Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель - дать психологическую характеристику педагогической деятельности и выявит возможные деформации.
Задачи:
- разобрать сущность педагогической деятельности;
- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.
-раскрыть понятие «педагогическая деформация»

Оглавление

Введение 3
1.Особенности педагогической деятельности 5
1.1. Структура педагогической деятельности 6
1.2.Функции и противоречия педагогической деятельности 8
2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога 11
3. Психологическая характеристика педагогической деятельности 14
4.Возможные деформации в деятельности педагога 18
4.1Факторы развития профессиональных деформаций учителя 18
4.3.Профессиональные деформации педагога 20
II.Эмпирическое исследование 27
2.1. Характеристика выборки и этапов исследования 27
Опросник профессиональных деформаций педагогов 27
2.1.1.Процедура исследования 27
2.1.2.Обсуждение результатов: 29
2.1.3Интерпретация результатов 29
2.2. «Методика определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)». 32
2.2.1.Процедура исследования 32
2.2.2Обсуждение результатов: 34
2.2.3.Интерпретация результатов 34
Вывод по 2 главе. 35
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по пед.псих..doc

— 999.00 Кб (Скачать)

4.2.Основные формы профессиональной деформации личности педагога:

а) Общепедагогические деформации, которые  характеризуются сходными изменениями  личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.

б) Типологические деформации, вызванные  слиянием личностных особенностей с  соответствующими структурами функций  педагогической деятельности в поведенческие  комплексы.

в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета.

г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с  процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению  профессионально важных для преподавателя  качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.   

 

            Можно выделить  профессиональные деформации, влияющие  в большей степени на личностный  уровень, т.е. негативные изменения  характера, проявляющиеся в повседневной  жизни и на профессиональный уровень – личностные изменения, негативно влияющие на профессиональную деятельность. Разумеется, это разделение условно.

4.3.Профессиональные деформации  педагога:

Личностные

Профессиональные

Авторитарность

Демонстративность

Доминантность

Агрессия

Равнодушие(педагогическая индифферентность)

Поведенческий трансфер

Социальное лицемерие

Выученная беспомощность

Неадекватная самооценка

Педагогический догматизм

Информационная пассивность

Формализм

Некомпетентность

Консерватизм

Ролевой экспансионизм

Монологизм

Дидактичность


 

Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов:

1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.

2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

3) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

4) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

5) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

6) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).

7) Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

8) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.

9) Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

10) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

11) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

12) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.

13) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;

14) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных  эмоциональных  переживаний.  Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

 

 15) Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. Вместе с тем, понимая ограниченность монолога, педагог прибегает к имитации диалога, порой, не замечая того, что это именно имитация. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на уроках нами, а также зафиксированных студентами в ходе педагогической практики, позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с "эталонным ответом" (словосочетание из реальной практики некоторых педагогов); в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.

16) Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».

17) Некомпетенность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит  к постепенному снижению уровня компетентности учителя.

4.4.Синдромом  эмоционального выгорания

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

Под синдромом “психологического  или эмоционального выгорания” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. В нем прослеживаются все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение. Симптомы: «переживания психотравмирующих обстоятельств» – чрезмерная реакция, «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии».

2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы: «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – выборочное реагирование, проявления эмоциональной черствости, «эмоционально-нравственной дезориентации» – защитные обвинения, несправедливость, «расширения сферы экономии эмоций» – экономия эмоций вне работы на близких людях, «редукции профессиональных обязанностей» – упрощение, сокращение обязанностей.

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Симптомы: «эмоциональный дефицит» - не в состоянии сочувствовать, переживать, положительные эмоции не проявляются, «эмоциональной отстраненности» - полное исключение эмоций на работе, поведение робота, «личностной отстраненности» или деперсонализации» – другой человек воспринимается как неодушевлённый объект, используется для манипуляций или раздражает, «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление.Потребность преодоления профессиональной деформации учителя диктуется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в прямой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимообусловлены: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.

II.Эмпирическое исследование

2.1. Характеристика выборки и  этапов исследования

Опросник профессиональных деформаций педагогов6 7

2.1.1.Процедура исследования

Перед началом  испытуемому зачитывается инструкция:

Внимательно прочитайте каждый вопрос и определите отношение к нему с помощью одного из утверждений:

а) нет, это неверно;

б) пожалуй, это верно;

в) скорей всего, верно;

г) совершенно верно.

Отметьте свой ответ на листе соответствующей буквой в месте, отведенном для ответа на данное утверждение.

В исследование участвовало 35 человек  в возрасте от 20 – 73 лет, преподаватели  МОУ СОШ 76, младшей, средней школы  и старшей школы.

Пол

Возраст

Педагогическая  агрессия

Авторитарность

Демонстративность

Дидактичность

Догматизм

Доминантность

Индифферентность

Консерватизм

Ролевой  
экспансионизм

Социальное  
лицемерие

Поведенческий трансфер

1

Ж

39

9

6

5

5

6

2

1

2

5

6

6

2

Ж

39

7

7

7

5

3

6

3

6

3

7

4

3

Ж

55

8

6

9

3

5

6

8

7

3

9

4

4

М

48

9

7

5

6

4

7

6

4

5

7

6

5

Ж

44

8

7

7

4

5

7

6

4

6

5

6

6

Ж

27

8

5

6

6

6

7

5

4

5

7

4

7

Ж

27

8

4

9

5

5

9

5

2

5

7

8

8

М

30

11

5

5

5

3

7

7

4

4

7

3

9

Ж

42

10

8

7

8

5

8

4

8

9

5

4

10

Ж

25

8

4

7

6

7

5

6

4

6

6

4

11

Ж

50

8

6

3

2

4

5

6

2

1

4

4

12

Ж

38

9

5

5

4

1

4

3

3

5

5

2

13

Ж

44

9

1

10

5

4

3

2

2

5

2

2

14

Ж

32

8

5

4

3

6

3

4

4

4

4

7

15

Ж

41

11

5

9

3

3

2

5

2

7

4

2

16

Ж

21

10

4

7

2

5

6

5

0

5

6

2

17

Ж

43

5

6

6

3

4

3

7

3

7

4

4

18

Ж

22

4

5

6

3

4

8

4

2

1

6

4

19

Ж

47

7

7

7

1

6

2

3

4

7

4

5

20

Ж

73

9

6

5

3

4

2

6

7

6

3

3

21

Ж

47

8

3

7

4

6

3

6

2

8

4

2

22

Ж

23

10

5

4

3

9

5

5

3

3

7

2

32

Ж

36

10

3

8

2

3

5

5

2

5

5

3

24

Ж

41

8

5

7

5

7

2

8

2

6

4

3

25

Ж

53

7

4

6

5

7

5

2

5

5

6

3

26

Ж

52

10

3

9

3

8

4

5

3

8

2

4

27

Ж

50

12

0

5

3

4

7

1

6

3

6

5

28

Ж

36

7

7

11

7

2

6

3

2

4

7

9

29

Ж

36

6

5

4

4

4

6

4

6

2

4

5

30

Ж

59

8

6

9

6

3

4

2

4

6

9

6

31

Ж

20

4

4

11

3

3

3

6

3

4

6

4

32

Ж

65

6

2

9

3

3

5

3

5

3

2

3

33

Ж

42

2

5

5

4

3

8

4

3

10

4

6

34

Ж

61

6

2

5

3

5

7

0

8

2

4

7

35

Ж

66

6

4

9

8

3

2

3

5

4

5

0

Информация о работе Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации