Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:45, курсовая работа
Цель - дать психологическую характеристику педагогической деятельности и выявит возможные деформации.
Задачи:
- разобрать сущность педагогической деятельности;
- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
-раскрыть понятие «педагогическая деформация»
Введение 3
1.Особенности педагогической деятельности 5
1.1. Структура педагогической деятельности 6
1.2.Функции и противоречия педагогической деятельности 8
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога 11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности 14
4.Возможные деформации в деятельности педагога 18
4.1Факторы развития профессиональных деформаций учителя 18
4.3.Профессиональные деформации педагога 20
II.Эмпирическое исследование 27
2.1. Характеристика выборки и этапов исследования 27
Опросник профессиональных деформаций педагогов 27
2.1.1.Процедура исследования 27
2.1.2.Обсуждение результатов: 29
2.1.3Интерпретация результатов 29
2.2. «Методика определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)». 32
2.2.1.Процедура исследования 32
2.2.2Обсуждение результатов: 34
2.2.3.Интерпретация результатов 34
Вывод по 2 главе. 35
Заключение 37
Список литературы
После подведения итогов и подсчета баллов были составлены диаграммы(Приложение3)
В ходе теста на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию приняли все испытуемые. Приступили к работе с желанием.
После проведения теста можно охарактеризовать данную группу людей по таким критериям:
I Педагогическая агрессия в данной группе испытуемых выглядит таким образом:
У 11% испытуемых данная деструкция не выявлена, а вот у 89% она присутствует, но не ярко выражена.
Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
II Авторитарность так же присутствует у 14 %,но она не ярко выражена, у 66 % она присутствует, и ярко выражена, а 20 % она не выявлена.
Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.
III Демонстративность не выявлена у 34 % испытуемых, у 66 % испытуемых она присутствует, но не ярко выражена.
Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя.
IV Дидактичность не выявлена у 46 %, 6 % людей она присутствует но не ярко выражена, у 48% данная деструкция присутствует и ярко выражена.
Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
V Догматизм не выявлен у 31% испытуемых, у 14 % деструкция присутствует, но не ярко выражена и у остальных 54 % данная деструкция выражена ярко.
Догматизм - способ мышления, оперирующий догмами (
VI Доминантность не выявлена у 40 % испытуемых, 3 % данная деструкция присутствует, но не ярко выражена, и у 57 % она ярко выражена.
Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.
VII Индифферентность не выражена у 34 %, у 14 % данной группы деструкция присутствует, но не ярко выражена, у 52 % она ярко выражена.
Индифферентность – равнодушие и без участия. То есть, педагог равнодушен к учебному процессу, и не участвует в жизни своих учеников.
VIII Консерватизм развит у этой экспериментальной группы 40% ярко, у 11 % присутствует, но не ярко выражена, и у 49% данная деструкция не выявлена.
Развитию консерватизма
IX Ролевой экспансионизм не выявлено у 40 % испытуемых, у 6% присутствует, но не ярко выражена, и у 54% ярко выражена.
Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.
X Социальное лицемерие не выявлено у 40 % испытуемых, у 6% присутствует, но не ярко выражена, и у 54% ярко выражена.
Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
XI Поведенческий трансфер ярко выражен у 52% испытуемых, у 11% данная деструкция присутствует, но не ярко выражена, и у 37 % она не выявлена.
Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
Вывод: после интерпретации стало ясно, что в данной группе людей, где проводился эксперимент, присутствуют все деструкции, но они не все ярко выраженные. В основном если смотреть на группу, то становиться ясно, чем выше стаж работы, тем сильнее сформировывается деструкция.
Перед началом испытуемому зачитывается инструкция:
Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами "редко", и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.
В исследование участвовало 35 человек в возрасте от 20 – 73 лет, преподаватели МОУ СОШ 76, младшей, средней школы и старшей школы.
№ |
Пол |
Возраст |
Психоэмоциональное истощение |
Личностное отдаление |
Профессиональная мотивация |
Индекса психического «выгорания» |
1 |
Ж |
39 |
41 |
49 |
47 |
90 |
2 |
Ж |
39 |
56 |
42 |
38 |
98 |
3 |
Ж |
55 |
47 |
42 |
42 |
89 |
4 |
Ж |
44 |
37 |
54 |
41 |
94 |
5 |
Ж |
27 |
45 |
48 |
49 |
93 |
6 |
Ж |
27 |
48 |
45 |
42 |
93 |
7 |
Ж |
42 |
50 |
33 |
49 |
88 |
8 |
Ж |
25 |
45 |
50 |
42 |
95 |
9 |
Ж |
50 |
62 |
42 |
47 |
104 |
10 |
Ж |
38 |
54 |
46 |
44 |
100 |
11 |
Ж |
44 |
47 |
47 |
40 |
94 |
12 |
Ж |
32 |
51 |
42 |
48 |
93 |
13 |
Ж |
41 |
40 |
40 |
38 |
80 |
14 |
Ж |
21 |
41 |
50 |
39 |
91 |
15 |
Ж |
43 |
38 |
41 |
43 |
79 |
16 |
Ж |
41 |
48 |
43 |
43 |
91 |
17 |
Ж |
22 |
39 |
45 |
41 |
84 |
18 |
Ж |
73 |
41 |
47 |
41 |
88 |
19 |
Ж |
23 |
56 |
45 |
49 |
101 |
20 |
Ж |
47 |
43 |
47 |
51 |
90 |
21 |
Ж |
41 |
60 |
52 |
35 |
112 |
22 |
Ж |
36 |
51 |
50 |
45 |
101 |
23 |
Ж |
52 |
56 |
36 |
48 |
92 |
24 |
Ж |
53 |
52 |
44 |
46 |
96 |
25 |
Ж |
36 |
46 |
39 |
45 |
85 |
26 |
Ж |
50 |
53 |
42 |
41 |
95 |
27 |
Ж |
36 |
60 |
46 |
55 |
104 |
28 |
Ж |
59 |
50 |
41 |
54 |
91 |
29 |
Ж |
20 |
54 |
37 |
48 |
91 |
30 |
Ж |
42 |
66 |
44 |
40 |
110 |
31 |
Ж |
65 |
55 |
42 |
50 |
97 |
32 |
Ж |
66 |
41 |
47 |
46 |
88 |
33 |
Ж |
61 |
52 |
46 |
31 |
98 |
34 |
М |
48 |
51 |
49 |
48 |
100 |
35 |
М |
30 |
50 |
48 |
44 |
98 |
После подведения итогов и подсчета баллов были составлены диаграммы(Приложение4)
В ходе теста на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию приняли все испытуемые. Приступили к работе с желанием.
После проведения теста можно охарактеризовать данную группу людей по таким критериям:
Психоэмоциональное истощение в данной группе испытуемых выглядит таким образом:
Среднее значение 8%, высокое значение 37%, крайне высокое 54%.
Процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление в данной группе испытуемых выглядит таким образом:
Среднее значение 11%, высокое значение 13%, 86 % крайне высокое значение.
Специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация в данной группе испытуемых выглядит таким образом:
Высокое значение 3%, 97% крайне высокое.
Уровень рабочей мотивации и
энтузиазма по отношению к работе
альтруистического содержания. Состояние
мотивационной сферы
Из проведенных методик видно, что вся группа испытуемых на высоких уровнях педагогической деформации и эмоционального истощения.
Если посмотреть на группу по отдельным взятых деформаций то картина выглядит именно таким образом.
Педагогическая агрессия 89%, то есть педагог проявляет открытую агрессию к ученикам которые не успевают усваивать материал. Дидактичность 48 % , то есть педагог пытается объяснить все сам, и не дает ученику вставить свое отношение к материалу. Так же это свойство выходит за пределы учебного заведения, переносится на семью, чем усугубляет отношения как на работе так и дома. Догматизм 54%, То есть педагог выдвигает только свое мнение, и стоят на нем. Если ученик пытается, высказать свою точку зрения, то она, по мнению педагога, будет не правильная. Индифферентность 52 % ,то есть, педагог равнодушен к учебному процессу, и не участвует в жизни своих учеников.
Социальное лицемерие 54%, педагог пытается оправдать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Психоэмоциональное истощение 54 %, педагог полностью истощен, не только эмоционально, но и физически, и это так, же сказывается на качестве обучения учеников. Личностное отдаление составляет 86%, педагог перестает контактировать с окружающими, повышается раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения, негативизм по отношению к другим людям. Индекса психического «выгорания» в данной группе присутствует на 67 % и это ни как не зависит от стажа работы педагога. Но в данной группе испытуемых присутствует такая черта как Профессиональная мотивация 86 %, продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми. Таким образом после обработки данных двух методик, можно сделать вывод, что возраст и стаж работы ни как не влияет на психологическое, эмоциональное и физическое выгорание, может быть разные люди и разное отношение людей к работе. Кто то любит свою работу, и ни когда не променяет ее, а кто то не успевает устроиться уже полностью истощен.
В заключении можно сделать вывод о том, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
Во-вторых, будущий педагог должен
овладеть общей культурой