Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.
ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический техникум»
Введение
Руководить – значит приводить
сотрудников к успеху и
самореализации
(В.Зигерт, Л. Лонг)
Реальная жизнь многократно
показывает, что далеко не каждый может
быть успешным руководителем. Другие же
заведомо отказываются от такой работы,
ссылаясь на свою не подготовленность
и неуверенность. За той и другой
позицией стоят индивидуальные особенности
людей, поведение которых определяется
преимущественно их врожденными
предпочтениями.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.
Актуальность выбранной
темы определяется тем, что важнейшим
условием деятельности успешного руководителя,
определяющим эффективность его
влияния на деятельность подчиненных
является глубокое понимание психологических
основ управления. Эффективность
управленческой деятельности руководителя
зависит от его способностей. По
определению психолога А.Н. Леонтьева,
способности - это такие свойства
индивида, совокупность которых обуславливает
успешность выполнения некоторой деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способности,
различают специфические
Чем более сильным является руководитель,
тем менее он конфликтен. Масштабность
мышления руководителя тесно связана
с его должностным рангом и определяется
тем, над какими проблемами он работает
и какими категориями в соответствии со
своей должностью мыслит: одна из основных
психологических трудностей нового руководителя,
назначенного на должность, - это приведение
масштабов своего мышления в соответствии
с новым рангом должности. Степень легкости
и эффективности перестройки прежнего
масштаба мышления говорит о способности
личности к управленческой деятельности.
Чем способней руководитель, тем ему легче
изменить масштаб своего мышления, а чем
он сильнее, тем лучше сумеет реализовать
свои способности. Чтобы стать хорошим
руководителем высокого ранга и приобрести
самосознание такого руководителя, нужно,
как правило, пройти все ступени должностной
лестницы.
Моя курсовая работа состоит
из трех глав в которых изложены ответы
на поставленные вопросы и раскрыты задачи
исследования. Первая глава “Личность
руководителя и навыки управления” включает
в себя психологическую характеристику
деятельности руководителя, систему самопрезентации.
Я узнала, что
руководитель – это должность, которая
позволяет иметь человеку определенные
полномочия, использовать данную ему власть.
Чтобы эффективно управлять организацией,
руководитель должен обладать лидерским
влиянием, определяемым личными качествами.
Вторая глава “Психология воздействия в управлении” включает в себя характер, качества руководителя, стили руководства, деловое общение, развитие общения. Я узнала, что . характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Узнала какими качествами должен обладать руководитель, на основании практической деятельности руководителей выделила четыре основных архетипа: лидер, администратор, предприниматель, плановик. Из этой главы узнала так же, что одним из деловых качеств личности является владение деловым общением, коммуникабельность. Так же рассмотрела что означает тактика общения, техника общения.
В третьей главе «теоретический анализ психологических особенностей личности успешного руководителя» описываются такие разделы, как: личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя; психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору; имидж руководителя с психологической точки зрения. Из этой главы я узнала, что согласно пятифакторной модели («большая пятерка»), индивиды с высокими оценками по экстраверсии должны чаще предпочитать и успешнее действовать в социальных и предпринимательских профессиях по сравнению с интровертами.
В четвертой главе «Эмпирические исследования». Исследования я проводила в группе М-407, где проанализировала склонность к руководству или подчинению у всех студентов.
Так управление организацией сегодня представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.
Объект исследования: группа М-407
Предметом исследования в курсовой работе выступает психологическая характеристика успешного руководителя в какой-либо сфере деятельности.
Цель исследования заключается в изучении особенностей психологического портрета успешного руководителя.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи исследования:
База исследования: исследование проводилось с октября по декабрь 2012 г. В ГАОУ СПО «Казанский торгово-экономический техникум», в группе М-407. Было исследовано 15 респондентов в возрасте 17-20 лет.
Глава I. Личность руководителя и навыки управления
Руководство – это умственная и физическая
деятельность, целью которой является
выполнение подчиненными предписанных
им действий и решение определенных задач.
