Психические познавательные процессы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Файлы: 1 файл

Психические познавательные процессы личности (курсовая).docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Виды  внимания

 

     Произвольное - сознательно регулируемое, сосредоточенное  на объекте.

Непроизвольное - возникает не специально, а под  влиянием особенностей предметов и  явлений, такое внимание позволяет  ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.

     Послепроизвольное – возникает сознательно вслед  за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.

В процессе восприятия при соответствующем  напряжении внимания у человека создаются  субъективные образы объективных предметов  и явлений, непосредственно воздействующих на его органы ощущений. Часть этих образов возникает и видоизменяется во время ощущений и восприятий. Но есть такие образы, которые остаются после прекращения ощущений и  восприятий или при переключении этих процессов на другие объекты. Такие  образы называются представлениями.  
 

Память

 

     Память  – это отражение того, что ранее  воспринималось, переживалось, совершалось  и осмысливалось человеком. Она  характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение  и переработка человеком разнообразной  информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.

     Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

     Наследственная  память сохраняет информацию, которая  определяет анатомическое и физиологическое  построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Она меньше зависит  от условий жизнедеятельности организма  по сравнению с прижизненно накапливаемой  долговременной памятью. Информация в  наследственной памяти хранится в молекулах  ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), состоящих из длинных свернутых  в спирали цепей. При этом в  каждой клетке организма содержится вся наследственная информация. Как  носитель наследственной информации, ДНК имеет ряд особых свойств. Она устойчива к повреждающим факторам, способна к исправлению некоторых своих повреждений, что стабилизирует ее информационный состав. Эти и ряд других свойств обеспечивают надежность наследственной информации.

     Прижизненная  память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит  от внешних условий. Различают несколько  видов и форм прижизненной памяти. Один из видов прижизненной памяти - запечатлевание (импринтинг) - является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.

     Запечатлевание  – это форма памяти, наблюдаемая  только в ранний период развития, сразу  после рождения. Запечатлевание заключается  в одномоментном установлении очень  устойчивой специфической связи  человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь  может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые  показанным животному в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении  и т. п. Такие реакции сохраняются  на длительное время, что рассматривается  как пример обучения и долговременного  запоминания с одного предъявления. Запечатлевание существенно отличается от обычного запоминания тем, что  длительное неподкрепление не ослабляет  реакции, но оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном  цикле и необратимо. При обычном  обучении то, что показано последним, оказывает (при прочих равных условиях значимости, вероятности и т. п.) наибольшее влияние на поведение, тогда как  при импринтинге объект, показанный первым, имеет большее значение. Здесь главное – не новизна  раздражителя, а его первенство.

     Итак, легко заметить, что запечатлевание как форма прижизненной памяти очень  близка к наследственной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимому  характеру своих проявлений.

     Выделяют  следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную  и символическую (словесную и  логическую).

     Двигательная  память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков, вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом  направо. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей  на всю жизнь, у остальных ведущую  роль играют другие виды памяти.

     Одна  из форм образной памяти - зрительная. Ее отличительная особенность в  том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие  изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение  отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более  однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация. В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего  зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее  точным по сравнению с образом  в словесной памяти. С другой стороды, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую  схему и до известной степени  сделать его символом. Зрительная образная память плохо поддается  произвольному управлению. Хорошо помнить  только особенное, экстраординарное - еще не значит иметь хорошую память.

     Эмоциональная память определяет воспроизведение  определенного чувственного состояния  при повторном воздействии той  ситуации, в которой данное эмоциональное  состояние возникло впервые. Важно  подчеркнуть, что это состояние  воспроизводится в комплексе  с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. Особенности этой памяти - в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Имеются утверждения о том, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем-пяти годам. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания ("знакомое" и "чужое"). Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству, как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Так, человек, напуганный или искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство. Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно. Наряду с запечатлением чувственного состояния, сопутствовавшего восприятию той или иной информации, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей данное эмоциональное состояние, однако не всегда можно полагаться на точность ее сохранения.

     Символическая память подразделяется на словесную  и логическую. Словесная формируется  в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает  наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной  чертой ее является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество перед образной памятью) – значительно  большая зависимость от воли. Воспроизвести  зрительный образ - не всегда в нашей  власти, в то время как повторить  фразу значительно проще. Однако и при словесном сохранении наблюдаются  искажения. Так, при запоминании  ряда слов точнее всего воспроизводятся  начальные и конечные, кроме того, деталь в рассказе, которая привлекла  внимание человека, при пересказе  имеет тенденцию передвигаться  к началу. Точность словесного воспроизведения  обеспечивается не только повторением, но и сокращением. Текст можно  сократить и тем самым облегчить  работу памяти: чем он короче, тем  меньше ошибок при воспроизведении. Краткость эффективна не только за счет простого урезывания, но и за счет выработки правил выделения самого существенного. Постепенно через обобщение развивается логическая память.

     Отношения словесной памяти со зрительной - сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой - она может оказывать влияние  на зрительные образы, сохраняющиеся  в памяти, усиливая их трансформацию  или подавляя их полностью. В этом случае зрительные образы в памяти могут преобразовываться так, чтобы  точнее соответствовать своим словесным  описаниям.

     По  времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:

- мгновенная (или иконическая - память-образ)  связана с удержанием точной  и полной картины только что  воспринятой органами чувств, без  какой бы то ни было переработки  полученной информации. Эта память  – непосредственное отражение  информации органами чувств. Ее  длительность от 0,1 до 0,5 секунды  и она представляет собой полное  остаточное впечатление, которое  возникает от непосредственного  восприятия стимулов;

- кратковременная  представляет собой способ хранения  информации в течение короткого  промежутка времени. Длительность  удержания мнемических следов  здесь не превышает нескольких  десятков секунд, в среднем около  20 (без повторения). В кратковременной  памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной  сознательной установки на запоминание,  но зато с установкой на  последующее воспроизведение материала;

- оперативной  называют память, рассчитанную на  хранение информации в течение  определенного, заранее заданного  срока, в диапазоне от нескольких  секунд до нескольких дней. Срок  хранения сведений этой памяти  определяется задачей, вставшей  перед человеком, и рассчитан  только на решение данной задачи. После этого информация может  исчезать из оперативной памяти;

– долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного  срока. Информация, попавшая в хранилища  долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз  без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение  данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

     Особенности запоминания и припоминания выступают  в виде качеств памяти. К ним  относятся объем (измеряется количеством  объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия), быстрота (измеряется скоростью, то есть количеством затраченного времени  на запоминание и припоминание нужного  материала), точность (измеряется степенью сходства того, что припоминается, с  тем, что воспринималось), длительность (измеряется количеством времени, в  течение которого без повторных  восприятий может припомниться то, что запомнилось). 
 

Воображение

 

     Человек может планировать свои действия, предвидеть события, заглядывать в  будущее. Приступая к труду, он предварительно строит его результат в своей  голове, учитывает условия деятельности, творчески использует ранее полученные знания и представления. Люди могут  создавать образы и таких объектов, которых пока еще нет в жизни. Такая возможность человека основана в значительной мере на его воображении.

     Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых  восприятий. Оно возникло и развилось  в процессе труда, на основе потребности  изменить те или иные предметы, представить  то, чего человек непосредственно  не воспринимал и не воспринимает.

     Другими словами, воображение есть особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью (характерно только для  человека).

     Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М. Сеченова: "Через голову человека в течение всей его жизни  не проходит ни единой мысли, которая  не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые  мысли, лежащие в основе научных  открытий, не составляют исключения из этого правила" [295,с. 320].

     Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью.

     Образы  воображения отличаются от образов  представлений. Образы воображения - это  образы предметов и явлений, которых  мы раньше не воспринимали (например, атомного взрыва и его последствий или  состояния невесомости в космосе  и др.). Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений, благодаря их переработке и комбинированию. А это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано  не только с памятью, представлениями  и мышлением. Большое влияние  на него оказывают потребности человека, его желания, интересы, воля, отношение  к действительности. В свою очередь  под влиянием воображения возникают  те или иные чувства и желания.

     В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое  и др.

Информация о работе Психические познавательные процессы личности