Интеллект мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:26, реферат

Краткое описание

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) в книге «Беседы и суждения» довольно скептически выразился по поводу ума женщины: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух».

Оглавление

1. Кто умнее — мужчины или женщины?
2. Пространственные способности
3. Абстрактное мышление и математические способности
4. О так называемой «женской» логике, или почему мужчины и женщины не понимают друг другу
5. Креативность лиц мужского и женского пола
6. Осведомленность
7. Критичность мышления
8. Интеллект мужчин на 5 пунктов выше женского

Файлы: 1 файл

Интеллект мужчин и женщин.docx

— 55.03 Кб (Скачать)

  У студентов, по данным Л. Фридман, различия в результатах выполнения математических заданий были выявлены в пользу юношей. Отмечается, правда, что в последние годы различия между лицами мужского и женского пола в проявлении математических способностей становятся все меньшими (Friedman, 1989; J. Hyde et al., 1990).

  Однако  этому факту не следует придавать  большого значения, ведь то, что фиксируют  ученые, является выученной способностью (опытом), а девочки и девушки  в школе отличаются большим прилежанием  и лучшей общей успеваемостью. Другое дело, когда учитывается математическая одаренность. По данным ряда авторов, математически одаренных лиц значимо больше среди мальчиков (C. Benbow, J. Stanley, 1982; A. Feingold, 1988). По данным Камиллы Бенбоу и Дж. Стэнли, на 13 математически одаренных мужчин приходится только 1 женщина.

  О так называемой «женской»  логике, или почему мужчины и женщины  не понимают друг друга. Принято считать, что у женщин в осмыслении происходящего имеется своя логика, недоступная пониманию мужчин и поэтому вызывающая у них в процессе общения с женщинами подчас недоумение и растерянность. Об этом писали многие поэты, например индийский поэт Тирукурал в своей книге «Любовь»:

          «Люблю  больше всех!» —  я однажды воскликнул... Мрачна,

          «Кого это всех?» —  вопросила она.

          Поклялся: «Люблю до кончины!»  Она мне: «Изменник!»

          Кого  ж ты полюбишь в  грядущих рожденьях?»

          «Я  думал сейчас о  тебе!» — говорю я. «Вот диво!

          А раньше о ком?»  — проворчала строптиво.

          Чихнул  я, она разрыдалась, а в голосе злоба:

          «Должно быть, тебя вспоминает зазноба?»

          Чиханье сдержал я, она  — не добрее ничуть:

          «Ты, видно, задумал меня обмануть?»

          Пытался утешить ее — только повод для ссоры.

          «Ты всех утешаешь, —  твердит, — без  разбора».

          Взглянул  на нее — вновь  обида и слезы  рекой:

          «Меня ты сравнил, признавайся, с другой».

  Когда говорят женщине: «У вас мужской  ум», это расценивается как комплимент, но мужчина, которому скажут, что у  него «женская логика», вряд ли почувствует  себя польщенным.

  При таком обывательском отношении  к женской логике интересна позиция  представительниц радикального феминизма. Одни из них утверждают, что женщины  думают не так, как мужчины, и что  интуиция и сопереживание позволяют  им развить более высокие уровни понимания, чем мужской расчет и  логика. Другие считают, что диффузная  природа женской сексуальности  позволяет им постичь «нелинейные» формы восприятия мира за пределами  мужской логики.

  Рассуждениям  о женской логике посвятил свою книгу  философ В. И. Курбатов (1993). Однако доказательность  высказываемых им положений оставляет  желать лучшего.

  По  поводу особенностей женского мышления Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) пишут следующее: «Существует интересное мнение об особенностях женского мышления, которое разделяют многие авторы: "У женщины многое происходит в мышлении подсознательно и как бы в готовом виде выходит на поверхность вывод, а когда ее спрашивают почему, она может привести первый случайный мотив, и не лучший" (М. Н. Лапинский, 1915, с. 82). Отсюда создается впечатление об интуитивном характере мышления женщины, когда она каким-то особым чувством способна постигать истину, приходить к ней не путем логических рассуждений, а как бы своеобразным "чутьем".

  <Мужчина  принадлежит к тому полу, который  целые миллионы лет был разумен. А история женщины совершенно иная. Женщины всегда были наглядным протестом против самого существования здравого смысла. Оскар Уайльд>

  Дело, разумеется, не в особом чутье, а  в тонкости восприятия и степени  осознанности конкретных мыслительных операций, степени их "подсознательности", что нельзя смешивать с их эффективностью. Во всяком случае, главное — способность  правильно дойти до истины, независимо от конкретного пути. Здесь прослеживается отчетливая аналогия со сказанным выше: женщине важно общее, конечное свойство, и она меньшее значение придает  конкретным внутренним механизмам, будь то механизм работы машины или внутренний ход мысли» (с. 28).

  <Женский  инстинкт стоит прозорливости  великих людей. Оноре де Бальзак>

  Однако, в действительности, не только мужчины  могут не понимать женщин, но и женщины  могут не понимать мужчин, так как  за одними и теми же понятиями и словосочетаниями у тех и других может стоять разное смысловое содержание и разное отношение. Это показано в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001). Так, нормативность, самоконтроль воспринимаются женщинами как навязанные извне и ведут к самонепринятию, восприятию своего «Я» как неполноценного. У мужчин такой негативной реакции не наблюдается. Для них стремление соответствовать ожиданиям и нормам социума является приемлемым и органичным. «Женская» реакция у них будет в том случае, когда они будут думать, что не соответствуют социальным нормам.

  Креативность  лиц мужского и  женского пола. Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.

  М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.

  А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.

  «Детей на занятии спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности — конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки и началось... Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а еще сарай»... Наконец тема строительства исчерпана. Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы — для тяжести». Новая версия. И опять лес рук девочек и самые разные предложения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчики: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей. И опять мальчики: «Можно положить на кирпич доску, и получатся качели», «Можно бросать их, как снаряды» и т. д.

  Конечно, это не значит, что ни одна девочка  не выдвинет новой идеи, но тенденция  здесь очень четкая» (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, с. 24).

  То  же выявляется и по данным А. К. Канатова (2000), обследовавшего 207 мужчин и 250 женщин в большом возрастном диапазоне: у мужчин креативность несколько выше, чем у женщин (табл. 5.3).

  Таблица 5.3. Креативность мужчин и женщин различного возраста, баллы

Пол До 25 лет 26-40 лет 41-55 лет Старше 55 лет
Мужчины 6,8 6,8 6,9 6,0
Женщины 6,5 6,4 6,2 5,9

  Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).

  

  (* — значимые различия по f-критерию Стьюдента)

  Рис. 5.3. Креативность в группах мальчиков  и девочек

  Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и  женского пола определяется видом креативности.

  Н. Е. Кузьмина (1996) изучала креативность подростков 15-16 лет и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.

  Вышеприведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.

  Осведомленность. А. Моль (1909) обследовал 660 мальчиков и 662 девочки в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 9 месяцев и выявил, что понятие круга, треугольника, квадрата лучше известно девочкам. Мальчики в этом возрасте лучше знают животных, минералы, общественные явления. В последующем это подтвердили и другие авторы.

  Критичность мышления. Некоторые авторы высказывают мнение, что мужчины более критичны, чем женщины. М. Д. Александрова (1974), анализируя данные американских авторов, делает вывод, что снижение критичности мышления у мужчин начинается после 30 лет, у женщин — позже (после 40 лет), но зато происходит более резко. 
 
 

Интеллект мужчин на 5 пунктов  выше женского

Коэффициент интеллекта мужчин по тестам IQ в среднем на 5 пунктов превышает показатели женщин, утверждают авторы исследования, опубликованного в британском журнале British Journal of Psychology. 
 Доктор Пол Ирвинг (Paul Irwing) из Манчестерского университета и профессор психологии университета Ольстера (Ulster) Ричард Линн (Richard Lynn) сделали такие выводы, исследовав данные о 24 тыс. студентов. Чем выше IQ, тем сильнее разрыв между полами. Так, IQ 125, характерный для отличников, встречается у мужчин вдвое чаще, а коэффициентом 155 обладают в 5,5 раз больше мужчин, чем женщин.  
 Ирвинг сказал, что ему было неудобно оглашать результаты исследования, но, преодолев стеснение, он доказал неправоту тех, кто считает, что интеллект не связан с полом. «По личным причинам я хотел бы верить, что мужчины и женщины равны, и в широком смысле это правда. Но со временем доказательств влияния биологических факторов становится все больше и больше», — сказал он.  
 Профессор Линн выпустил уже несколько скандальных докладов, в которых сравниваются показатели интеллекта представителей различных рас и жителей разных стран. В 2003 году он опубликовал данные на примере 60 стран о том, что уровень процветания страны зависит напрямую от среднего IQ населения.  
 Однако данные британских ученых не опровергают, и даже подтверждают мнение о том, что хотя среди продвинутых интеллектуалов встречается гораздо меньше женщин, чем мужчин, среди обладателей низких умственных способностей женщин также гораздо меньше. Женщины — это «золотая середина», хранительницы самых ценных, проверенных временем генов, а на мужчинах природа ставит эксперименты, иногда удачные, а иногда и нет. Поэтому характеристики мужчин сильно варьируют, в том числе и показатели умственных способностей. 
 

Вывод:

1. Многим мужчинам свойственна излишняя самоуверенность в своем интеллектуальном превосходстве, причем, не только над женщинами, но и над другими мужчинами. Среди нас часто встречаются этакие "всезнайки", которых хлебом не корми - дай возможность других поучать. 

Информация о работе Интеллект мужчин и женщин