Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:14, реферат
Основы психофизиологического развития и образ жизни ребенка в различные возрастные периоды
Организм ребенка непрерывно растет и развивается. В различные периоды его жизни происходят значительные анатомо-функциональные изменения различных систем организма.
Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство и характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма.
Обертоны — ряд тонов, возникающих при звучании основного тона и придающих звуку особый оттенок или тембр. Голосовой источник (гортань, голосовые связки) формирует звук с линейно уменьшающейся амплитудой обертонов. Резонаторная система речевого тракта (ротовая полость, глотка) обладает свойством усиливать отдельные полосы частот звука, порождаемого голосовыми связками.
Эффективность восприятия речи зависит от ее громкости. Для того, чтобы сигнал был хорошо разборчив, он должен превышать уровень средних и громких шумов приблизительно на 30 дБ. В случае слабых шумов (до 40 дБ) это превышение достаточно на 20 дБ.
Речевой сигнал поставляет слушателю информацию двух видов. Это, во-первых, лингвистическая (языковая, семантическая, вербальная) информация, носителем которой является слово. Во-вторых, информацию о поле, возрасте говорящего, о его физическом состоянии, здоровье, об эмоциональном состоянии и т.д. Подобная информация называется экстралингвистической (внеязыковой). Она содержится в характерных особенностях речи и акустики голоса - тембре, высоте, громкости, интонации и т.д.
Звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова, принято называть фонемами. Например, слова "зов", "ров", "шов" отличаются только первыми звуками (фонемами).
Интерпретация слова может определяться содержанием предложения. Так, слова, совершенно идентичные по составу и звучанию (например, "коса" — "коса"), имеют разное значение в зависимости от контекста.
В ходе эмбрионального развития у плода человека подокна голосовых связок соединяются с волокнами кольцевой мускулатуры гортани, что создает условия для усвоения движений, приводящих к звуковой речи. Акустические особенности речи определяются координированной активностью речевого тракта. Источником акустической энергии при речеобразонапии служат мышцы грудной клетки и брюш. пресса, регулирующие давление потока воздуха, проходящего через речевой тракт при дыхании.
Управление деятельностью речевого аппарата осуществляется корой больших полушарий. Кора содержит три поля: (1) зрительное (и области шпорной борозды на медиальной поверхности затылочных долей правой и левой стороны, поле 17 по Бродману), (2) слуховое (часть первой височной извилины каждой височной доли и глубоко проникает в латеральную сильвиеву борозду, поле 41 по Бродману), (3) соматосенсорное (в задней центральной извилине каждой стороны, поля 1-3 по Бродману).
1 — моторная кора, 2 — зона Брока, 3 — первичная слуховая кора, А — зона Вернике, 5 — угловая извилина, 6 — первичная зрительная кора.
В передней центральной извилине правого и левого полушарий (поля 4 и 6 по Бродману) расположено первичное моторное поле, которое управляет мышцами лица, конечностей и туловища. Именно оно определяет произвольную двигательную активность человека, существенной частью которой является речь и письмо. Помимо первичных, существуют также вторичные сенсорные и моторные поля, расположенные в непосредственной близости к первичным зонам.
Лингвистические способности человека определяются левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней центральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полушария, действуют как единый речевой механизм.
После того, как акустическая информация, заключенная п слове, обрабатывается в слуховой системе, поступает в первичную слуховую кору. Дальнейшая обработка полученной информации осуществляется в зоне Вернике. Именно здесь обеспечивается понимание смысла слова.
Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры.
Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация а прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь такой же, как и при чисто акустическом восприятии.
При повреждении различных
участков коры левого полушария и
соединяющих эти участки
Корковые отделы левого
полушария расположенные
Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого — для опознания интонаций, музыкальных мелодий. Восприятие звуков речи обеспечиваются левым полушарием, а улучшение извлечения сигнала из шума — правым. Правое полушарие обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Правое полушарие обеспечивает понимание интонаций, опознание по голосу.
Точность воспроизведения речи, то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, контролирует слуховая обратная связь.
Точность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивных и кинестетических рецепторов, расположенных в мышцах и суставах речеобразующих органов. Зрительное восприятие обеспечивает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Это позволяет определить, достигло ли речевое сообщение той цели, которую имел в виду говорящий. Слуховой канал позволяет говорящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя.
Двойной контроль речевого процесса с помощью обратных связей позволяет отделить (1) плохое осуществление двигательной программы, лежащей в основе реализации речи, от (2) полной неадекватности речевого акта стоящей перед ним цели.
Информация о работе Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе