В-третьих, обязательной предпосылкой
и основой успешной деятельности
педагога являются уважение, знание и
понимание своего ученика как
«Другого». Ученик должен быть понят
педагогом и принят им вне зависимости
от того, совпадают ли их системы ценностей,
модели поведения и оценок; это также предполагает
знание психологических механизмов и
закономерностей поведения, общения.
В-четвертых, педагог является организатором
учебной деятельности обучаемых, их
сотрудничества и в то же время выступает
в качестве партнера и человека, облегчающего
педагогическое общение, т.е. «фасилитатора».
Это обязывает студента будущего педагога
развивать свои организаторские, коммуникативные
способности для того, чтобы уметь управлять
процессом усвоения учениками знаний,
включая их в активные формы учебного
взаимодействия, стимулирующего познавательную
активность его участников. Развитие таких
профессиональных умений предполагает
не только глубокие психолого-педагогические
знания, но и постоянный, систематический
профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества
педагога должны соотноситься со следующими
постулатами заповедями его психолого-педагогической
деятельности: уважай в ученике Человека,
Личность (что является конкретизацией
золотого правила древности относись
к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились
к тебе);
постоянно ищи возможность
саморазвития и самосовершенствования
(ибо известно, что тот, кто
не учится сам, не может развивать
вкус к учению, «умственный аппетит»
у других);
передавай ученику знания
так, чтобы он хотел и мог
их осваивать, был готов их
использовать в различных ситуациях
и в своем самообразовании.
Эти постулаты суть конкретизация
общеизвестного тезиса: только личность
воспитывает личность, только характер
формирует характер. Педагог обязан быть
Личностью, это его профессиональная характеристика.
Список литературы
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Норма, 2009. - 671 с.
Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. - М.: РИОР, 2008. - 217 с.
- Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. - Томск, 2008. - 420 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования [Текст] / В.И. Загвязинский,
Р. Атаханов. - М.: Академия, 2008. - 208 с. - ISBN
5-97-379414-4
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Инфра-М, 2009. - 228 с.
Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. - М.: Прогресс, 2007. - 315 с.
- Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Высшая школа, 2004. - 196 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Прогресс, 2007. - 380 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] Н.Ф. Талызина. - М.: Инфра-М, 2007. - 288 с.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
- Газета "Школьный психолог", приложение к газете "1 Сентября
- Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. - / Б.Ц. Бадмаев.- М., 2000.
Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 2008. - С. 96.
- http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html
- http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/516-the-main-activities-of-educational-psychologist
- http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=9
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикум по психологии профессий: учебное пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. 174с
Приложение 1.
Опросник профессиональных деформаций педагогов
Инструкция
Внимательно прочитайте каждый вопрос
и определите отношение к нему с помощью
одного из утверждений:
а) нет, это неверно;
б) пожалуй, это верно;
в) скорей всего, верно;
г) совершенно верно.
Отметьте свой ответ на листе
соответствующей буквой в месте,
отведенном для ответа на данное утверждение.
Текст опросника
- Хронически не успевающие по моему предмету учащиеся вызывают у меня чувство досады, переходящее
порой в негодование.
- Думаю, что уровень моих способностей и другие качества выше, чем у многих моих коллег.
- Я всегда нахожусь в центре внимания своих коллег.
- Успех в любой деятельности зависит от наличия четкого ее алгоритма.
- Мне кажется, что педагогическая практика в последние годы отягощена новыми теориями (принципами,
концепциями), практически ничего не меняющими
в обучении и воспитании учащихся.
- Я считаю, что требовательность педагога – это один из главных гарантов его успеха.
- Я согласен с утверждением «Педагогика для меня – не просто профессия, а дело всей моей жизни.
Весь опыт, знания я отдам детям...».
- Я считаю, что учебные предметы можно подразделять на основные и второстепенные.
- Я вмешиваюсь в поведение людей (в магазине, транспорте и т.д.), если замечаю какие-либо «ненормальные» его формы.
- Я считаю, что чем меньше разница в возрасте педагога и ученика, тем лучше
они понимают друг друга.
- Мне кажется, что такая форма передачи информации, как указания, приказ, действует намного
эффективнее, чем другие.
- Мне свойственно естественное чувство брезгливости, которое я испытываю при общении с людьми неопрятными, небрежно одетыми,
физическими непривлекательными.
- Считаю, что профессия педагога очень напоминает профессию актера, режиссера.
- Меня раздражают люди, поведение которых остается для меня непонятным.
- Я прихожу к мнению, что мое истинное предназначение – актерская деятельность.
- Моя профессия – одна из самых изнурительных и малоперспективных.
- Мне нетрудно сделать замечание человеку (взрослому, ребенку), если он ведет себя, на мой взгляд,
несоответствующим образом.
- Люди, не желающие следовать моим рекомендациям, распоряжениям,
советам, вызывают у меня негативное отношение.
- Мне кажется, что молодежь за последние годы сильно изменилась не в лучшую сторону.
- Я согласен, что самое главное в моей работе – это прочные глубокие знания того предмета (дисциплины),
который я преподаю.
- Я могу быть настолько приветливым с человеком, которого не люблю, что моего подлинного отношения
никто не заметит.
- Четкие инструкции и умозаключения являются важнейшей составляющей преподавания.
- Откровенно говоря, мне приходится занижать оценки ученикам потому,
что они по каким-либо причинам неприятны
мне.
- Согласен, когда говорят, что «раньше и учились лучше, и учили лучше».
- Считаю, что профессионалу необходимо скрывать свои истинные чувства и эмоции.
- Я стараюсь делиться с молодыми специалистами личным педагогическим
опытом негативного характера.
- Я прихожу к мысли, что ученики – это чуткие и благодарные зрители.
- У меня возникает чувство досады и раздражения в том случае, если замечаю, что многие ученики
одеты гораздо «дороже» и моднее меня.
- Владение молодежным сленгом помогает педагогу устанавливать контакт с учениками.
- Я считаю, что современному педагогу необходимо совершенствовать знания, прежде всего по своему предмету (курсу, дисциплине).
- За пределами стен учебного заведения я все равно чувствую себя педагогом.
- Я согласен с выражением «Педагог – это второй человек после бога, ибо он непогрешим».
- Я постоянно контролирую социальное окружение детей (в том числе и своих собственных), так как считаю это залогом успешного воспитания.
- Я замечаю, что хорошо организованная, аргументированная система наказания действует намного
эффективнее других воспитательных средств.
- Мне кажется, что 80 % времени, отведенного на занятие, я говорю сам.
- Я согласен с мнением, что педагог – это центральная фигура образо-вательного процесса, так как на нем лежит вся полнота власти и ответственно<span class="das