Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель - дать психологическую характеристику педагогической деятельности и выявит возможные деформации.
Задачи:
- разобрать сущность педагогической деятельности;
- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
-раскрыть понятие «педагогическая деформация»

Оглавление

Введение 3
1.Особенности педагогической деятельности 5
1.1. Структура педагогической деятельности 6
1.2.Функции и противоречия педагогической деятельности 8
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога 11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности 14
4.Возможные деформации в деятельности педагога 18
4.1Факторы развития профессиональных деформаций учителя 18
4.3.Профессиональные деформации педагога 20
II.Эмпирическое исследование 27
2.1. Характеристика выборки и этапов исследования 27
Опросник профессиональных деформаций педагогов 27
2.1.1.Процедура исследования 27
2.1.2.Обсуждение результатов: 29
2.1.3Интерпретация результатов 29
2.2. «Методика определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)». 32
2.2.1.Процедура исследования 32
2.2.2Обсуждение результатов: 34
2.2.3.Интерпретация результатов 34
Вывод по 2 главе. 35
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по пед.псих..doc

— 999.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

Курсовая работа

по дисциплине

«Педагогическая психология»

Тема № 21:

 «Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации»

Выполнила студентка ЗПСО 201С

Бабенко О.А.

Проверила: ст. преподаватель

                                                             кафедры педагогической психологии Лебедева Виктория

                                                             Анатольевна

Екатеринбург, 2013

Оглавление

Введение

Своим происхождением учительская  профессия обязана обособлению  образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного  разделения труда сформировался  специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский , не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский 

 

          Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельное  развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя, 1997, Маркова А.К. 1993) . 
          Климовым Е.А. (Климов Е.А., 1996) была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек) 

Цель  - дать психологическую характеристику педагогической деятельности и выявит возможные деформации.

Задачи:

- разобрать сущность педагогической  деятельности;

- выявить психофизиологические  предпосылки деятельности педагога;

- психологически охарактеризовать  педагогическую деятельность.

-раскрыть понятие «педагогическая  деформация»

-влияние «педагогической деформации» на психолога–педагогический взаимодействие

Гипотеза: можно предположить, что  синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа

1.Особенности педагогической деятельности

В состав профессионально обусловленных  свойств и характеристик учителя (рис. 2) входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

    • организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
    • коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
    • перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
    • экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
    • профессиональная работоспособность;
    • физическое и психическое здоровье.

В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:

1.Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

2.Проблема профессионализма учителя.

3.Проблема психологической подготовки учителя.

4.Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

5.Проблема повышения квалификации учителей и др.

1.1. Структура педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

    1. Мотивация.
    1. Педагогические цели и задачи.
    1. Предмет педагогической деятельности.
    1. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
    1. Продукт и результат педагогической деятельности.

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой. 
          Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

    • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
    • "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
    • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

    • объяснение;
    • показ (иллюстрация);
    • совместная работа;
    • непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
    • тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

    • его личностное совершенствование;
    • интеллектуальное совершенствование;
    • становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

1.2.Функции и противоречия педагогической деятельности

В ряде психолого-педагогических работ  выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

      • ориентационная;
      • развивающая;
      • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
      • информационная.

Эта группа функций соотносится  с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями  человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

      • конструктивная;
      • организаторская;
      • коммуникативная;
      • гностическая.
  • Так, конструктивная функция обеспечивает:
    • а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
    • б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
    • в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
  • Организаторская функция реализуется через организацию:
    • а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
    • б) различных видов деятельности учащихся;
    • в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
  • Коммуникативная функция предполагает:
    • а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
    • б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
  • Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
    • а) содержания и способов воздействия на других людей;
    • б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
    • в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Сфера профессионального труда  учителя - это арена преодоления  множества противоречий . Это противоречия между следующими факторами:

    • динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
    • динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

Информация о работе Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации