Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель - дать психологическую характеристику педагогической деятельности и выявит возможные деформации.
Задачи:
- разобрать сущность педагогической деятельности;
- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
-раскрыть понятие «педагогическая деформация»

Оглавление

Введение 3
1.Особенности педагогической деятельности 5
1.1. Структура педагогической деятельности 6
1.2.Функции и противоречия педагогической деятельности 8
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога 11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности 14
4.Возможные деформации в деятельности педагога 18
4.1Факторы развития профессиональных деформаций учителя 18
4.3.Профессиональные деформации педагога 20
II.Эмпирическое исследование 27
2.1. Характеристика выборки и этапов исследования 27
Опросник профессиональных деформаций педагогов 27
2.1.1.Процедура исследования 27
2.1.2.Обсуждение результатов: 29
2.1.3Интерпретация результатов 29
2.2. «Методика определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)». 32
2.2.1.Процедура исследования 32
2.2.2Обсуждение результатов: 34
2.2.3.Интерпретация результатов 34
Вывод по 2 главе. 35
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по пед.псих..doc

— 999.00 Кб (Скачать)

 

После подведения итогов и подсчета баллов были составлены диаграммы(Приложение3)

2.1.2.Обсуждение результатов:

 В ходе  теста  на  основе  анализа протоколов  было установлено,  что инструкцию   приняли все испытуемые. Приступили к работе с желанием.

2.1.3Интерпретация результатов

После проведения теста можно охарактеризовать данную группу людей по таким критериям:

I Педагогическая агрессия в данной группе испытуемых выглядит таким образом:

У 11% испытуемых данная деструкция не выявлена, а вот у 89% она присутствует, но не ярко выражена.

Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

II Авторитарность так же присутствует у 14 %,но она не ярко выражена, у 66 % она присутствует, и ярко выражена, а 20 % она не выявлена.

Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.

III Демонстративность не выявлена у 34 % испытуемых, у 66 % испытуемых она присутствует, но не ярко выражена.

Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя.

IV Дидактичность не выявлена у 46 %, 6 % людей она присутствует но не ярко выражена, у 48% данная деструкция присутствует и ярко выражена.

Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.

V Догматизм не выявлен у 31% испытуемых, у 14 % деструкция присутствует, но не ярко выражена и у остальных 54 % данная деструкция выражена ярко.

Догматизм - способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. То есть педагог в нашем случае 54 % испытуемых, выдвигают только свое мнение, и стоят на нем. Если ученик пытается, высказать свою точку зрения, то она, по мнению педагога, будет не правильная.

VI Доминантность не выявлена у 40 % испытуемых, 3 % данная деструкция присутствует, но не ярко выражена, и у 57 % она ярко выражена.

Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

VII Индифферентность не выражена у 34 %, у 14 % данной группы деструкция присутствует, но не ярко выражена, у 52 % она ярко выражена.

Индифферентность – равнодушие и без участия. То есть, педагог равнодушен к учебному процессу, и не участвует в жизни своих учеников.

VIII Консерватизм развит у этой экспериментальной группы 40% ярко, у 11 % присутствует, но не ярко выражена, и у 49% данная деструкция не выявлена.

Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных  эмоциональных  переживаний.  Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

IX Ролевой экспансионизм не выявлено у 40 % испытуемых, у 6% присутствует, но не ярко выражена, и у 54% ярко выражена.

Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

X Социальное лицемерие не выявлено у 40 % испытуемых, у 6% присутствует, но не ярко выражена, и у 54% ярко выражена.

Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

XI Поведенческий трансфер ярко выражен у 52% испытуемых, у 11% данная деструкция присутствует, но не ярко выражена, и у 37 % она не выявлена.

Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

Вывод: после интерпретации стало ясно, что в данной группе людей, где проводился эксперимент, присутствуют все деструкции, но они не все ярко выраженные. В основном если смотреть на группу, то становиться ясно, чем выше стаж работы, тем сильнее сформировывается деструкция.

2.2. «Методика определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)».8

2.2.1.Процедура исследования

Перед началом  испытуемому зачитывается инструкция:

Вам предлагается ответить на ряд  утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами "редко", и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа. 

В исследование участвовало 35 человек  в возрасте от 20 – 73 лет, преподаватели  МОУ СОШ 76, младшей, средней школы  и старшей школы.

Пол

Возраст

Психоэмоциональное  истощение

Личностное  отдаление

Профессиональная  мотивация

Индекса  психического «выгорания»

1

Ж

39

41

49

47

90

2

Ж

39

56

42

38

98

3

Ж

55

47

42

42

89

4

Ж

44

37

54

41

94

5

Ж

27

45

48

49

93

6

Ж

27

48

45

42

93

7

Ж

42

50

33

49

88

8

Ж

25

45

50

42

95

9

Ж

50

62

42

47

104

10

Ж

38

54

46

44

100

11

Ж

44

47

47

40

94

12

Ж

32

51

42

48

93

13

Ж

41

40

40

38

80

14

Ж

21

41

50

39

91

15

Ж

43

38

41

43

79

16

Ж

41

48

43

43

91

17

Ж

22

39

45

41

84

18

Ж

73

41

47

41

88

19

Ж

23

56

45

49

101

20

Ж

47

43

47

51

90

21

Ж

41

60

52

35

112

22

Ж

36

51

50

45

101

23

Ж

52

56

36

48

92

24

Ж

53

52

44

46

96

25

Ж

36

46

39

45

85

26

Ж

50

53

42

41

95

27

Ж

36

60

46

55

104

28

Ж

59

50

41

54

91

29

Ж

20

54

37

48

91

30

Ж

42

66

44

40

110

31

Ж

65

55

42

50

97

32

Ж

66

41

47

46

88

33

Ж

61

52

46

31

98

34

М

48

51

49

48

100

35

М

30

50

48

44

98


 

После подведения итогов и подсчета баллов были составлены диаграммы(Приложение4)

2.2.2Обсуждение результатов:

 В ходе  теста  на  основе  анализа протоколов  было установлено,  что инструкцию   приняли все испытуемые. Приступили к работе с желанием.

2.2.3.Интерпретация результатов

После проведения теста можно охарактеризовать данную группу людей по таким критериям:

Психоэмоциональное истощение в данной группе испытуемых выглядит таким образом:

Среднее значение 8%, высокое значение 37%, крайне высокое 54%.

Процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное отдаление в данной группе испытуемых выглядит таким образом:

Среднее значение 11%, высокое значение 13%, 86 % крайне высокое значение.

Специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация в данной группе испытуемых выглядит таким образом:

Высокое значение 3%, 97% крайне высокое.

Уровень рабочей мотивации и  энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние  мотивационной сферы оценивается  таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Вывод по 2 главе.

Из проведенных методик видно, что вся группа испытуемых на высоких  уровнях педагогической деформации и эмоционального истощения.

Если посмотреть на группу по отдельным  взятых деформаций то картина выглядит именно таким образом.

Педагогическая агрессия 89%, то есть педагог проявляет открытую агрессию к ученикам которые не успевают усваивать  материал. Дидактичность 48 % , то есть педагог пытается объяснить все сам, и не дает ученику вставить свое отношение к материалу. Так же это свойство выходит за пределы учебного заведения, переносится на семью, чем усугубляет отношения как на работе так и дома. Догматизм 54%, То есть педагог выдвигает только свое мнение, и стоят на нем. Если ученик пытается, высказать свою точку зрения, то она, по мнению педагога, будет не правильная. Индифферентность 52 % ,то есть, педагог равнодушен к учебному процессу, и не участвует в жизни своих учеников.

Социальное лицемерие  54%, педагог пытается оправдать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Психоэмоциональное истощение 54 %, педагог полностью истощен, не только эмоционально, но и физически, и это так, же сказывается на качестве обучения учеников. Личностное отдаление составляет 86%, педагог перестает контактировать с окружающими, повышается  раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения, негативизм по отношению к другим людям. Индекса  психического «выгорания» в данной группе присутствует на 67 % и это ни как не зависит от стажа работы педагога. Но в данной группе испытуемых присутствует такая черта как Профессиональная мотивация 86 %, продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми. Таким образом после обработки данных двух методик, можно сделать вывод, что возраст и стаж работы ни как не влияет на психологическое, эмоциональное и физическое выгорание, может быть разные люди и разное отношение людей к работе. Кто то любит свою работу, и ни когда не променяет ее, а кто то не успевает устроиться уже полностью истощен.

Заключение

В заключении можно сделать вывод  о том, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет  учить и воспитывать, вместе с  тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать  собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой  поведения, общения и педагогического  общения в частности. Педагог это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента  будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.

Информация о работе Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации