Интеллект мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:26, реферат

Краткое описание

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) в книге «Беседы и суждения» довольно скептически выразился по поводу ума женщины: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух».

Оглавление

1. Кто умнее — мужчины или женщины?
2. Пространственные способности
3. Абстрактное мышление и математические способности
4. О так называемой «женской» логике, или почему мужчины и женщины не понимают друг другу
5. Креативность лиц мужского и женского пола
6. Осведомленность
7. Критичность мышления
8. Интеллект мужчин на 5 пунктов выше женского

Файлы: 1 файл

Интеллект мужчин и женщин.docx

— 55.03 Кб (Скачать)

ЮСИ КСУ 
 
 

Реферат

На  тему:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Кто умнее — мужчины или женщины?
  2. Пространственные способности
  3. Абстрактное мышление и математические способности
  4. О так называемой «женской» логике, или почему мужчины и женщины не понимают друг другу
  5. Креативность лиц мужского и женского пола
  6. Осведомленность
  7. Критичность мышления
  8. Интеллект мужчин на 5 пунктов выше женского
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кто умнее — мужчины  или женщины?

  Конфуций (551-479 гг. до н. э.) в книге «Беседы  и суждения» довольно скептически  выразился по поводу ума женщины: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух». Подобные пренебрежительные  высказывания можно встретить и  у более поздних авторов, вплоть до XX в. Однако в первой четверти XX в. приобрела популярность теория X. Эллиса (H. Ellis, 1904), согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит, что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых (рис. 5.1).

  

  Рис. 5.1. Гипотетическое распределение интеллекта среди мужчин и женщин в соответствии с теорией большей мужской вариабельности

  В нашей стране этой точки зрения придерживается В. П. Багрунов (1981), который обнаружил, что у мужчин чаще, чем у женщин, встречаются высшие и низшие результаты в интеллектуальной активности и сенсомоторике.

  Американский  антрополог Э. Монтегю в книге  «Природное превосходство женщины» писал, что коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем  у мужчин, и они лучше сохраняют  его в старости.

  Что касается одаренности, то об этом речь уже шла выше. В отношении же более частого слабоумия у  мужчин ученые делали выводы на основании  того, сколько мужчин и женщин находится  в учреждениях для слабоумных. Мужчин там действительно больше. Однако Л. Холлингворт (L. Hollingworth, 1922), тщательно изучив этот вопрос на более чем 2 тысячах лицах, показала, что, во-первых, у женщин, находящихся в этих учреждениях, интеллект был ниже, чем у мужчин из тех же учреждений, во-вторых, большее представительство мужчин в этих учреждениях объясняется тем, что мужчины с умственной отсталостью более беспомощны в житейском смысле, чем женщины, и требуют опеки. Женщины же могут и при умственной отсталости найти средства к существованию, занявшись домашней работой или выйдя замуж. Кроме того, в семьях были более склонны к уходу за умственно отсталой девочкой в домашних условиях. Мальчиков же чаще заставляли в сравнительно раннем возрасте работать на заводе, где вскоре и обнаруживалась их умственная отсталость. Все это делало менее вероятным распознавание умственной отсталости у девочек и их принудительное направление в соответствующие учреждения.

  У детей ряд авторов выявили  одинаковое число интеллектуально  одаренных мальчиков и девочек. Так, в исследовании Л. Холлингворт (L. Hollingworth, 1942) среди детей с интеллектом выше 180 баллов были обнаружены 16 девочек и 15 мальчиков, а в исследовании П. Витти (P. Witty, 1940) среди детей с интеллектом 140 баллов и выше было 24 девочки и 26 мальчиков. Массовые обследования школьников в США (W. Lewis, 1945; W. McGehee, 1939; M. Riggs, 1940) показали, что среди лиц с высоким интеллектом больше девочек, а среди лиц с низким интеллектом больше мальчиков. Однако авторы не делают из этих данных далеко идущих выводов и объясняют их тем, что дававшиеся тесты имели преимущественно вербальное содержание, и успешность их выполнения зависела от школьных успехов, которая, как известно, выше у девочек в силу их большего прилежания. Правда, по некоторым данным в 11-14 лет девочки останавливаются в своем прогрессе и даже «возвращаются назад» (M. Horner, 1972).

  Сходные данные получены и в нашей стране. Я. И. Михайлова (2001), обследовав детей 6-7 лет, нашла, что уровень вербального  и невербального интеллекта и  речемыслительных функций у девочек  достоверно выше. Показатель развития вербального интеллекта у девочек  равен 105,4, а у мальчиков — 99; показатель развития невербального интеллекта — соответственно 107,5 и 102,7; показатель развития речемыслительных функций  — соответственно 81,3 и 74,9. У девочек  лучше развит и социальный интеллект: 45 % девочек имеют высокий уровень  его развития, в то время как  мальчиков, имеющих такой уровень, 31 %. Наоборот, с низким уровнем развития социального интеллекта мальчиков  больше, чем девочек (соответственно 69 % и 55 %)

  По  данным В. Ф. Коновалова с соавторами (1987), девочки 5-10 лет решают экспериментальную  задачу быстрее, чем мальчики того же возраста. В 15-17 лет картина меняется — задачу быстрее решают уже представители  мужского пола. Их преимущество сохраняется  и в последующих возрастах (рис. 5.2).

  

  Рис. 5.2. Время решения логической задачи испытуемыми разного пола

  Такая инверсия объясняется тем, что морфологическое  созревание головного мозга у  девочек происходит быстрее (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, 1984; D. Waber, 1976), поэтому в возрасте 5-10 лет они опережают по интеллектуальным способностям мальчиков. Затем лица мужского пола не только догоняют по уровню интеллектуального развития лиц женского пола, но и превосходят их (табл. 5.2, приводится по Е. И. Степановой, 2000).

  Таблица 5.2. Уровневые показатели развития интеллекта в группах мужчин и женщин (по методике Д. Векслера), n = 100

Возраст, лет Мужчины Женщины
Вербальный Невербальный Общий Вербальный Невербальный Общий
18-19 115 104 110 113 102 109
20-21 111 99 106 107 102 105
22-23 112 105 110 106 98 103
24-25 114 103 110 107 100 104
26-27 115 104 111 110 100 106
28-29 116 105 112 110 102 107
30-31 116 105 110 113 101 108
32-33 113 103 109 111 102 107
34-35 113 103 110 110 103 107

  Выявлено, что независимость эффективности  мышления от предварительного опыта  и знаний, начиная с 8 лет и далее, включая взрослых, выше у лиц мужского пола (E. Mccoby, C. Jacklin, 1974).

  По  данным Д. В. Рукавишникова (2001), у мужчин наблюдается более высокий уровень  прогностической компетентности при оценке возможных житейских событий по сравнению с женщинами, так же как и достоверно более высокий уровень способности прогнозировать и упреждать перемещение в пространстве.

  По  данным И. А. Сергеевой (2001), девочки  старшего дошкольного возраста лучше  справились с «Ассоциативным тестом», а мальчики — с тестом Равена, что дает основание говорить о лучшем развитии у первых вербальной сферы, а у вторых — невербальной. Это подтверждается и данными А. И. Винокурова (1996): мужчины показали большее количество баллов в решении серии задач из теста Равена, а также рядом исследований зарубежных психологов. Отмечается, например, что в тестах технического понимания оценки женщин ниже, чем оценки мужчин (C. Bennett, R. Cruikshank, 1942). По данным А. И. Канатова (цит. по Е. И. Степановой, 2000), показатели практического мышления были более высокими у мужчин по сравнению с женщинами во всех возрастных группах, кроме старшей возрастной группы (41-46 лет).

  М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс (1977) выявлено, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития.

  Общая понятливость по данным ленинградских  психологов выше у студентов-юношей, чем у студенток. В то же время  обобщенность мышления, адаптивность интеллектуальных действий, логичность практического (образного) мышления, эвристическое  мышление, словарный запас в одних  возрастных группах выше у студенток, а в других — у студентов (Вопросы  практической психодиагностики..., 1984).

  В этой же работе отмечается, что основные характеристики логического мышления (обобщенность, понятливость, богатство  словарного запаса) у женщин оказались  взаимозависимыми (т. е. между ними имеются  тесные корреляции), в то время как  у мужчин наблюдается некоторая  автономность разных систем вербального  интеллекта. Аналогичная тенденция, хотя и менее выраженная, наблюдается  и в структуре невербального  интеллекта, которая у женщин проявляется  как единая система. У мужчин эти  же связи слабее, и характер их более  сложен.

  В. П. Багрунов (1984) отмечает, что мужчины лучше решают новые интеллектуальные и сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих половых различий. Больше того, интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины, утверждает этот автор.

  Пространственные  способности. Выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, тоже лучше осуществляют мальчики (A. Macmeeken, 1939). Выявлено, что мужчины значительно лучше выполняют «задачи Шепарда», требующие ротации зрительных образов в ментальном пространстве, и лучше манипулируют с «кубиками Амтхауэра». При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что мужчины быстрее выучивают маршрут, однако женщины запоминают больше путевых ориентиров.

  По  данным ленинградских психологов, пространственные представления на всем протяжении возрастного  диапазона (от 17 до 22 и более лет) лучше развиты у юношей (Вопросы  практической психодиагностики..., 1984).

  Американские  психологи установили, что половые  различия в успешности выполнения задач  на пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания. Если детей 6 лет попросить сконструировать  трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики с этим заданием справятся  лучше, чем девочки. Мальчики в 8-9 лет  лучше ориентируются в пространстве.

  Объяснение  этим различиям можно найти в  исследованиях физиологов, которые  показали, что у мальчиков специализация  правого полушария мозга в  отношении пространственных функций  имеется уже в 6 лет, тогда как  у девочек ее нет даже к 13.

  Различия  в пространственных способностях обусловливают, очевидно, и тот факт, что девочки  в своих играх чаще опираются  на ближнее зрение: они раскладывают перед собой вещи, с которыми играют, на ограниченном пространстве; девочкам достаточно маленького уголка. Напротив, игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они используют в  своих играх и забавах все  предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и т. д. Рисуя план окрестностей своего дома, мальчики отражают большее пространство, умещают на рисунке больше улиц, домов, дворов.

  Абстрактное мышление и математические способности. И. С. Кон (1989) отмечает, что склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей.

  Р. К. Малинаускас (2001), используя опросник Кеттелла, нашел, что среди мужчин больше, чем среди женщин, лиц с высоким уровнем абстрактного мышления (фактор B).

  Несмотря  на распространенное мнение о более  высоких математических способностях лиц мужского пола, зарубежные исследования обнаружили довольно противоречивые факты. У мальчиков и девочек начальной школы различий в эффективности осуществления математических операций либо совсем не было (Dossey et al., 1988; и др.), либо были в пользу девочек (L. Friedman, 1989 и др.). Это соответствует результатам, полученным в более раннем исследовании (A. Gesell et al., 1940) развития числовых понятий у дошкольников. Не выявили существенных половых различий в математических способностях у дошкольников и младших школьников Л. Терман и Л. Тайлер (L. Terman, L. Tyler, 1954). Все это дает основание зарубежным психологам утверждать, что различий между мальчиками и девочками в математических способностях не обнаруживается до подросткового (11-12 лет) возраста. Правда, полученные результаты существенно зависели от заданий, дававшихся младшим школьникам. В тестах на вычисление различий либо не было, либо преимущество имели девочки. В арифметических задачах и тестах числового мышления было выявлено устойчивое превосходство мальчиков. Это подтвердилось и в других исследованиях (Q. McNemar, 1942; R. Havighurst, F. Breese, 1947; A. Wesman, 1949). Так же и в старших классах, по данным некоторых авторов, в одних случаях задания лучше выполняли девочки, в других случаях — мальчики, а в третьих различий вообще не обнаружилось. Характерно, что наиболее часто различия в математических способностях выявляются лишь с началом пубертатного периода.

Информация о работе Интеллект мужчин и женщин