Руководитель – это должность, которая
позволяет иметь человеку определенные
полномочия, использовать данную ему власть.
Чтобы эффективно управлять организацией,
руководитель должен обладать лидерским
влиянием, определяемым личными качествами.
Однако, руководитель не становится лидером
только благодаря этим качествам. Современный
руководитель (менеджер) является одновременно:
1) управляющим,
наделенным властью.
Руководитель имеет дело с людьми, обладающими различными психическими свойствами, различной готовностью с той или иной деятельности. В то же время эффективность самого руководителя, его социально-психологических свойств, характерных для него приемов, навыков, способов обращения с людьми, уровня активности и т.д.
Основные функции
руководителя: планирование, мотивация,
оценка, контроль. Руководители всех уровней
обязаны обеспечить прибыль и преодолеть
конкуренцию. Для выполнения этих задач
необходимы такие навыки деятельности,
как: практическое владение предметом
деятельности (т.е. знание производства,
технологии, оборудования, сбыта и т.д.),
организационные навыки (планирование,
реорганизация, внесение изменений, направление
усилий предприятия в нужное русло, определение
приоритетов, ориентация в социально-экономической
среде); управленческие навыки (умение
работать с людьми, знание психологии
организационных процессов, навыки оценки
и воздействия на людей, умение стимулировать
и направлять).
Умение руководить развивается
так же, как и любая другая способность:
знанием принципов и ежедневной практикой.
Несмотря на то, что управленческая деятельность
представляет определенные сходные требования
ко всем руководителям, тем не менее, каждая
конкретная должность требует некоторого
уникального сочетания умений и способностей.
Умение управлять собой
позволяет руководителю правильно снимать
напряжение, избегая стрессов, контролировать
при этом собственные эмоциональные проявления
в рабочей ситуации.
Важным управленческим
качеством является умение влиять на окружающих.
При этом способность оказывать влияние
становиться более значимой, чем умение
применять власть. Руководитель, обладающий
высокой способностью влиять на окружающих,
получает поддержку не только своих сотрудников,
но и людей, не починяющихся ему на прямую,
что расширяет возможности использования
ресурсов.
Знание современных управленческих
подходов составляет ту базу, благодаря
которой успешный руководитель может
искусно варьировать эти подходы в зависимости
от текущих потребностей окружающих и
психологических особенностей подчиненных.
Хорошие навыки руководства позволяют
руководителю добиваться максимальной
отдачи от своих подчиненных и формировать
благоприятный психологический климат.
Руководитель, обладающий навыками обучения
и развития своих подчиненных, обеспечивает
потенциал функционирования и предоставляет
обратную связь.
Управленческая деятельность характеризируется
ценой ошибок, большим трудом ответственности
и необходимостью знания человека. Согласно
традиционным зарубежным подходам, ведущими
качествами личности руководителя являются
компетентность, коммуникабельность,
способность устанавливать контакты,
внимательность по отношению к подчиненным,
смелость в принятии решений, способность
творчески решать проблемы. Каждое из
этих качеств, по сути, объединяет некоторые
другие черты личности, представляя собой
интегральные способности.
Постоянная работа в
направлении личностного роста дает руководителю
возможность преодолеть свои слабые черты
характера и развить сильные. Без саморазвития
нельзя управлять развитием организации.
Навык решать проблемы должен формироваться
по линии рационализации, планирования,
расширения методов сбора информации
и контроля. Изобретательность и способность
к инновациям позволяют руководителю
экономить ресурсы, как материальные и
временные, так и человеческие. Творческий
подход открывает возможности для преодоления
текущих сложностей и рождения перспектив
развития, тогда как застой и консерватизм
эти возможности ограничивают.
1.2. Система самопрезентации
Важную роль в представление руководителя играет самопрезентация, основанная на эффектах фасцинации и аттракции.
Фасцинация - это очарование, обаяние; характеризуется
словесным воздействием, интонацией, мимикой,
манерами (говорить, двигаться и т. д.),
при которых достигается минимальная
потеря информации для партнеров по общению,
их доброжелательное расположение.
Искусная, богатая разнообразием
лексики, ненавязчивая речь, сопровождающаяся
особой доверительной интонацией, заинтересованным
взглядом, изящным поворотом или наклоном
головы, мягким движением рук, эффектными
позами - все это в совокупности способно
обратить на себя внимание, вызвать симпатию,
надолго запечатлеть образ человека в
собственном воображении. Это впечатление
усиливает со вкусом подобранные одежда,
прическа, тонкий аромат (трав, масел, духов),
косметика (у женщин), аксессуары и т.д.
Аттракция –
это привлечение, притяжение; характеризуется
визуально фиксированным эмоциональным
отношением человека к кому-либо в виде
проявления симпатии или готовности к
общению (улыбка, радостные восклицания,
смех, слезы радости, стремительные движения
навстречу и т. д.). Это состояние вызывается
не внешними, а внутренними причинами.
Эти неотъемлемые элементы самопрезентации могут быть использованы руководителями, политиками, бизнесменами для создания собственного имиджа.
Глава II. Психология
воздействия в управлении
Каждому приятно работать
с обязательными коллегами, добросовестными
подчиненными, объективными руководителями.
Но не все и не всегда таковыми бывают...
Тот излишне самолюбив, этот пассивен
и апатичен. Одного не увлекает данная
работа, другой вообще откровенный лодырь.
А эти всегда работали хорошо, но вдруг
почему-то "испортились". Один завистлив,
другой не любит начальника - и оба весьма
квалифицированно ставят ему палки в колеса
и т. д. Всех случаев негативного поведения
работников не перечесть.
Стиль управления коллективом
- это интегральная характеристика индивидуальных
особенностей и способности личности
руководить, а также чаще всего применяемых
ею способов и средств управленческой
деятельности, которые системно характеризуют
ее способности и особенности решения
управленческих задач.
Авторитарный. Стиль, для которого
характерно единоначалие руководителя
в решении как больших, так и малых задач,
стоящих перед коллективом. В организации,
где доминирует авторитарный стиль управления,
все ждут, что скажет "Иван Иванович".
При авторитарном стиле руководства инициатива
и последнее слово, как правило, остается
за руководителем, как и все наиболее значимые
указания и распоряжения. Однако в авторитарном
стиле имеются, как и в любом стиле, не
только минусы, но и свои плюсы. Способность
руководителя взять на себя персональную
ответственность, особенно в критической
ситуации, - это несомненное его достоинство.
Но авторитарный стиль подавляет инициативу
и творческие начинания, которые идут
снизу. В этом главный его минус.
Коллегиальный.
Для руководителя, которому характерен
этот стиль, главной установкой является:
"Надо посоветоваться с коллективом".
Последним словом в данном случае будет
то, как и что решит коллектив. Наряду с
очевидными достоинствами в рамках этого
стиля имеются и недостатки. Суть их особенно
проявляется в тех ситуациях, когда даже
вопросы, не требующие детального обсуждения,
часто выносятся на коллективное обсуждение.
Плановый. Для руководителя этого стиля
главное - план, программа. Руководитель
такого стиля очень много уделяет внимания
всевозможным планам и программам. Управление
на основе четко и глубоко проработанного
плана – весьма положительное качество.
Однако слишком точное, излишне пунктуальное
следование плану часто создает и определенный
тормоз для маневра, инициативы и оперативной
перестройки деятельности.
Либеральный. Этот стиль часто не без
основания еще называют и попустительским.
При таком стиле руководства коллектив
как бы "плывет по воле волн". Подчиненные
преимущественно сами не только решают
возникающие перед ними проблемы, но и
имеют возможность не особенно считаться
с мнением своего руководителя. При всех
очевидных недостатках этого стиля положительным
является то, что инициатива подчиненных
не подавляется. Но либеральный стиль
опасен тем, что он характеризует руководителя
как беспринципного и не делового.
Регламентирующий, или его можно также
назвать контролирующий.
Для этого стиля, в противоположность
либеральному, характерна постоянная
регламентация того, что необходимо делать,
как и в какие сроки. Для подчиненных постоянное
регламентирование и контроль из блага
превращаются в бедствие. Постоянная регламентация
и контроль в коллективе создают нервозную
обстановку.
Документальный. Руководитель этого
стиля придает исключительно большое
значение документам, письменным распоряжениям
и как следствие скатывается к "бумаготворчеству".
Тратя много сил и времени на подготовку
различного рода документов и справок,
такой руководитель стремится перестраховать
себя на случай всяких проверок, но у него
уже не остается времени на живое общение
с коллегами, на непосредственное руководство
коллективом. Позитивным моментом в этом
стиле является тот факт, что у такого
руководителя документы, различного рода
планы и отчеты, деловая переписка всегда
находятся в должном порядке.
Лидерский. Стиль характеризуется
тем, что руководитель увлекает, вдохновляет
коллектив на решение тех проблем, в которые
он глубоко верит и в возможность решения
которых ему удается убедить, если не всех,
то большинство членов коллектива. Лидер
уверен в себе и в реальности выполнения
тех планов, программ, которые он выдвигает.
Он, как правило, обладает оптимизмом и
проявляет его в решении тех проблем, которые
стоят перед коллективом. Если лидер к
тому же имеет высокий уровень творческих
способностей, то он становится творческим
руководителем коллектива. К недостаткам
лидерского типа следует отнести то, что
лидер часто пренебрегает административными
средствами руководства коллективом,
и это, как правило, приводит к тому, что
не все резервные возможности коллектива
и особенно инициативных членов коллектива
остаются использованными.
Главная черта успешного
руководства – гибкость. В зависимости
от специфики ситуации руководитель должен
умело использовать преимущества того
или иного стиля руководства и нейтрализовать
его слабые стороны.
В своей повседневной деятельности
современному успешному руководителю
необходимо опираться на свои сильные,
наиболее развитые стилевые компоненты,
качества, при этом постоянно развивая
слабые. Помня при этом, что идеальным
стилем управления коллективом является
творческий стиль, для которого характерно,
что руководитель в решении каждой новой
управленческой задачи гибко, неординарно
применяет тот или иной прием, способ,
средство, являющиеся для складывающейся
ситуации наиболее оптимальным и результативным.
В решении вновь возникающих
задач опираться на научный подход, передовой
опыт, знать и изучать не только причины
удач, но тщательно анализировать причины
поражений.
Умело и грамотно применять
в своей повседневной деятельности следующие
управленческие принципы:
Принцип
инструкции. Управлять предпочтительно
с помощью правил и инструкций, а не приказов
и распоряжений.
Принцип
близости. Вопросы должны решаться
как можно ближе к тому уровню, на котором
они возникли.
Принцип
оперативности. Руководитель должен
оперативно реагировать на происходящее,
чтобы подчинённые постоянно ощущали,
как их действия оцениваются руководителем
Принцип воспитания. Руководитель
должен постоянно воспитывать подчинённых
- словом и делом.
Принцип делегирования. Делегирование
полномочий продуктивно только тогда,
когда управленческая ответственность
остаётся за руководителем.
Принцип терпения. Во взаимоотношениях
с подчинёнными руководитель должен проявлять
бесконечное терпение.
Принцип ответственности. Работник
должен отвечать только за то, на что он
в состоянии влиять.
Нарушение управленческих
принципов приводит к нежелательным последствиям,
разрушению психологического климата
в коллективе.
Принятие решения представляет
собой многоступенчатый процесс. Обозначим
основные ступени, или шаги, этого процесса:
(см.Приложение 1)
1) анализ ситуации;
2) идентификация проблемы;
3) определение критериев выбора;
4) разработка альтернатив;
5) выбор наилучшей альтернативы;
6) согласование решений;
7) управление реализацией;
8) контроль и оценка результатов
Личностные
черты. К основным чертам личности
можно отнести:
1.способность доминировать (умение влиять
на подчиненных);
Информация о работе Психологическая характеристика современного руководителя