Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Другими
словами, восприятие есть не что иное,
как процесс приема и переработки
человеком различной
Восприятие,
таким образом, выступает как
осмысленный (включающий принятие решения)
и означенный (связанный с речью)
синтез разнообразных ощущений, получаемых
от целостных предметов или
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно. Результатом восприятия является образ предмета. Поэтому оно всегда предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Не все анализаторы принимают одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия.
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).
Константность
- это относительная
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая – фон – как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета, и фон - образ окружающего предмет пространства.
Любой
образ целостен. Под этим понимается
внутренняя органическая взаимосвязь
частей и целого в образе. При
анализе целостности восприятия
можно выделить два взаимосвязанных
аспекта: объединение разных элементов
в целое и независимость
Независимость
целого от качества составляющих его
элементов проявляется в
Еще
одной важной характеристикой образа
является его обобщенность. Она означает
отнесенность каждого образа к некоторому
классу объектов, имеющему название. В
этом отражается влияние не только
языка, но и опыта данного человека.
По мере расширения опыта образ восприятия,
сохраняя свою индивидуальность и отнесенность
к конкретному предмету, причисляется
ко все большей совокупности предметов
определённой категории, то есть классифицируется.
Именно классификация обеспечивает
надежность правильного узнавания
объекта независимо от его индивидуальных
особенностей и искажений, не выводящих
объект за пределы класса. Значение
обобщенности узнавания проявляется,
например, в способности человека
свободно читать текст независимо от
шрифта или почерка, которым он написан.
Следует отметить, что обобщенность
восприятия позволяет не только классифицировать
и узнавать предметы и явления, но
и предсказывать некоторые
Между
всеми перечисленными характеристиками
восприятия есть некоторое функциональное
сходство. И константность, и предметность,
и целостность, и обобщенность (категориальность)
придают образу важную черту –
независимость в некоторых
Все рассмотренные
свойства восприятия не являются врожденными
и развиваются в течение жизни
человека.
Наряду с психическими процессами элементарного и промежуточного уровней внимание оказывает влияние и на высшую психическую познавательную деятельность, представляемую мышлением. По своей сути мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Так если, например, в восприятии внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств (цвет, форма, направление движения), то в мышлении выделяется лишь самое существенное в них (например, взаимные связи и отношения), что необходимо для решения конкретной мыслительной задачи.
Физиологическую основу мышлениясоставляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе - корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов.
В
осуществлении процесса мышления принимают
участие все отделы коры головного
мозга. Вследствие их взаимодействия мозговыми
концами анализаторов образуются сложные
временные связи и отношения (ассоциации).
Далее они дифференцируются, уточняются,
закрепляются и становятся новой
физиологической основой более
точных знаний о внешнем мире. Выполнение
этих психических действий обеспечивается
системами функционально
Мышлению человека присущ ряд особенностей, отличающих его от других психических познавательных процессов. Во-первых, оно имеет опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества и др., исходит из предметного отражения мира (но не сводится к нему). К тому же мышление осуществляется в отвлеченном и обобщенном виде, использует преимущественно словесную форму обозначения предметов или явлений, органически связано с практической деятельностью человека.
К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция
В отечественной психологической науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.
Наиболее
важными характеристиками мышления
выступают его продуктивность (объем
и качество выполненных мыслительных
операций), мобильность (время, необходимое
для начала выполнения необходимых
мыслительных операций), скорость (время
выполнения мыслительной операции). Не
менее важными также являются
самостоятельность (степень независимости
мышления от других факторов), целеустремленность
(способность выполнить
Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Бывает внутренним и внешним. Внутреннее направлено на собственные мысли и чувства. Внешнее атрибут культурного человека, умение быть внимательным к другим людям в обстановке общения очень ценное свойство человека. Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами. Основные характеристики внимания концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация сосредоточенность. Устойчивость длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.
Человеческий
мозг сложная организованная система.
Внимание является показателем ее активности.
На память, настроение и деловую
активность влияют биоритмы человека.
Известно, что в течение дня
подвергаются изменениям все функции
нашего организма: пульс, температура,
работа эндокринной системы. Одновременно
с этим в течение дня меняется
и работоспособность людей и
работа мозга. Поэтому важно знать
и помнить, что индивидуальные биоритмы
(работоспособность высока утром
или вечером) имеют прямое отношение
к конфликтам на работе и вообще
к повседневной жизни.
Информация о работе Психические познавательные процессы личности