Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Виды внимания
Произвольное - сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.
Непроизвольное - возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.
Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.
В процессе
восприятия при соответствующем
напряжении внимания у человека создаются
субъективные образы объективных предметов
и явлений, непосредственно воздействующих
на его органы ощущений. Часть этих
образов возникает и
Память
– это отражение того, что ранее
воспринималось, переживалось, совершалось
и осмысливалось человеком. Она
характеризуется такими процессами,
как запечатление, сохранение, воспроизведение
и переработка человеком
Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.
Наследственная
память сохраняет информацию, которая
определяет анатомическое и
Прижизненная
память – это хранилище информации,
полученной с момента рождения до
смерти. Она существенно больше зависит
от внешних условий. Различают несколько
видов и форм прижизненной памяти.
Один из видов прижизненной памяти
- запечатлевание (импринтинг) - является
промежуточным между
Запечатлевание – это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые показанным животному в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении и т. п. Такие реакции сохраняются на длительное время, что рассматривается как пример обучения и долговременного запоминания с одного предъявления. Запечатлевание существенно отличается от обычного запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакции, но оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном цикле и необратимо. При обычном обучении то, что показано последним, оказывает (при прочих равных условиях значимости, вероятности и т. п.) наибольшее влияние на поведение, тогда как при импринтинге объект, показанный первым, имеет большее значение. Здесь главное – не новизна раздражителя, а его первенство.
Итак, легко заметить, что запечатлевание как форма прижизненной памяти очень близка к наследственной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимому характеру своих проявлений.
Выделяют следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).
Двигательная память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков, вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.
Одна
из форм образной памяти - зрительная.
Ее отличительная особенность в
том, что в период удержания образа
в памяти он претерпевает определенную
трансформацию. Обнаружены следующие
изменения, совершающиеся со зрительным
образом в процессе сохранения: упрощение
(опускание деталей), некоторое преувеличение
отдельных деталей, преобразование
фигуры в более симметричную (более
однообразную). Сохраняемая в памяти
форма может округляться, расширяться,
иногда меняется ее положение и ориентация.
В процессе сохранения образ трансформируется
и по цвету. Яснее и ярче всего
зрительно воспроизводятся
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Важно подчеркнуть, что это состояние воспроизводится в комплексе с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. Особенности этой памяти - в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Имеются утверждения о том, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем-пяти годам. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания ("знакомое" и "чужое"). Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству, как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Так, человек, напуганный или искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство. Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно. Наряду с запечатлением чувственного состояния, сопутствовавшего восприятию той или иной информации, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей данное эмоциональное состояние, однако не всегда можно полагаться на точность ее сохранения.
Символическая
память подразделяется на словесную
и логическую. Словесная формируется
в процессе прижизненного развития
вслед за образной и достигает
наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной
чертой ее является точность воспроизведения.
Другой (и в этом ее преимущество
перед образной памятью) – значительно
большая зависимость от воли. Воспроизвести
зрительный образ - не всегда в нашей
власти, в то время как повторить
фразу значительно проще. Однако
и при словесном сохранении наблюдаются
искажения. Так, при запоминании
ряда слов точнее всего воспроизводятся
начальные и конечные, кроме того,
деталь в рассказе, которая привлекла
внимание человека, при пересказе
имеет тенденцию передвигаться
к началу. Точность словесного воспроизведения
обеспечивается не только повторением,
но и сокращением. Текст можно
сократить и тем самым
Отношения
словесной памяти со зрительной - сложные.
С одной стороны, словесная память
сама по себе точнее зрительной, с другой
- она может оказывать влияние
на зрительные образы, сохраняющиеся
в памяти, усиливая их трансформацию
или подавляя их полностью. В этом
случае зрительные образы в памяти
могут преобразовываться так, чтобы
точнее соответствовать своим
По времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:
- мгновенная
(или иконическая - память-образ)
связана с удержанием точной
и полной картины только что
воспринятой органами чувств, без
какой бы то ни было
- кратковременная
представляет собой способ
- оперативной
называют память, рассчитанную на
хранение информации в течение
определенного, заранее
– долговременная
память способна хранить информацию
в течение практически
Особенности
запоминания и припоминания выступают
в виде качеств памяти. К ним
относятся объем (измеряется количеством
объектов, припоминаемых сразу же
после их однократного восприятия),
быстрота (измеряется скоростью, то есть
количеством затраченного времени
на запоминание и припоминание нужного
материала), точность (измеряется степенью
сходства того, что припоминается, с
тем, что воспринималось), длительность
(измеряется количеством времени, в
течение которого без повторных
восприятий может припомниться то,
что запомнилось).
Человек
может планировать свои действия,
предвидеть события, заглядывать в
будущее. Приступая к труду, он предварительно
строит его результат в своей
голове, учитывает условия
Воображение
- это психический процесс
Другими
словами, воображение есть особая форма
человеческой психики, стоящая отдельно
от остальных психических
Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М. Сеченова: "Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила" [295,с. 320].
Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью.
Образы
воображения отличаются от образов
представлений. Образы воображения - это
образы предметов и явлений, которых
мы раньше не воспринимали (например, атомного
взрыва и его последствий или
состояния невесомости в
В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.
Информация о работе Психические познавательные процессы личности