Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:26, реферат
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) в книге «Беседы и суждения» довольно скептически выразился по поводу ума женщины: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух».
1. Кто умнее — мужчины или женщины?
2. Пространственные способности
3. Абстрактное мышление и математические способности
4. О так называемой «женской» логике, или почему мужчины и женщины не понимают друг другу
5. Креативность лиц мужского и женского пола
6. Осведомленность
7. Критичность мышления
8. Интеллект мужчин на 5 пунктов выше женского
У студентов, по данным Л. Фридман, различия в результатах выполнения математических заданий были выявлены в пользу юношей. Отмечается, правда, что в последние годы различия между лицами мужского и женского пола в проявлении математических способностей становятся все меньшими (Friedman, 1989; J. Hyde et al., 1990).
Однако
этому факту не следует придавать
большого значения, ведь то, что фиксируют
ученые, является выученной способностью
(опытом), а девочки и девушки
в школе отличаются большим прилежанием
и лучшей общей успеваемостью. Другое
дело, когда учитывается математическ
О так называемой «женской» логике, или почему мужчины и женщины не понимают друг друга. Принято считать, что у женщин в осмыслении происходящего имеется своя логика, недоступная пониманию мужчин и поэтому вызывающая у них в процессе общения с женщинами подчас недоумение и растерянность. Об этом писали многие поэты, например индийский поэт Тирукурал в своей книге «Любовь»:
«Люблю больше всех!» — я однажды воскликнул... Мрачна,
«Кого это всех?» — вопросила она.
Поклялся: «Люблю до кончины!» Она мне: «Изменник!»
Кого ж ты полюбишь в грядущих рожденьях?»
«Я думал сейчас о тебе!» — говорю я. «Вот диво!
А раньше о ком?» — проворчала строптиво.
Чихнул я, она разрыдалась, а в голосе злоба:
«Должно быть, тебя вспоминает зазноба?»
Чиханье сдержал я, она — не добрее ничуть:
«Ты, видно, задумал меня обмануть?»
Пытался утешить ее — только повод для ссоры.
«Ты всех утешаешь, — твердит, — без разбора».
Взглянул на нее — вновь обида и слезы рекой:
«Меня ты сравнил, признавайся, с другой».
Когда
говорят женщине: «У вас мужской
ум», это расценивается как
При таком обывательском отношении к женской логике интересна позиция представительниц радикального феминизма. Одни из них утверждают, что женщины думают не так, как мужчины, и что интуиция и сопереживание позволяют им развить более высокие уровни понимания, чем мужской расчет и логика. Другие считают, что диффузная природа женской сексуальности позволяет им постичь «нелинейные» формы восприятия мира за пределами мужской логики.
Рассуждениям о женской логике посвятил свою книгу философ В. И. Курбатов (1993). Однако доказательность высказываемых им положений оставляет желать лучшего.
По поводу особенностей женского мышления Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) пишут следующее: «Существует интересное мнение об особенностях женского мышления, которое разделяют многие авторы: "У женщины многое происходит в мышлении подсознательно и как бы в готовом виде выходит на поверхность вывод, а когда ее спрашивают почему, она может привести первый случайный мотив, и не лучший" (М. Н. Лапинский, 1915, с. 82). Отсюда создается впечатление об интуитивном характере мышления женщины, когда она каким-то особым чувством способна постигать истину, приходить к ней не путем логических рассуждений, а как бы своеобразным "чутьем".
<Мужчина принадлежит к тому полу, который целые миллионы лет был разумен. А история женщины совершенно иная. Женщины всегда были наглядным протестом против самого существования здравого смысла. Оскар Уайльд>
Дело, разумеется, не в особом чутье, а в тонкости восприятия и степени осознанности конкретных мыслительных операций, степени их "подсознательности", что нельзя смешивать с их эффективностью. Во всяком случае, главное — способность правильно дойти до истины, независимо от конкретного пути. Здесь прослеживается отчетливая аналогия со сказанным выше: женщине важно общее, конечное свойство, и она меньшее значение придает конкретным внутренним механизмам, будь то механизм работы машины или внутренний ход мысли» (с. 28).
<Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей. Оноре де Бальзак>
Однако, в действительности, не только мужчины могут не понимать женщин, но и женщины могут не понимать мужчин, так как за одними и теми же понятиями и словосочетаниями у тех и других может стоять разное смысловое содержание и разное отношение. Это показано в работе А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001). Так, нормативность, самоконтроль воспринимаются женщинами как навязанные извне и ведут к самонепринятию, восприятию своего «Я» как неполноценного. У мужчин такой негативной реакции не наблюдается. Для них стремление соответствовать ожиданиям и нормам социума является приемлемым и органичным. «Женская» реакция у них будет в том случае, когда они будут думать, что не соответствуют социальным нормам.
Креативность лиц мужского и женского пола. Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.
М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.
А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.
«Детей на занятии спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности — конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки и началось... Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а еще сарай»... Наконец тема строительства исчерпана. Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы — для тяжести». Новая версия. И опять лес рук девочек и самые разные предложения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчики: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей. И опять мальчики: «Можно положить на кирпич доску, и получатся качели», «Можно бросать их, как снаряды» и т. д.
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая» (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, с. 24).
То же выявляется и по данным А. К. Канатова (2000), обследовавшего 207 мужчин и 250 женщин в большом возрастном диапазоне: у мужчин креативность несколько выше, чем у женщин (табл. 5.3).
Таблица 5.3. Креативность мужчин и женщин различного возраста, баллы
Пол | До 25 лет | 26-40 лет | 41-55 лет | Старше 55 лет |
Мужчины | 6,8 | 6,8 | 6,9 | 6,0 |
Женщины | 6,5 | 6,4 | 6,2 | 5,9 |
Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).
(*
— значимые различия по f-
Рис. 5.3. Креативность в группах мальчиков и девочек
Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и женского пола определяется видом креативности.
Н. Е. Кузьмина (1996) изучала креативность подростков 15-16 лет и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.
Вышеприведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.
Осведомленность. А. Моль (1909) обследовал 660 мальчиков и 662 девочки в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 9 месяцев и выявил, что понятие круга, треугольника, квадрата лучше известно девочкам. Мальчики в этом возрасте лучше знают животных, минералы, общественные явления. В последующем это подтвердили и другие авторы.
Критичность
мышления. Некоторые авторы высказывают
мнение, что мужчины более критичны, чем
женщины. М. Д. Александрова (1974), анализируя
данные американских авторов, делает вывод,
что снижение критичности мышления у мужчин
начинается после 30 лет, у женщин — позже
(после 40 лет), но зато происходит более
резко.
Интеллект мужчин на 5 пунктов выше женского
Коэффициент интеллекта
мужчин по тестам IQ в среднем на 5 пунктов
превышает показатели женщин, утверждают
авторы исследования, опубликованного
в британском журнале British Journal of Psychology.
Доктор Пол Ирвинг (Paul Irwing) из Манчестерского
университета и профессор психологии
университета Ольстера (Ulster) Ричард Линн
(Richard Lynn) сделали такие выводы, исследовав
данные о 24 тыс. студентов. Чем выше IQ, тем
сильнее разрыв между полами. Так, IQ 125,
характерный для отличников, встречается
у мужчин вдвое чаще, а коэффициентом 155
обладают в 5,5 раз больше мужчин, чем женщин.
Ирвинг сказал, что ему было неудобно
оглашать результаты исследования, но,
преодолев стеснение, он доказал неправоту
тех, кто считает, что интеллект не связан
с полом. «По личным причинам я хотел бы
верить, что мужчины и женщины равны, и
в широком смысле это правда. Но со временем
доказательств влияния биологических
факторов становится все больше и больше»,
— сказал он.
Профессор Линн выпустил уже несколько
скандальных докладов, в которых сравниваются
показатели интеллекта представителей
различных рас и жителей разных стран.
В 2003 году он опубликовал данные на примере
60 стран о том, что уровень процветания
страны зависит напрямую от среднего IQ
населения.
Однако данные британских ученых не опровергают,
и даже подтверждают мнение о том, что
хотя среди продвинутых интеллектуалов
встречается гораздо меньше женщин, чем
мужчин, среди обладателей низких умственных
способностей женщин также гораздо меньше.
Женщины — это «золотая середина», хранительницы
самых ценных, проверенных временем генов,
а на мужчинах природа ставит эксперименты,
иногда удачные, а иногда и нет. Поэтому
характеристики мужчин сильно варьируют,
в том числе и показатели умственных способностей.
Вывод:
1. Многим мужчинам свойственна излишняя самоуверенность в своем интеллектуальном превосходстве, причем, не только над женщинами, но и над другими мужчинами. Среди нас часто встречаются этакие "всезнайки", которых хлебом не корми - дай возможность других поучать.