Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель - дать психологическую характеристику педагогической деятельности и выявит возможные деформации.
Задачи:
- разобрать сущность педагогической деятельности;
- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
-раскрыть понятие «педагогическая деформация»

Оглавление

Введение 3
1.Особенности педагогической деятельности 5
1.1. Структура педагогической деятельности 6
1.2.Функции и противоречия педагогической деятельности 8
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога 11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности 14
4.Возможные деформации в деятельности педагога 18
4.1Факторы развития профессиональных деформаций учителя 18
4.3.Профессиональные деформации педагога 20
II.Эмпирическое исследование 27
2.1. Характеристика выборки и этапов исследования 27
Опросник профессиональных деформаций педагогов 27
2.1.1.Процедура исследования 27
2.1.2.Обсуждение результатов: 29
2.1.3Интерпретация результатов 29
2.2. «Методика определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)». 32
2.2.1.Процедура исследования 32
2.2.2Обсуждение результатов: 34
2.2.3.Интерпретация результатов 34
Вывод по 2 главе. 35
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по пед.псих..doc

— 999.00 Кб (Скачать)

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и  понимание своего ученика как  «Другого». Ученик должен быть понят  педагогом и принят им вне зависимости  от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.

В-четвертых, педагог является организатором  учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента  будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами  заповедями его психолого-педагогической деятельности: уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности  относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

 постоянно ищи возможность  саморазвития и самосовершенствования  (ибо известно, что тот, кто  не учится сам, не может развивать  вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

 передавай ученику знания  так, чтобы он хотел и мог  их осваивать, был готов их  использовать в различных ситуациях  и в своем самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация  общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Норма, 2009. - 671 с.
  1. Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. - М.: РИОР, 2008. - 217 с.

  1. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. - Томск, 2008. - 420 с.
  1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2008. - 208 с. - ISBN 5-97-379414-4
  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Инфра-М, 2009. - 228 с.
  1. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. - М.: Прогресс, 2007. - 315 с.

  1. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Высшая школа, 2004. - 196 с.
  1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Прогресс, 2007. - 380 с.
  1. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] Н.Ф. Талызина. - М.: Инфра-М, 2007. - 288 с.
  1. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
  1. Газета "Школьный психолог", приложение к газете "1 Сентября
  1. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. -  / Б.Ц. Бадмаев.- М., 2000.
  1. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 2008. - С. 96.

  1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html
  1. http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/516-the-main-activities-of-educational-psychologist
  1. http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=9
  1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикум по психологии профессий: учебное пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. 174с

Приложение 1.

Опросник профессиональных деформаций педагогов

Инструкция  Внимательно прочитайте каждый вопрос и определите отношение к нему с помощью одного из утверждений:

а) нет, это неверно;

б) пожалуй, это верно;

в) скорей всего, верно;

г) совершенно верно.

Отметьте свой ответ на листе  соответствующей буквой в месте, отведенном для ответа на данное утверждение.

Текст опросника

  1. Хронически не успевающие по моему предмету учащиеся вызывают у меня чувство досады, переходящее порой в негодование.
  1. Думаю, что уровень моих способностей и другие качества выше, чем у многих моих коллег.
  1. Я всегда нахожусь в центре внимания своих коллег.
  1. Успех в любой деятельности зависит от наличия четкого ее алгоритма.
  1. Мне кажется, что педагогическая практика в последние годы отягощена новыми теориями (принципами, концепциями), практически ничего не меняющими в обучении и воспитании учащихся.
  1. Я считаю, что требовательность педагога – это один из главных гарантов его успеха.
  1. Я согласен с утверждением «Педагогика для меня – не просто профессия, а дело всей моей жизни. Весь опыт, знания я отдам детям...».
  1. Я считаю, что учебные предметы можно подразделять на основные и второстепенные.
  1. Я вмешиваюсь в поведение людей (в магазине, транспорте и т.д.), если замечаю какие-либо «ненормальные» его формы.
  1. Я считаю, что чем меньше разница в возрасте педагога и ученика, тем лучше они понимают друг друга.
  1. Мне кажется, что такая форма передачи информации, как указания, приказ, действует намного эффективнее, чем другие.
  1. Мне свойственно естественное чувство брезгливости, которое я испытываю при общении с людьми неопрятными, небрежно одетыми, физическими непривлекательными.
  1. Считаю, что профессия педагога очень напоминает профессию актера, режиссера.
  1. Меня раздражают люди, поведение которых остается для меня непонятным.
  1. Я прихожу к мнению, что мое истинное предназначение – актерская деятельность.
  1. Моя профессия – одна из самых изнурительных и малоперспективных.
  1. Мне нетрудно сделать замечание человеку (взрослому, ребенку), если он ведет себя, на мой взгляд, несоответствующим образом.
  1. Люди, не желающие следовать моим рекомендациям, распоряжениям, советам, вызывают у меня негативное отношение.
  1. Мне кажется, что молодежь за последние годы сильно изменилась не в лучшую сторону.
  1. Я согласен, что самое главное в моей работе – это прочные глубокие знания того предмета (дисциплины), который я преподаю.
  1. Я могу быть настолько приветливым с человеком, которого не люблю, что моего подлинного отношения никто не заметит.
  1. Четкие инструкции и умозаключения являются важнейшей составляющей преподавания.
  1. Откровенно говоря, мне приходится занижать оценки ученикам потому, что они по каким-либо причинам неприятны мне.
  1. Согласен, когда говорят, что «раньше и учились лучше, и учили лучше».
  1. Считаю, что профессионалу необходимо скрывать свои истинные чувства и эмоции.
  1. Я стараюсь делиться с молодыми специалистами личным педагогическим опытом негативного характера.
  1. Я прихожу к мысли, что ученики – это чуткие и благодарные зрители.
  1. У меня возникает чувство досады и раздражения в том случае, если замечаю, что многие ученики одеты гораздо «дороже» и моднее меня.
  1. Владение молодежным сленгом помогает педагогу устанавливать контакт с учениками.
  1. Я считаю, что современному педагогу необходимо совершенствовать знания, прежде всего по своему предмету (курсу, дисциплине).
  1. За пределами стен учебного заведения я все равно чувствую себя педагогом.
  1. Я согласен с выражением «Педагог – это второй человек после бога, ибо он непогрешим».
  1. Я постоянно контролирую социальное окружение детей (в том числе и своих собственных), так как считаю это залогом успешного воспитания.
  1. Я замечаю, что хорошо организованная, аргументированная система наказания действует намного эффективнее других воспитательных средств.
  1. Мне кажется, что 80 % времени, отведенного на занятие, я говорю сам.
  1. Я согласен с мнением, что педагог – это центральная фигура образо-вательного процесса, так как на нем лежит вся полнота власти и ответственно<span class="das

Информация о работе Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации