Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Хорошо
развитое воображение – одно из
условий новаторства во всех областях
жизни. Оно необходимо не только ученому,
художнику, писателю, но и конструктору,
инженеру, специалисту в области
менеджмента и маркетинга, представителям
большого числа других профессий и специальностей.
Виды
воображения
1.
Непроизвольное (или пассивное), то
есть образы возникают
Неудовлетворение
материальной или духовной потребности
может непроизвольно вызвать
в сознании яркое представление
той ситуации, в которой эта
потребность могла бы быть удовлетворена.
Возникающие в той или иной
обстановке чувства и эмоциональные
состояния также могут быть причиной
появления образов
2.
Произвольное (или активное) - пользуясь
им, человек по собственному
Произвольное
воображение связано с
а) воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;
б) творческое
- более сложный процесс - это самостоятельное
создание образов объектов, которых
пока еще нет в действительности.
Благодаря творческому
3. Мечта - своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.
Если
же мечта реальна и связана
с действительностью, она помогает
человеку мобилизовать все силы для
достижения цели. В этом случае мечта
является стимулом к действию и развитию
лучших качеств личности.
Функции
воображения
1.
Представлять действительность
в образах и иметь возможность
пользоваться ими, решая
2.
Регулирование эмоциональных
3.
Произвольная регуляция
4.
Формирование внутреннего
5.
Планирование и
Важное
значение воображения состоит в
том, что оно позволяет человеку
представить результаты труда до
его начала. С помощью воображения
мы можем управлять многими
Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.
Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.
Более подробное рассмотрение физиологических основ речи требует понимания сложнейшей системы условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой выступают слова в их звуковой или образной форме. Будучи вначале нейтральными раздражителями, они становятся условно-речевыми в процессе их повторного сочетания с первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми ранее сочетались.
В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.
В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.
О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).
Речь,
активно участвуя в процессе мышления
человека, одновременно как бы выступает
внешним выразителем качества функционирования
психических познавательных процессов
в целом. Однако на ее характеристики,
как, впрочем, и характеристики других
познавательных процессов, существенное
влияние оказывает относительно
самостоятельная группа психических
процессов, относящихся к эмоционально-
Психические процессы: ощущения, восприятие,
внимание, воображение, память, мышление,
речь - выступают как важнейшие
компоненты любой человеческой
деятельности. Для того чтобы
удовлетворять свои
Психология:
учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова
и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005
Психология.
Учебное пособие. Под ред. П.С.Гуревича.
1999
Выготский
Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт,
1999
Психология.
Общие основы психологии. Под ред. Р.С.
Немова. 2001
Общая психология. Учебник для вузов. М изд-во ПИОР 5. Николаенко В.М Залесов Г.М Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. Новосибирск, 1998
Информация о работе Психические познавательные процессы личности