Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:42, аттестационная работа
Цель - психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения через сенсорное воспитание.
Задачи, которые я ставила перед собой:
1. Изучить теоретические основы адаптации к ДОУ и основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
2. Применить игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций, релаксационные упражнения;
3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, используя занятия по сенсорному развитию.
4. Воспитывать чувство принадлежности к группе;
5. Развивать навыки социального поведения, снижение импульсивности, изменений активности, тревожности, агрессивности;
6. Формировать навыки общения и взаимодействия со взрослыми, используя занятия по сенсорному развитию.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения ………. . ………….……………. . . . . . . . . 5
1.1. Характеристика понятия "адаптация", степени адаптационного периода и
факторы влияющие на неё. . . ………..……………………………………………….... . . .5
1.2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей
к дошкольному образовательному учреждению. . . . . . . . . . . . ……………………. . …7
Глава II. Особенности воспитания сенсорной культуры детей млдашего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…..9
2.1. Сенсорное воспитание в детском саду…………………………………………………….9
2.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……………………………………….10
Глава III. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . ………………... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .14
Приложение 1………………………………………………………………………………….15
Приложение 2………………………………………………………………………………….18
Приложение 3………………………………………………………………………………….19
Приложение 4………………………………………………………………………………….20
Приложение 5………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.
Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Расширяются и углубляются знания и представления детей о предметах, формируются новые умения и навыки.
В процессе общественно исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов, основные цвета и т.д. Овладение ими и их словесными обозначениями облегчают ребенку ориентировку в окружающем мире. Эти основные формы, цвета выступают как эталоны, образы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания. Овладение ею определяют общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей – формирования у них представлений об этих эталонах.
При подготовке занятия воспитателю следует предусмотреть, каким образом данное занятие будет содействовать развитию детей, на какие стороны личности оно окажет влияние. Занятия, в которые включены задачи организации детского восприятия, памяти, воображения, мышления, несомненно, будут полезны для психического развития.
Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.
Когда детям предоставляется возможность самостоятельно действовать, активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею. Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранить вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах.
Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры и дидактические упражнения.
Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представления о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др.
В своей системе работы сенсорного воспитания, наряду с учебными занятиями, я определенное место отвожу занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи ставится перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий ( прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата ). Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей можно использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме – учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
Глава III. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации
процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, осуществляется постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение. Работа проводится в несколько этапов:
Этап I. Подготовительный (май-июнь).
Работа с родителями:
1) Ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей млдашего возраста;
2) Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами в ходе беседы, от которых зависит его течение:
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- коммуникабельность;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- наличие навыков самообслуживания.
3) По возможности предварительное знакомство с детьми группы;
4) Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад (см. приложение 1).
Психолого-педагогическая работа:
1) Прогноз течения адаптации по проведённому анкетированию;
2) Выявление группы «риска»;
3) Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей (см. приложение 2);
4) Распределение последовательности приёма детей в группу.
Этап II. Наблюдений (июль-август).
1) Поэтапный приём детей в группу;
2) Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
3) Наблюдение за поведением детей;
4) Консультирование родителей по интересующим их вопросам;
5) Оформление листов адаптации (см. приложение 3);
6) Оформление карт наблюдений (см. приложение 4)
7) Диагностика уровня сенсорного развития детей (см.приложение 5).
Этап III. Анализ и выводы (сентябрь-октябрь).
1) Обработка результатов:
- анализ адаптивных листов;
- анализ уровня адаптированности ребёнка к детскому саду в начале поступления в детский сад и через месяц.
2) Выявление детей с тяжёлой степенью адаптации.
3) Индивидуальная работа с детьми.
4) Рекомендации родителям и воспитателям по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
5) Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми по методическому материалу «Сенсорная тропа» для успешного прохождения периода адаптации и сенсорного развития .
6) Повторная диагностика.
Еще до поступления новичка в группу психологу и воспитателям следует познакомиться с родителями и ребенком, установить с ними контакт, узнать об условиях его развития в семье. Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку и определяется готовность поступления ребёнка в детский сад. В свою очередь нами анализируются данные материалы, делаются выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Воспитатели непосредственно заполняют адаптационный лист. Адаптационный лист заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду.
Затем на основании данных адаптационного листа, карт наблюдений воспитателей, диагностики уровня адаптированности ребёнка к детскому саду и заполненной родителями анкеты делается вывод и определяется группа, к которой принадлежит по характеру поведения при поступлении в ДОУ ребёнок. Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
III группа (легкая адаптация) – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
II группа (средняя адаптация) – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
I группа (тяжелая адаптация) – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
В последующем определяется группа детей, имеющая средний и тяжёлый уровень адаптации, с которыми проводится цикл занятий по сенсорному развитию «Сенсорная тропа» по адаптации ребёнка к детскому саду.
Предлагаемый цикл занятий позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
Совместно с воспитателем мы стараемся правильно подобрать игрушки и специально организовать окружающую среду в групповой комнате, таким образом, чтобы они не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными. Иными словами, создать условия для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.
Заключение.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Наблюдая за поведением новых детей в группе в первые дни, я, как психолог помогаю воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из них. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку: пусть немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с участием матери), рассмотреть какую-нибудь игрушку, понаблюдать за играми других детей.
В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку: принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими. В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме – учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.