Психологичекое сопровождение ребенка в период адаптации посредством сенсорных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:42, аттестационная работа

Краткое описание

Цель - психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения через сенсорное воспитание.
Задачи, которые я ставила перед собой:
1. Изучить теоретические основы адаптации к ДОУ и основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
2. Применить игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций, релаксационные упражнения;
3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, используя занятия по сенсорному развитию.
4. Воспитывать чувство принадлежности к группе;
5. Развивать навыки социального поведения, снижение импульсивности, изменений активности, тревожности, агрессивности;
6. Формировать навыки общения и взаимодействия со взрослыми, используя занятия по сенсорному развитию.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . . . . . . . . . . . .3

Глава I. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения ………. . ………….……………. . . . . . . . . 5

1.1. Характеристика понятия "адаптация", степени адаптационного периода и

факторы влияющие на неё. . . ………..……………………………………………….... . . .5

1.2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей

к дошкольному образовательному учреждению. . . . . . . . . . . . ……………………. . …7

Глава II. Особенности воспитания сенсорной культуры детей млдашего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…..9

2.1. Сенсорное воспитание в детском саду…………………………………………………….9

2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………………………………….10

Глава III. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации

процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. . . . . . . . 12

Заключение . . . . . . . . . . ………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .14

Приложение 1………………………………………………………………………………….15

Приложение 2………………………………………………………………………………….18

Приложение 3………………………………………………………………………………….19

Приложение 4………………………………………………………………………………….20

Приложение 5………………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

адаптация детей к детскому саду.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников. Если ребенка встречает строгий воспитатель, который редко улыбается и шутит, наказывает за любые нарушения, то ребенок находится в постоянном напряжении, боится ошибиться, не уверен в своих силах, замыкается в себе, проявляет нежелание идти в детский сад.

Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

Не мало важную роль в сенсорном воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Таким образом, сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в детский сад

(анкетирование родителей)

Ф.И. ребёнка______________________________

Параметры

Дополнительный вопрос к матери ребёнка

Оценка в баллах или словесно

1

2

3

I. Поведение

Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает?

 

3

2

1

Засыпание

Быстрое (до 10 минут)

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

Как засыпает Ваш ребёнок?

 

 

 

 

Что Вы делаете, чтобы ребёнок заснул?

 

3

2

3

2

2

3

Продолжительность сна

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

 

3

1

Аппетит

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Какой аппетит у Вашего ребёнка?

 

4

3

2

1

Отношение к высаживанию на горшок

Положительное

Отрицательное

Как относится Ваш ребёнок к этой процедуре?

 

 

3

1

Навыки опрятности

Просится на горшок

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

 

 

3

2

1

Отрицательные привычки

 

Сосёт пустышку, палец,

 

 

3

Есть (какие?)

Нет

раскачивается и т.д.

1

3

II. Нервно-психическое развитие

Возраст 2г.-3г.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки гигиены

Выполняется методом диагностики и наблюдения

Соответствует возрасту  - 3 балла.

Ниже на один эпикризисный срок – 2 балла.

Ниже на 2-3 эпикризисных срока-1 балл

Возраст 3г.-4г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки гигиены

III. Личность

Проявление познавательных потребностей

(по наблюдениям матери и педагогов)

В повседневной жизни

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

 

 

 

 

 

 

 

3

2

1

Интересуется игрушками, предметами- дома и в новой обстановке

Да

Нет

Иногда

 

 

 

3

2

1

Проявляет интерес к действиям взрослых

Да

Нет

Иногда

 

 

 

3

2

1

Любит заниматься: внимателен, актуален, усидчив

Да

Нет

Не всегда

 

 

 

 

3

2

1

При обучении

Проявляет интерес, активность

Проявляет недостаточно

Не проявляет

 

 

3

2

1

Инициативность в игре

Проявляет инициативу по всем указанным параметрам:

Умеет сам себе найти дело

Да

Нет

Есть фаза подготовки игры

Самостоятельно

С помощью взрослого

Проявляются элементы воображения

Да

Нет

 

 

 

 

 

3

1

 

3

2

 

3

1

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

 

 

 

3

2

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

 

 

 

 

3

2

Результативность деятельности

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

 

 

3

2

1

Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого

Не всегда

Не играет сам

 

 

3

 

2

1

Социальные связи со взрослыми и детьми

Легко идёт на контакт со взрослыми

Избирательно

Трудно

Легко вступает в контакт с детьми

Избирательно

Трудно 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2

1

 

3

2

1

Наличие опыта в совместной  деятельности со взрослыми

Есть

Недостаточно

Нет

 

 

 

3

2

1

Уверенность в себе

Есть

Не всегда

Нет

 

 

3

2

1

Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми

Да

Не всегда

Нет

 

 

 

3

2

1

Опыт разлуки с близкими

Перенёс разлуку сравнительно легко

Перенёс разлуку тяжело

 

 

 

3

 

2

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

Есть

Нет

 

 

 

1

3

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

Готов к поступлению в ДОУ 3-2,5; 12 баллов.

Условно готов 2,5-2; 8 баллов.

Не готов 1,9-1; 4 балла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

 

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Карта наблюдений

Фамилия, имя ребёнка, возраст___________________________________________________

Дата заполнения: 1-й части___________________ 2-й части___________________________

 

Параметры

Характеристика

1-ая часть

2-ая часть

1

2

3

4

1. Настроение

Бодрое, уравновешенное

 

 

Раздражительное, неустойчивое

 

 

Подавленное

 

 

2. Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 минут)

 

 

Неустойчивое

 

 

Неспокойное, медленное

 

 

3. Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

 

 

Неустойчивый

 

 

Беспокойный, не соответствует возрасту

 

 

4. Аппетит

Хороший

 

 

Избирательный, неустойчивый

 

 

Плохой

 

 

5. Навыки самообслуживания

Соответствует возрасту

 

 

Не всегда

 

 

Не соответствует возрасту

 

 

6. Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

 

 

Не всегда

 

 

Нет

 

 

7. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт сам

 

 

Не всегда

 

 

Сам не вступает

 

 

8. Результативность действий

Доводит начатое дело до конца

 

 

Не всегда

 

 

Не доводит

 

 

9. Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

 

 

Не всегда

 

 

Сам не играет

 

 

10. Идёт на контакт со взрослыми

Легко

 

 

Избирательно

 

 

Трудно

 

 

11. Идёт на контакт с детьми

Легко

 

 

Избирательно

 

 

Трудно

 

 

12. Реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

 

 

Отрывается не сразу

 

 

Периодически возвращается, плачет

 

 

Общий балл

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Диагностика уровня сенсорного развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

5. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.

7. Журнал № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

10. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.

11. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

12. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Воронеж: Учитель,2010, - 188 с.

13. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

 

 

 

 

 

15

 



Информация о работе Психологичекое сопровождение ребенка в период адаптации посредством сенсорных игр