Психические познавательные процессы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Файлы: 1 файл

Психические познавательные процессы личности (курсовая).docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Хорошо  развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области  менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей. 

     Виды  воображения 

     1. Непроизвольное (или пассивное), то  есть образы возникают спонтанно,  помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

     Неудовлетворение  материальной или духовной потребности  может непроизвольно вызвать  в сознании яркое представление  той ситуации, в которой эта  потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные  состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного  воображения.

     2. Произвольное (или активное) - пользуясь  им, человек по собственному желанию,  усилием воли вызывает у себя  соответствующие образы, заставляет  работать свое воображение, чтобы  решать свои проблемы.

Произвольное  воображение связано с активностью  второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения  действительности. Основными формами  произвольного воображения являются:

а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

б) творческое - более сложный процесс - это самостоятельное  создание образов объектов, которых  пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению  рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

     3. Мечта - своеобразный вид воображения  – это представление желаемого  будущего. Она может быть полезной  и вредной. Мечта, если она  не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

     Если  же мечта реальна и связана  с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для  достижения цели. В этом случае мечта  является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности. 

Функции воображения 

     1. Представлять действительность  в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена.

     2. Регулирование эмоциональных состояний.  При помощи своего воображения  человек способен, хотя бы отчасти,  удовлетворять многие потребности,  снимать порождаемую ими напряженность.  Данная жизненно важная функция  особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе.

     3. Произвольная регуляция познавательных  процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно  вызываемых образов человек может  обращать внимание на нужные  события. Посредством образов  он получает возможность управлять  восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

     4. Формирование внутреннего плана  действий - способность выполнять  их в уме, манипулируя образами.

     5. Планирование и программирование  деятельности, составление таких  программ, оценка их правильности, процесса реализации.

     Важное  значение воображения состоит в  том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения  мы можем управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. 
 

Речь

 

     Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

     Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

     Более подробное рассмотрение физиологических  основ речи требует понимания  сложнейшей системы условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой выступают слова в  их звуковой или образной форме. Будучи вначале нейтральными раздражителями, они становятся условно-речевыми в  процессе их повторного сочетания с  первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают  смысловое значение, становятся сигналами  непосредственных раздражителей, с  которыми ранее сочетались.

     В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки  и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

     В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая  и монологическая, контекстуальная  и ситуативная и др.

     О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней  словесных и образных обозначений   предметов и  явлений объективного и субъективного мира).

     Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает  внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов  в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических  процессов, относящихся к эмоционально-волевой  сфере психической деятельности человека, формируемой на основе психических  эмоционально-волевых процессов. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие  компоненты любой человеческой  деятельности. Для того чтобы  удовлетворять свои потребности,  общаться, играть, учиться и трудиться,  человек должен каким-то образом  воспринимать мир, обращая при  этом внимание на различные  моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно  делать, запоминать, обдумывать, высказывать.  Следовательно, без участия психических  процессов человеческая деятельность  невозможна. Более того, оказывается,  что психические процессы не  просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и  сами представляют собой особые  виды деятельности.

 

Список  литературы

 

Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова  и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005 

Психология. Учебное пособие. Под ред. П.С.Гуревича. 1999 

Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999 

Психология. Общие основы психологии. Под ред. Р.С. Немова. 2001 

Общая психология. Учебник для вузов. М  изд-во ПИОР 5. Николаенко В.М Залесов  Г.М Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. Новосибирск, 1998

Информация о работе Психические познавательные процессы личности