Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 05:02, курсовая работа
Актуальность. Либерализация абортов уже сейчас нанесла огромный вред семье и обществу, а ещё больше вреда от неё будет в недалёком будущем. И эти последствия непоправимы. Часто женщины, страдающие от последствий аборта, сетуют: "Почему нам об этом раньше никто не сказал?" Во время аборта убивают не только ребеночка в начале его развития, - сама женщина становится пострадавшей из-за последствий этого вмешательства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Психоэмоциональное состояние женщин в период беременности.
Понятие беременности в психологической науке…………………..............6
Эмоциональное состояние беременных женщин………………………….11
Глава II. Симптомы постабортного синдрома и методы борьбы с ними.
2.1. Эмоциональное состояние женщины пережившей аборт…………...........15
2.2. Формы и методы профилактики абортов…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психоэмоциональное состояние женщин в период беременности.
Глава II. Симптомы постабортного синдрома и методы борьбы с ними.
2.1. Эмоциональное состояние женщины пережившей аборт…………...........15
2.2. Формы и методы профилактики абортов…………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………27
Введение
Актуальность. Либерализация абортов уже сейчас нанесла огромный вред семье и обществу, а ещё больше вреда от неё будет в недалёком будущем. И эти последствия непоправимы. Часто женщины, страдающие от последствий аборта, сетуют: "Почему нам об этом раньше никто не сказал?" Во время аборта убивают не только ребеночка в начале его развития, - сама женщина становится пострадавшей из-за последствий этого вмешательства. Аборт - это всегда смерть, необратимая и непоправимая. Душевные и психические расстройства у женщин после аборта особенно возросли в наше время. У супругов женщин, сделавших аборт, наблюдаются подобные последствия. Депрессивное чувство вины перерастает в настоящую скорбь. Как показывает опыт других стран, легализация абортов, увеличивает их количество [13, c. 196].
Аборт – это противоестественный акт, который кроме физических осложнений, вызывает многочисленные душевные расстройства, внутреннее опустошение и личностные изменения, получившие название – ПОСТАБОРТНЫЙ СИНДРОМ (ПАС).
Постабортный синдром - это сочетание психических симптомов и заболеваний, которые могут проявляться вследствие аборта. Это касается прежде всего женщин, сделавших аборт, а также мужчин и врачей, которые принимали участие в нем. Основным симптомом болезни является постоянное преследование пережитого в подсознании женщины. Иногда симптомы ПАС можно наблюдать в течение длительного времени после аборта и намного позже увидеть их возможные последствия. ПАС известен во всём мире. Душевные раны постабортного синдрома приравниваются к бомбе замедленного действия, которая в любое время может взорваться. Психотерапия не в состоянии разрешить проблему вины. Аборт - это насильственное вмешательство в природные процессы женского организма, поэтому у женщины после него могут наблюдаться разные психосоматические или даже психические расстройства.
В Германии постабортный синдром описала Дороте Эльбрух в своей книге "Риск прерывания беременности и травма после этого". Д. Эльбрух отмечает, что впервые определение ПАС разработала в 1985 г. американский психолог и семейный терапевт, д-р Анне С. Спекгард в своей диссертации. Она отмечает, что часто информацию о ПАС сознательно скрывают как вредную для женщин, которые уже сделали аборт, и для тех, которые только собираются это сделать.
Однако Эльбрух ссылается на высказывание еврейского философа Мартина Бубера: "Настоящее чувство вины появляется тогда, когда нарушаются человеческие взаимоотношения". Если исходить из такого определения вины, то можно сказать: женщина очень хорошо понимает, что абортом она нарушила человеческие отношения, самовольно уничтожив жизнь. Это совсем не означает, что женщин, которые сделали аборт, нужно ставить к позорному столбу, бросать в них первый камень, но, по мнению Д. Эльбрух, они должны осознать свою ответственность за содеянное. Лишь, таким образом, разобравшись, что такое аборт, и постановив больше никогда его не повторять, женщина сможет частично избавиться от сильного чувства вины [15, c. 134].
На тему постабортного синдрома у женщин написано много книг, существует множество мнений и точек зрения. Это и составляет разработанность темы.
Цель курсовой работы - является рассмотреть психоэмоциональное состояние женщин с постабортным синдромом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является постабортный синдром.
Предметом являются формы и методы социально-психологической работы с женщинами, пережившими аборт.
Гипотеза курсовой работы
заключается в выявлении
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Психоэмоциональное состояние женщин в период беременности
Беременность - очень особенное время постоянного изменения, преображения. Процесс развития и роста дитя происходит в материнской матке, и сама женщина во время беременности и родов меняется - становится матерью, постигает свое женское предназначение. Этот процесс перехода к материнству протекает на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоциональном, преображается тело и душа женщины. Гормональный фон беременности может привести к частым сменам настроения, повышению тревожности, изменениям либидо, утомляемости и слезливости, к другим неожиданным эмоциональным изменениям. Порой достаточно много испытаний доставляет женщине ее общая жизненная ситуация. Все это, происходящее внутри и около беременной женщины, требует зачастую от нее большого напряжения сил. В это время очень важно качество и достаточность поддержки, которую получает женщина, востребованной может оказаться профессиональная помощь психолога, акушерки или опытной женщины, прошедшей опыт вынашивания и рождения ребенка [2, c. 45].
Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен "синдром обустройства гнезда", который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, - с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка [16, c. 144].
Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативным эмоциональным состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие.
Изменение в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности у матери играет особую роль "парацептивный" опыт (т.е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком).
Рассматривая беременность, можно выделить основные отличительные характеристики этого периода. На наш взгляд, изменения затрагивают три уровня человеческой жизни: физиологический, психофизиологический и психологический. Рассмотрим психологический уровень изменения [2, c. 74].
Психологические изменения
во время беременности проявляются
в так называемом синдроме беременности.
Применительно к беременности, синдром
- это новое психогенное
На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной. В рамках этого симптома, как правило, проявляется следующее различие: чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.
Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я - в положении". Этот этап характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. Реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.
Так как эти изменения носят интенсивный характер в начале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в течение первого стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и нарушение аппетита.
Особого внимания заслуживает
симптом эмоциональной
С момента осознания и внутреннего и принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Исследователи отмечают, что в это время наблюдаются характерные быстрые колебания настроения и воскрешение прежних тревог, аффектом, в котором одновременно присутствуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие до паники - "вынесу ли я роды?" ; и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.
Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом новой жизни в себе. Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. По мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: "проснулся", "веселится", "беспокоится" и т.п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональный тона. Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляются черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно - смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как "соединство", "сроднение". Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.
Дородовой синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем, его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. [9, c. 55]
Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины. Во время беременности меняется полностью физический, эмоциональный, психологический и ментальный строй души и тела женщины.
Беременность - время грандиозных перемен во всем организме, которые сопровождаются рядом изменений в физиологии и психологии женщины. Рассмотрим систематизированные имеющиеся теоретические сведения по данной проблеме и структурированную информацию в соответствии с тремя фазами (триместрами) протекания беременности.
Информация о работе Психоэмоциональное состояние женщин с постабортным синдромом