Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:42, аттестационная работа
Цель - психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения через сенсорное воспитание.
Задачи, которые я ставила перед собой:
1. Изучить теоретические основы адаптации к ДОУ и основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
2. Применить игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций, релаксационные упражнения;
3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, используя занятия по сенсорному развитию.
4. Воспитывать чувство принадлежности к группе;
5. Развивать навыки социального поведения, снижение импульсивности, изменений активности, тревожности, агрессивности;
6. Формировать навыки общения и взаимодействия со взрослыми, используя занятия по сенсорному развитию.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения ………. . ………….……………. . . . . . . . . 5
1.1. Характеристика понятия "адаптация", степени адаптационного периода и
факторы влияющие на неё. . . ………..……………………………………………….... . . .5
1.2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей
к дошкольному образовательному учреждению. . . . . . . . . . . . ……………………. . …7
Глава II. Особенности воспитания сенсорной культуры детей млдашего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…..9
2.1. Сенсорное воспитание в детском саду…………………………………………………….9
2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………………………………….10
Глава III. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . ………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .14
Приложение 1………………………………………………………………………………….15
Приложение 2………………………………………………………………………………….18
Приложение 3………………………………………………………………………………….19
Приложение 4………………………………………………………………………………….20
Приложение 5………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Білім басқармасы
№25 «Таңшолпан» балабақшасы
Тақырып туралы шығармашылық есеп:
«Психологиялық бейімделу кезінде баланы
сенсорикалық ойындар арқылы бейімдеу»
Творческий отчет по теме:
«Психологичекое сопровождение ребенка в период адаптации
посредством сенсорных игр»
Астана, 2012ж.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения ………. . ………….……………. . . . . . . . . 5
1.1. Характеристика понятия "адаптация", степени адаптационного периода и
факторы влияющие на неё. . . ………..……………………………………………….... . . .5
1.2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей
к дошкольному образовательному учреждению. . . . . . . . . . . . ……………………. . …7
Глава II. Особенности воспитания сенсорной культуры детей млдашего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.1. Сенсорное воспитание в детском саду…………………………………………………….9
2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………………………………….10
Глава III. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . ………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .14
Приложение 1……………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………
Приложение 3……………………………………………………………………………
Приложение 4……………………………………………………………………………
Приложение 5……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Введение
Младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей этого возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли-сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Этот возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Сенсорное воспитание в период младшего дошкольного возраста — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.
Тема моей работы «Психологическое сопровождение ребенка в период адаптации через сенсорные игры».
Цель - психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения через сенсорное воспитание.
Задачи, которые я ставила перед собой:
1. Изучить теоретические основы адаптации к ДОУ и основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
2. Применить игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций, релаксационные упражнения;
3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, используя занятия по сенсорному развитию.
4. Воспитывать чувство принадлежности к группе;
5. Развивать навыки социального поведения, снижение импульсивности, изменений активности, тревожности, агрессивности;
6. Формировать навыки общения и взаимодействия со взрослыми, используя занятия по сенсорному развитию.
Анализ собранных материалов позволил сформулировать общую гипотезу работы: если использовать сенсорные игры в период адаптации, то создаются благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Объект работы - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Предметом является сенсорное развитие и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей младшего возраста к нему.
Научность. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.
Вышеперчисленные авторы в своих работах рассматривают оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывают особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Мною использовались методы и приёмы:
1. Игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.
2. Ознакомление с различными видами упражнений и игр.
3. Дыхательные упражнения.
4. Игровые упражнения на развитие сенсорных функций.
5. Релаксационные упражнения.
Актуальность заключается в систематическом применении всех видов основных процедур, оказывающих положительное влияние на комфортное пребывание ребёнка в детском саду.
Новизна. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения будет успешной, если применяются дидактические игры по сенсорному воспитанию детей, родителями и воспитателями, учитывая психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья.
Практическая значимость работы заключается в том, что дети прошедшие цикл занятий легче адаптируются в группе сверстников. Для этого создаются безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяющие всех детей совместной деятельностью, способствующее повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости детского коллектива.
Результативность. Составленные методические пособия «Адаптация ребёнка к детскому саду» и «Цикл занятий по сенсорному развитию детей младшего возраста «Сенсорная тропа» имеют практическую значимость для воспитателей детского сада и могут использоваться воспитателями и родителями в педагогических целях воспитания.
Резерв опыта. На протяжении работы над темой мною был систематизирован имеющийся материал по данной работе, разработаны методические пособия с циклом занятий по сенсорному развитию детей младшего возраста «Сенсорная тропа» и «Адаптация ребёнка к детскому саду», планируется дальнейшее применение различных игр, гимнастик, упражнений, направленных на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и сенсорной сфер ребёнка.
Глава I. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения.
1.1. Характеристика понятия "адаптация", степени адаптационного периода и факторы влияющие на неё.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированностъ, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребёнка с его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают следующие уровни адаптации:
Существует ряд основных критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе:
- поведенческие реакции;
- уровень нервно-психического развития;
- заболеваемость и течение болезни;
- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).