Психологическая характеристика современного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.

Файлы: 1 файл

курсовая мояяя.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

       Вторая стадия: “ПОДХОД К ОБЪЕКТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ “ 
Этот процесс включает следующие действия: 
- пристройку к объекту, т.е. поиск удобной для общения дистанции , положения, позы , взаиморасположения

- привлечения к себе внимания объекта с помощью определенных действий

       Третья  стадия: “НАСТРОЙКА” 
Через “зондирование души” объекта (по словам К.С. Станиславского) 
осуществляется настройка на эмоционально- психологическое состояние объекта взаимодействия , формируется общее социально- психологическое поле общения 
     Четвертая  стадия: “ ПЕРВЫЙ  ХОД  В ОБЩЕНИИ  ” 
Цели  этого  хода  в  общении: 
- сообщить объекту некоторую информацию

- побудить объект к взаимодействию

- трансформировать объект взаимодействия в равноправного субъекта, партнера общения

При  передачи  информации  нужно  : 
- сначала во внутренней речи словесно оформить возникшую мысль, идею

- затем высказать , т.е. перевести из внутренней речи во внешнюю

- и только потом это высказывание должно быть услышано и понято

      Пятая стадия: “ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ “ ответный ход объекта, ставшего  субъектом  –  партнером  общения  
Все эти 5 стадий должны быть соблюдены руководителем в каждой конкретной форме общения, в которой он берет на себя функции и организатора, и катализатора взаимодействия  .  
Изложение мыслей представляет процесс общения. Необходимо, чтобы руководителя поняли и с ним согласились .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя

 

3.1.Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя

 

      В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

      Пути преодоления конфликта личных качеств человека и требований профессиональной деятельности, достижения соответствия между ними весьма разнообразны. Это и профессиональный отбор, и подбор людей на рабочие посты, и подбор профессии для определенного человека, обучение, формирование профессионально важных качеств, изменение средств и условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности и т.д.

      Карпов А.В. к г лавным факторам успешности профессиональной деятельности управленца относит такие характеристики, которые обозначает понятием менеджерских характеристик и подразделяет их на две группы: 1) общесоциальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному руководителю» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.), и 2) собственно личностные свойства «успешного руководителя».

    Личностные переменные, как показывают многие авторы, оказываются более надежными предикторами успешного руководства, чем, например, показатели когнитивных способностей, установок или демографические характеристики. Не только успешность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода личностными особенностями. В связи с этим определение личностных предпосылок, детерминирующих успешность профессиональной деятельности руководителя играет особую роль при осуществлении управленческой деятельности.

      Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, их оценка, распределение по рабочим постам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями.

      Важными личностными чертами успешного руководителя являются: уравновешенность, сдержанность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Успешный руководитель не чувствителен к угрозе, смел, решителен, имеет тягу к риску, не теряется при столкновениях с неожиданными ситуациями, верит в себя и свои возможности. Не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты. В группе является лидером, умеет противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми.

      В заключении можно отметить, что именно руководители определяют лицо фирмы, а от их квалификации, умения работать с людьми в первую очередь зависит эффективность функционирования всех звеньев организационной структуры компании.

 

3.2.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору

 
    Одно из первейших требований к качествам руководителя составляет его умение создавать коллектив. От того, каким будет созданный тем или иным руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его управленческой деятельности. В связи с этим к руководителю предъявляются определённые психологические требования. 
Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением. 
      Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора  и  расстановки  кадров. 
      Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе. А как показывают американские и японские исследования в области менеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально- психологическая обстановка. 
      Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации  и  фактов  выделять  важнейшие  вопросы. 
     Систематизация чужого опыта и готовых идей с целью использования их, когда это необходимо, является существенным условием организации научного труда руководителя. 
Другим качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он должен относиться к данному  решению. 
      Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения  людей. 
      Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты  каждого  руководителя. 
      Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость. Таковы психологические требования, предъявляемые к руководителю. 
Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.

 

3.3.  Имидж руководителя с психологической точки зрения.

 

      Результаты исследований, проведённых в США, свидетельствуют о том, что от имиджа существенно зависят шансы получить работу и успехи в деловой карьере. Конкуренция на рынке труда не гарантирует поступления на работу только за счёт образования и профессионального опыта. Работодатели предъявляют обширные требования, в частности и к имиджу, если это работа с людьми. Значит и для умелого менеджера имидж играет важнейшую роль.

      Американские психологи Нолл и Тенкерслей утверждают:

      -Важнейшими слагаемыми позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение вести переписку, разговаривать с людьми в различных ситуациях, литературный язык и чёткая артикуляция). Далее в порядке ранжирования следуют различные аспекты внешности – ухоженность, облик (общий вид, фигура, физическая форма, одежда) и хорошие манеры.

     -Директора фирм и руководители отделов по работе с персоналом считают подходящий имидж более важным условием для карьеры, чем курсы по повышению квалификации.

      -Все респонденты считают, что процветание предприятия напрямую зависит от его имиджа.

      Подобрать костюм, рубашки, галстуки, пуловеры, аксессуары и т.д. так, чтобы они сочетались друг с другом, соответствовали обстановке и, в то же время, отражали внутреннее состояние личности требует немалых навыков, знаний, в том числе и по психологии. Кроме того, формируя имидж, необходимо учесть такие компоненты как звучание голоса, коммуникативные способности, умение вести себя в обществе, контакт взглядом, подача руки, осанка, физическое здоровье, ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.), манеру одеваться – свой стиль, хорошие манеры (воспитанность). Менеджеру необходимо умело сочетать и изменять в зависимости от сложившейся обстановки все эти факторы, что требует в том числе и психологической подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Эмпирическое исследование

4.1. Организация исследования

 Психологическое исследование проводилось с октября по декабрь 2012 г. в ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический техникум», в группе М-407. Было проведено исследование 15  респондентов.                                                                                            

  Программа исследования включила следующие диагностические методики:

  1. Какой вы руководитель? ( Источник: Р.Р.Кашапов « Курс практической психологии») (см. Приложение 4)

Цель данной методики –  выявить у каждого респондента  какой он руководитель ,т.е. «микроменеджер», «делегатор», «наставник».

Когда вы были помощником руководителя, приносящим кофе и отправляющим бесконечные  факсы, вы наверняка говорили себе, что если станете начальником, то не будете таким как он. Прошли годы, и теперь вы сами руководите группой  сотрудников. Сдержали ли вы свое обещание?

  1. Начальник или подчиненный? ( Menegement Учебно-методический комплекс)         ( см. Приложение 5)

Цель данной методики - определить склонность каждого респондента  к управлению или подчинению.

В социальной сфере, в деловых взаимоотношениях люди практически всегда делятся на тех, кто любит и может руководить, и тех, кто предпочитает, чтобы  ими руководили, направляли их действия. Конечно, для успешного ведения  дела нужны и те и другие.

     3. Можете ли вы управлять людьми? ( Menegement Учебно-методический комплекс)     ( см. Приложение 6)

   Цель данной методики – выявить у каждого респондента может ли он управлять людьми.

Данная методика предназначена для тех, кто хотел бы занимать или уже занимает руководящую должность. Он поможет понять, пользуетесь ли вы авторитетом у окружающих, насколько вы уверены в себе и организованы, умеете ли отстаивать свою точку зрения. Все эти качества необходимы для того, чтобы люди доверяли вам и помогали добиваться поставленных целей.

  1. Способны ли вы ориентироваться в любой ситуации? ( Menegement Учебно-методический комплекс)  ( см. Приложение 7)

  Цель данной методики -  определить способность ориентироваться в любой ситуации у каждого респондента.

В любом деле, как  известно, могут случаться непредвиденные ситуации, которые заставляют действовать  решительно и быстро. Готовы ли вы к  подобного рода испытаниям? И если такая ситуация случится у вас  на работе, сумеете ли не растеряться  и, сконцентрировав свои силы, используя  имеющиеся у вас знания и опыт, действовать разумно и правильно? Эта методика  поможет разобраться, способны ли вы находить выход из непредвиденных ситуаций.

 

4.2. Анализ  результатов. Выводы.

 

В ходе психологического исследования, проводимого мною с октября –  декабрь 2012 г. в ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический техникум»  в группе М-407, было опрошено 15 студентов  в возрасте 17-20 лет (12 девушек и 3 юношей).

    1. Какой вы руководитель? ( Источник: Р.Р.Кашапов « Курс практической психологии»)

В результате исследования было выявлено:

- 40% респондентам можно отнести руководитель « микроменеджер»,

- 33% руководитель «делегатор»,

 - 27% руководитель « наставник». (см. Приложение 8)

    1. Начальник или подчиненный? ( Menegement Учебно-методический комплекс)

В результате исследования было выявлено:

- 36% респондентов склонны к подчинению в межличностных и социальных отношениях, - 41% сочетают умение подчиняться и умение управлять другими, уверены в себе, способны быть хорошим советчиком, наставником и руководителем

- 23% респондентов вероятно имеют склонность к властвованию, лидерству в межличностных отношениях и в социальной сфере. (см.Приложение 9)

           3. Можете ли вы управлять людьми? ( Menegement Учебно-методический комплекс) 

 В результате исследования было выявлено, что:

- 47% респондентов личностных качеств, для того чтобы быть начальником, явно не хватает

- 39% респондентов любят, чтобы ими управляли, но и не желают командовать сами

- 13% респондентов склонны управлять другими людьми

- 1% респондентов властная натура, чтобы управлять людьми. (см. Приложение 10)

4. Способны ли вы ориентироваться в любой ситуации? ( Menegement Учебно-методический комплекс) 

В результате исследования было вывялено, что:

- 47% респондентов  к сожалению, реагировать быстро и решительно не могут, поскольку крайне несамостоятельные люди

- 58% респондентов достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак даже в трудных ситуациях

- 11% респондентов которые не пропадут даже на Северном полюсе. (см. Приложение 11)

Вывод:

Респонден-ты

Какой вы руководитель?

Начальник или подчиненный?

Можете ли вы управ-лять людьми?

Способны ли вы ориентироваться в любой ситуации?

Респондент №1

«микроменеджер»

Склонен к подчинению

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

 реагировать быстро  и решительно не может, поскольку  крайне несамостоятельный человек

Респондент №2

«наставник»

Склонен к властвованию

Склонен управлять другими

Способен ориентироваться  в любой ситуации

Респондент № 3

«делегатор»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

не любит, чтобы им управляли, но и не желает командовать сам

достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак даже в трудных ситуациях

 

Респондент №4

 

«микроменеджер»

 

склонны к подчинению в  межличностных и социальных отношениях

 

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

 

реагировать быстро и решительно не может, поскольку крайне несамостоятельный  человек

Респондент №5

«делегатор»

Склонны к властвованию

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак  даже в трудных ситуациях.

Респондент №6

«делегатор»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак  даже в трудных ситуациях.

Респондент №7

«наставник»

Склонны к властвованию

Склонен управлять другими

Способен ориентироваться  в любой ситуации

Респондент №8

«микроменеджер»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

реагировать быстро и решительно не может, поскольку крайне несамостоятельный  человек

Респондент №9

«микроменеджер»

Склонен к подчинению

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

реагировать быстро и решительно не может, поскольку крайне несамостоятельный  человек

Респондент №10

«делегатор»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

не любит, чтобы им управляли, но и не желает командовать сам

достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак  даже в трудных ситуациях.

Респондент №11

«наставник»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

не любит, чтобы им управляли, но и не желает командовать сам

Способен ориентироваться  в любой ситуации

Респондент №12

«микроменеджер»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

реагировать быстро и решительно не может, поскольку крайне несамостоятельный  человек

Респондент №13

«наставник»

Склонны к властвованию

Склонен управлять другими

Способен ориентироваться  в любой ситуации

Респондент №14

«делегатор»

сочетает умение подчиняться  и умение управлять другими

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак  даже в трудных ситуациях.

Респондент №15

«микроменеджер»

Склонен к подчинению

Личностных качеств, для  того чтобы быть начальни-ком не хватает

реагировать быстро и решительно не может, поскольку крайне несамостоятельный  человек

Информация о работе Психологическая характеристика современного руководителя