Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:42, аттестационная работа
Цель - психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения через сенсорное воспитание.
Задачи, которые я ставила перед собой:
1. Изучить теоретические основы адаптации к ДОУ и основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
2. Применить игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций, релаксационные упражнения;
3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, используя занятия по сенсорному развитию.
4. Воспитывать чувство принадлежности к группе;
5. Развивать навыки социального поведения, снижение импульсивности, изменений активности, тревожности, агрессивности;
6. Формировать навыки общения и взаимодействия со взрослыми, используя занятия по сенсорному развитию.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения ………. . ………….……………. . . . . . . . . 5
1.1. Характеристика понятия "адаптация", степени адаптационного периода и
факторы влияющие на неё. . . ………..……………………………………………….... . . .5
1.2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей
к дошкольному образовательному учреждению. . . . . . . . . . . . ……………………. . …7
Глава II. Особенности воспитания сенсорной культуры детей млдашего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…..9
2.1. Сенсорное воспитание в детском саду…………………………………………………….9
2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………………………………….10
Глава III. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . ………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .14
Приложение 1………………………………………………………………………………….15
Приложение 2………………………………………………………………………………….18
Приложение 3………………………………………………………………………………….19
Приложение 4………………………………………………………………………………….20
Приложение 5………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников. Если ребенка встречает строгий воспитатель, который редко улыбается и шутит, наказывает за любые нарушения, то ребенок находится в постоянном напряжении, боится ошибиться, не уверен в своих силах, замыкается в себе, проявляет нежелание идти в детский сад.
Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
Не мало важную роль в сенсорном воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Таким образом, сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Приложение 1.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в детский сад
(анкетирование родителей)
Ф.И. ребёнка_______________________
Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребёнка | Оценка в баллах или словесно |
1 | 2 | 3 |
I. Поведение | ||
Настроение Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает? |
3 2 1 |
Засыпание Быстрое (до 10 минут) Медленное Спокойное Неспокойное С дополнительными воздействиями Без дополнительных воздействий | Как засыпает Ваш ребёнок?
Что Вы делаете, чтобы ребёнок заснул? |
3 2 3 2 2 3 |
Продолжительность сна Соответствует возрасту Не соответствует возрасту | Какова длительность сна? |
3 1 |
Аппетит Хороший Избирательный Неустойчивый Плохой | Какой аппетит у Вашего ребёнка? |
4 3 2 1 |
Отношение к высаживанию на горшок Положительное Отрицательное | Как относится Ваш ребёнок к этой процедуре? |
3 1 |
Навыки опрятности Просится на горшок Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый |
|
3 2 1 |
Отрицательные привычки
| Сосёт пустышку, палец,
|
3 |
Есть (какие?) Нет | раскачивается и т.д. | 1 3 |
II. Нервно-психическое развитие | ||
Возраст 2г.-3г. Понимание речи Движения Игра Навыки гигиены | Выполняется методом диагностики и наблюдения | Соответствует возрасту - 3 балла. Ниже на один эпикризисный срок – 2 балла. Ниже на 2-3 эпикризисных срока-1 балл |
Возраст 3г.-4г. Понимание речи Активная речь Игра Навыки гигиены | ||
III. Личность Проявление познавательных потребностей (по наблюдениям матери и педагогов) | ||
В повседневной жизни Проявляет познавательные потребности Проявляет недостаточно Не проявляет |
|
3 2 1 |
Интересуется игрушками, предметами- дома и в новой обстановке Да Нет Иногда |
|
3 2 1 |
Проявляет интерес к действиям взрослых Да Нет Иногда |
|
3 2 1 |
Любит заниматься: внимателен, актуален, усидчив Да Нет Не всегда
|
|
3 2 1 |
При обучении Проявляет интерес, активность Проявляет недостаточно Не проявляет |
|
3 2 1 |
Инициативность в игре Проявляет инициативу по всем указанным параметрам: Умеет сам себе найти дело Да Нет Есть фаза подготовки игры Самостоятельно С помощью взрослого Проявляются элементы воображения Да Нет |
|
3 1
3 2
3 1 |
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт |
|
3 2 |
Инициативность во взаимоотношениях с детьми Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт |
|
3 2 |
Результативность деятельности Доводит начатое дело до конца Не всегда Не доводит |
|
3 2 1 |
Самостоятельность в игре Умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого Не всегда Не играет сам |
|
3
2 1 |
Социальные связи со взрослыми и детьми Легко идёт на контакт со взрослыми Избирательно Трудно Легко вступает в контакт с детьми Избирательно Трудно |
|
3 2 1
3 2 1 |
Наличие опыта в совместной деятельности со взрослыми Есть Недостаточно Нет |
|
3 2 1 |
Уверенность в себе Есть Не всегда Нет |
|
3 2 1 |
Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми Да Не всегда Нет |
|
3 2 1 |
Опыт разлуки с близкими Перенёс разлуку сравнительно легко Перенёс разлуку тяжело
|
|
3
2 |
Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых Есть Нет |
|
1 3 |
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
Готов к поступлению в ДОУ 3-2,5; 12 баллов.
Условно готов 2,5-2; 8 баллов.
Не готов 1,9-1; 4 балла.
Приложение 2.
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как к своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Приложение 3.
ЛИСТ АДАПТАЦИИ
Приложение 4.
Карта наблюдений
Фамилия, имя ребёнка, возраст_______________________
Дата заполнения: 1-й части___________________ 2-й части_________________________
Параметры | Характеристика | 1-ая часть | 2-ая часть |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Настроение | Бодрое, уравновешенное |
|
|
Раздражительное, неустойчивое |
|
| |
Подавленное |
|
| |
2. Длительность и характер засыпания | Спокойное, быстрое (до 10 минут) |
|
|
Неустойчивое |
|
| |
Неспокойное, медленное |
|
| |
3. Длительность и характер сна | Спокойный, соответствует возрасту |
|
|
Неустойчивый |
|
| |
Беспокойный, не соответствует возрасту |
|
| |
4. Аппетит | Хороший |
|
|
Избирательный, неустойчивый |
|
| |
Плохой |
|
| |
5. Навыки самообслуживания | Соответствует возрасту |
|
|
Не всегда |
|
| |
Не соответствует возрасту |
|
| |
6. Инициативность в игре | Умеет найти себе дело |
|
|
Не всегда |
|
| |
Нет |
|
| |
7. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми | Вступает в контакт сам |
|
|
Не всегда |
|
| |
Сам не вступает |
|
| |
8. Результативность действий | Доводит начатое дело до конца |
|
|
Не всегда |
|
| |
Не доводит |
|
| |
9. Самостоятельность в игре | Умеет играть самостоятельно |
|
|
Не всегда |
|
| |
Сам не играет |
|
| |
10. Идёт на контакт со взрослыми | Легко |
|
|
Избирательно |
|
| |
Трудно |
|
| |
11. Идёт на контакт с детьми | Легко |
|
|
Избирательно |
|
| |
Трудно |
|
| |
12. Реакция на отрыв от матери | Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему |
|
|
Отрывается не сразу |
|
| |
Периодически возвращается, плачет |
|
| |
Общий балл |
|
|
|
Средний балл |
|
|
|
Приложение 5.
Диагностика уровня сенсорного развития детей.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
5. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.
7. Журнал № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.
10. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.
11. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
12. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Воронеж: Учитель,2010, - 188 с.
13. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.
15