Психологическая характеристика современного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее интересной из них является сфера психологии.

Файлы: 1 файл

курсовая мояяя.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

2.уверенность в себе;

3.эмоциональную уравновешенность;

4.стрессоустойчивость;

5.стремление к победе (достижению цели);

6.креативность (способность к творческому решению задач);

7.ответственность;

8.предприимчивость;

9.независимость;

10.надежность;

11.общительность.

       Черты личности руководителя следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются· чертами характера. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Черты характера - это устойчивые особенности поведения человека, которые стали его свойствами.  

2.1.Характер

 

       Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении: 
1.к себе (требовательность, критичность, самооценка);

2.к другим людям (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм, жестокость – доброта, безразличие – чуткость и т.п.)

3.к порученному делу (лень – трудолюбие, аккуратность- неряшливость, инициативность – пассивность и т.п.)

       Характер человека связан с его темпераментом, т.е. с врожденными свойствами высшей нервной деятельности. Но зависит он и от приобретенных в течении жизни индивидуальных  качеств. 
     Работа руководителя чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся  на  его  голову  перегрузок. 
      Принятие управленческих решений требует от руководителей не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого руководителя.  
      Руководителю должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому руководитель должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. 
      Отличительной чертой успешного руководителя должна быть повышенная работоспособность. Важная черта руководителя - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший руководитель характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. 

 

2.2. Качества руководителя

 

      Чтобы качественно руководить людьми, руководитель должен обладать целым набором качеств. Все они без исключения – дело наживное. Однако для этого надо прилагать усилия. И от того, насколько руководитель сумеет развить эти качества, зависит его  успех. 
      1. Руководитель должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Естественно, руководитель должен предъявлять к себе те же требования, что и к другим людям.

      2. Руководитель должен быть лидером, способным увлечь людей и повести их за собой. А поэтому он должен иметь авторитет, обладать высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.

      3. Руководителю приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личностные качества.

       4. Руководитель должен быть прекрасным дипломатом, способным наладит контакт как с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.

      5.Руководителю приходится быть инноватором – человеком, который способен реализовать в реальности планы, которые могут показаться необоснованными.

      6. Работа руководителя немыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы руководитель вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому руководитель должен быть хорошим коммуникатором.

      7. Руководитель должен быть образцом для других людей. Деятельность руководителя протекает на виду у большого числа людей: сотрудников, клиентов и др. Поэтому у хорошего руководителя не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения.

 

2.3. Стили руководства

 
     Стиль руководства менеджера зависит от его темперамента и личностных особенностей. Ведь стиль руководства основывается на характерных признаках темперамента (пессимизм, эмоциональная несдержанность, активность, неуравновешенность,  чувствительность,  тревожность) 
      Существуют разнообразные типологии личности вообще и руководителей в частности, которые позволяют выделить основные черты личности и качества характера, определяющие поведение. Но любые типологии, призванные облегчить восприятие человека и сделать более адекватным прогноз его поступков, нивелируют богатство, многогранность каждого отдельного человека. Поэтому приходить к типологиям надо как к общим ориентирам, а не воспринимать их как истину в последней инстанции.

      Стиль руководства выражается в частом повторении тех или иных приемов, используемых для эффективного решения задач, в проявлениях наиболее типичных характерологических и индивидуально-психологических черт руководителя в его поведении  по  отношению  к  подчиненным.  
      Стиль управленческой деятельности во многом определяется таким понятием, как личностный профиль руководителя. Личность руководителя, целостная система способов и методов воздействия на людей определяют индивидуальный стиль руководства. 
      Стиль руководства определяется характером взаимодействия руководителя и подчиненных; способом принятия решений, преодоления конфликтов; постановкой целей и средствами их достижения. Стили руководства руководителей разворачиваются в широком диапазоне от авторитарного до демократического. Крайне авторитарный руководитель приказывает, наказывает, журит и увольняет. Крайне демократический лидер обеспечивает плюрализм и консенсус, учитывает мнение группы и манипулирует отдельными  людьми. 
      Оптимального стиля руководства нет, он вырабатывается в зависимости от специфики организации,  команды  и  личности  самого  руководителя. 
  С личностью руководителя связаны и особенности развития организации в целом.  
Практика предъявляет к руководителям (особенно высшего звена) широкий спектр требований, которым, за редким исключением, не может соответствовать один человек.        Эта проблема решается совместной деятельностью нескольких руководителей, каждый из которых дополняет другого, исполняя определенную управленческую роль. Потребность в разных типах руководителей зависит от внешних экономических условий и тех целей, которые ставит перед собой организация. Гипотетический руководитель, обладающий определенными данными, необходимыми для той или иной управленческой роли, определяется архетип. На основании практической деятельности руководителей выделяется четыре основных архетипа: лидер, администратор, предприниматель, плановик.  
      Руководитель - лидер играет ведущую роль в процессе реализации решений. К наиболее важным качествам относятся умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого  потенциала. 
     Руководитель - администратор – это руководитель, обеспечивающий жесткий контроль и долгосрочное планирование успешного функционирования предприятия. Способный оценить эффективность деятельности организации, он хорошо представляет, что именно является наиболее существенным в каждый конкретный момент времени. 
     Руководитель - плановик стремится к оптимизации деятельности предприятия, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях производства и направляя все усилия на достижение поставленных целей. Руководитель этого архетипа обладает, в первую очередь, аналитическим складом ума, методичностью в работе и отличается ориентацией  на  будущее. 
     Руководитель - предприниматель ориентирован не на оптимизацию, а на изменение динамики развития предприятия, ищет новые направления деятельности и возможности для расширения производства. Руководитель этого архетипа не проецирует прошлое в будущее, внося коррективы, а творит будущее, идя на разумный риск и нестандартные решения. 
      Быстро меняющаяся экономическая ситуация требует одновременного использования знаний, умений и талантов всех основных архетипов руководителя, что определяет общую

концепцию  разделенных  полномочий  и  ответственности. 
     В целом наиболее эффективным будет тот стиль руководства, который стимулирует деятельность сотрудников, поддерживает их инициативу и поощряет успехи каждого. 
        В сознании подчиненных между сотрудником и руководителем лежит бездна, образованная различиями в социальном статусе, заработной плате, в возможности принимать решения и оказывать влияние, в льготах и преимуществах. Поэтому общение, возможно, только если проложить надежный мост доверия между двумя сторонами. И мост должен строить сам руководитель: сверху вниз опустить несколько перекладин гораздо проще, чем строить перемычку снизу вверх. Всем своим поведением, каждым продуманным словом руководитель должен воздвигать мост для внимательного, открытого для мнений и идей общения.

 

2.4. Деловое общение 

    Одним из деловых качеств личности является владение деловым общением, коммуникабельность. 
         Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных стандартах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными  этическими  принципами. 
    Известны «писанные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения по службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.

     Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. 
В процессе делового общения важно учитывать невербальные способы воздействия. Язык жестов и телодвижений несет больше половины информации во время общения. Невербальные сигналы позволяют оценить произведенное впечатление, понять скрытые реакции  партнера. Успешному руководителю следует владеть этим незаменимым источником  информации. 
     Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых формул, позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. (например «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных,  возрастных  психологических  характеристик. 
  Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность,  сотрудничество. 
Чтобы общение как взаимодействие происходило без проблем, оно должно состоять из следующих  этапов: (см.  Приложение  2) 
- установка контакта (знакомство). Предполагается понимание другого человека, представление себя другому человеку;

- ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

- обсуждение интересующей проблемы;

- решение проблемы;

- завершение контакта (выход из него).

      Служебные контакты должны строится на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, что такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического  процесса  производства,  бизнеса. 
      Деловое общение реализуется в различных формах: (см.Приложение 3) 
- деловая беседа;

- деловые переговоры;

- деловые совещания;

- пресс-конференции;

- презентации

 
 2.5. Развитие общения

 

      Участие в разнообразных встречах, семинарах, организация собраний и обсуждений, ведение переговоров и деловых встреч являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности руководителя (менеджера). И во всех этих мероприятиях руководителю необходимо уметь правильно разговаривать и поддерживать общение. 
Тактика общения – это конкретный план действий в данный момент для достижения своей цели в общении с конкретным человеком или группой людей.    

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений – говорить и слушать. 
  Таким образом, умения строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить  их к себе нужно  каждому. 
Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. 
       Общение с людьми – это наука, искусство. Здесь важны природные способности и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми,  должен  учиться  этому. 
В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера 
поведения  и  т.д.  
Общение начинается с входа руководителя в коммуникативную ситуацию беседы , выступления  ,  встречи  ,  собрания  и  т.д. 
Процесс входа включает следующие действия: 
- оценку коммуникативной ситуации

- ориентацию в этой ситуации

- выбор объекта взаимодействия

- постановку ситуативной задачи общения

Информация о работе Психологическая характеристика современного руководителя