транспортный комплекс является крупнейшим источником загрязнения воздуха. Оценивались выбросы семи наиболее массовых вредных веществ: оксид углерода, углеводороды, диоксид азота, сажа, диоксид серы, соединения свинца, и твердые вещества. Общее количество загрязняющих веществ поступивших в атмосферу от передвижных источников распределяется следующим образом :
автотранспорт - 94,7%
воздушный транспорт - 2,5%
речной транспорт и дорожные машины - 2,8%
Большинство отходов, образующихся на предприятиях транспортного комплекса, представляют собой вторичное сырье, а также отработанные нефтепродукты, отходы красок и шлаки.
Воздействие на окружающую среду водного транспорта, прежде всего на водные ресурсы, связана с потерей нефтепродуктов при погрузке и выгрузке, сбросами загрязненных вод, а также сносами сыпучих грузов с причалов и т.п.
Для современной авиации характерны два определяющих фактора воздействия воздушных судов - авиационный шум и выбросы авиадвигателями загрязняющих веществ. Хотя в России в последнее время появились самолеты, шум которых существенно ниже по сравнению с ныне эксплуатируемыми, наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают самолеты, удовлетворяющие лишь минимальным требованиям международного стандарта по шуму.
Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются: преобразование территорий, потребление тепловых ресурсов и электроэнергии, потребление воды предприятиями и подвижным составом, а также разнообразные выбросы твердых, жидких и газообразных веществ во все компоненты окружающей среды.
С давних пор мы привыкли слышать о том, что Москва - город зеленый. И это действительно так. Сегодня зелени общего пользования (т.е. той, которая доступна всем, - парков, скверов, а не частных садов за высокими заборами) в столице 48 тыс. гектаров.
Но благополучие Москвы распределено не очень равномерно. В Центре этот показатель снижается до 4-5 кв.м, а в Восточном округе (здесь «погоду делает» Измайлово) - более 26 кв.м на человека.
Вдобавок к этому существует созданный много лет назад защитный лесопарковый пояс. Его суммарная площадь - 72 тыс. гектаров, из которых только 11 тысяч находятся в черте города, а остальные окружают Москву в среднем на 30 километров, а на севере, где к столице подходят водохранилища, пояс растягивается на 50 километров. И хотя большинство лесов находятся за МКАД, они заметно улучшают экологическую обстановку.
Что растет в московских лесах и парках? Так как Москва находится на стыке двух зон, то на юге произрастают смешанные лиственные леса, а на севере - в основном хвойные. На востоке, в окрестностях Люберец и Жуковского, - сосновые боры. Эксплуатирующие службы пытаются немного «подправить» природу. Например, подсаживают в южных районах хвойные породы. А вообще забота «Мослесопарка», кроме посадок, выражается в санитарных рубках и рубках ухода; установке «парковой мебели»; оборудовании площадок для отдыха.
Общее состояние зеленых насаждений города - и это, очевидно, всем - в последние годы заметно ухудшилось. Главный виновник - ядовитый московский воздух, отравляемый автотранспортом. Хуже всего экология конечно в центре Москвы. Сейчас Москва переходит на контейнерное озеленение. Это дороже, зато единственно возможное на сегодня.
Другой враг леса это те «любители природы», которые в запретной зоне разводят костры, моют машины в зоне отдыха, а мусор ... Вываливают его в леса и парки сегодня все, кому не лень. Причем сбрасывают не только бытовые отходы, а например, кузова от автомобилей.
К настоящему времени погибло 250 тыс. деревьев. Все валят на противоледные реагенты, хотя не исключено, что это лишь одна из причин их гибели. Засыхают деревья, как правило, на обочине. Чем дерево дальше от дороги, тем менее подвержено губительному влиянию соли. Ученые пришли к выводу: опасна не столько соль сама по себе, сколько ее концентрация. К обочине, краю тротуара обычно и сгребают снег - тот самый, который до того был обильно «удобрен» нитратами. Когда их количество достигает критической величины, тогда и начинают сгорать корни.
Озеленение - уже не изыск, как привыкли считать, а проблема выживания. В структуру зеленых насаждений общего пользования города Москвы входят парки, скверы, бульвары. Ассортимент деревьев и кустарников, высаживаемых для озеленения насчитывает 366 видов и форм. Основными породами являются: липа, тополь, клен, береза, лиственница, ясень, рябина, ель, дуб, около 30 видов кустарников. Однако старые городские парки, такие, как ЦПКиО им. Горького, насчитывают более 100 наименований и представляют большую ценность интереснейшей коллекцией древесных растений. Многие деревья находят здесь оптимальные условия для своего развития и достигают поэтому предельных размеров. Они могут стать исходным материалом для дальнейшего распространения их в озеленении. Зеленые насаждения Москвы занимают 37 тыс. га или 42% городской территории, из них 16% - территории, предназначенные для отдыха населения. Около половины всех зеленых насаждений Москвы составляют лесопарки, оказавшиеся в черте города после расширения его в 1948 и 1961 гг. (Лосиноостровский, Яузский, Битцевский и другие). Яузский и Лосиноостровский лесопарки включены в природный заповедник «Лосиный остров». Все это большое хозяйство требует большой заботы и жизненно необходимых для города работ: в год нужно благоустраивать примерно 1000 га лесопарков, восстанавливать по 50 га исторических садов и парков. Плюс к этому разбивать новые парки, скверы и бульвары - примерно по 300 га в год.