Проявление стилей руководства в процессе организации делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить особенности стиля руководства в процессе организации делового общения.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Дать характеристику стилям руководства;
Рассмотреть взаимоотношения руководителя и подчинённых;
Раскрыть барьеры в общении руководителя;
Определить стиль руководителя в общении;
Раскрыть стиль руководства руководителя в организации.

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в  общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование стиля  руководства организации.

2.1 Эмпирическая база  исследования.

      Для проведения данного исследования автор  использовал следующую организацию - Инспекция Федеральной налоговой  службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга является территориальным органом Федеральной налоговой службе (ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению. Инспекция имеет сокращённое наименование: ФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга.

      Цели  организации: осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

     Данное  исследование проводилось в отделе общего и хозяйственного обеспечения  Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга  из 15 человек [Приложение 1].

      Отдел общего и хозяйственного обеспечения (Отдел) является структурным подразделением Инспекции Федеральной налоговой  службы России, району, району в городе, городу без районного деления  и межрайонного уровня (Инспекция). Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговыми и Бюджетными кодексами Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами законодательных (представительных) органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределе их полномочий, приказами, распоряжениями, инструкциями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и УФНС России по субъекту Российской Федерации (Управление), а также Положением об отделе общего и хозяйственного обеспечения.  Отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места утвержденными МНС России.

      Основные  задачи отдела:

  • Обеспечение автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением документов, установленные сроки в соответствии с требованиями делопроизводства.
  • Организационно-техническое и информационно-аналитическое обслуживание деятельности начальника Инспекции и его заместителей, координация и оперативное взаимодействие структурных подразделений по обеспечению деятельности руководства Инспекции.
  • Организация работы с обращениями, жалобами, заявлениями и приложениями граждан, обеспечение деятельности приёмной начальника Инспекции и его заместителей [приложение 2].

      Исследование  проводилось с использованием методики определения стиля руководства  трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева).

2.2. Определение стиля руководства в организации

      В отделе общего и хозяйственного обеспечения Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга был проведен письменный опрос на выявление стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Сотрудникам следовало внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует их мнению о руководителе. Далее отметить выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Ставить отметки на листе ответов.

      Данная  методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Стили руководства коллективом понимаются авторами как совокупность приемов, манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным, способов принятия решений, взаимодействия с подчиненными, способов отдачи распоряжений и осуществления контроля за их исполнением. Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

      После того, как испытуемые закончили работать с методикой, у них забирается бланк с ответами и с помощью  ключа полученные данные исследования обрабатываются [Приложение 3]. Для этого рядом с выбранной буквой пишется тот стиль руководства, который указан в ключе. Например, если из первых утверждений испытуемый выбрал утверждение под буквой Б, то в бланке для ответов необходимо указать «Коллегиальный». Аналогично обрабатываются все остальные ответы испытуемого. Затем подсчитывается общее количество каждого из стилей руководства. Наиболее типичным стилем руководства будет тот, в отношении которого набрано наибольшее количество баллов. При интерпретации результатов нужно иметь ввиду, что для испытуемого могут быть характерны несколько стилей руководства.

     В практике редко встречаются руководители, деятельность которых характеризуется  одним определенным стилем руководства  коллективом. Обычно в работе каждого  руководителя просматриваются все  три типа руководства, но интенсивность  и частота их применения у разных руководителей различна. Устойчивое сочетание стилей руководства определяет индивидуальный стиль работы руководителя.

2.3 Анализ результатов

      Итак, в отделе общего и хозяйственного обеспечения Федеральной налоговой  службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга была проведена методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева) в котором выделяются следующие стили руководства:

  • Коллегиальный стиль (демократический) - требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения. Характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
  • Попустительский стиль (либеральный) - Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений. Характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
  • Директивный стиль (авторитарный) - Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

      . В процессе исследования принимало  участие 15 человек, выявлено, что  14 человек указали на коллегиальный стиль руководства, а значит, их руководитель требователен и обладает творческим подходом к выполняемой работе и соблюдением дисциплины. Демократичен в принятии решений. Общение с подчиненными у руководителя с данным стилем руководства проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо, по необходимости применяются приказы. 1 человек указал на попустительский стиль руководства, а значит, у данного руководителя, по мнению сотрудника, отсутствует требовательность и строгая дисциплина. Данный руководитель склонен перекладывать ответственность в принятии решений. 0 человек указало на директивный стиль руководства, а значит, в данном отделе руководитель не склонен к жесткой формальной дисциплине, принимает решения не единолично, а выносит принятие решения на общее обозрение сотрудникам. Руководитель прислушивается к мнению коллектива. [приложение 4].

      Не  существует «плохих» или «хороших»  стилей руководства.

Каждый  руководитель отличается собственным  индивидуальным стилем. Индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными.

      Стиль руководства начальника отдела общего и хозяйственного обеспечения Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга можно определить как коллегиальный. Подчинённым предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. Начальник отдела общего и хозяйственного обеспечения с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникающих вопросах, считается с их мнением и советами.

      Однако, зачастую не встречается стиля руководства в чистом виде, поэтому и у начальника данного отдела прослеживаются черты попустительского стиля руководства - желание всем помочь, понравиться, влияет на подчинённых часто в форме просьб и путём удовлетворения их потребностей.

      Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных  решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость

Заключение

      Проблема  проявления стилей руководства является достаточно актуальной. В курсовой работе рассмотрено многообразие определений понятия стиль руководства, которые встречаются в современной научной литературе по управлению, это многообразие определений свидетельствует о сложности социального явления, отраженного в них.  В практике редко встречаются руководители, деятельность которых характеризуется одним определенным стилем руководства коллективом. Обычно в работе каждого руководителя просматриваются все три типа руководства, но интенсивность и частота их применения у разных руководителей различна. Устойчивое сочетание стилей руководства определяет индивидуальный стиль работы руководителя.

     В плане изучения взаимодействия руководителя и коллектива важным выступает понятие  «ценностный обмен». Именно ценностный обмен лежит в основе механизма межличностного взаимодействия, применительно к функционированию системы «руководство-подчиненный». Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще больше возрастает. Организации, добивающиеся сегодня успеха, отличаются от противоположных им тем, что они имеют более динамичное и эффективное руководство.

      В процессе общения могут возникнуть всевозможные преграды, обусловленные  темпераментом, характером, эмоциональным состоянием людей, вступивших во взаимообщение. Такие преграды или барьеры увеличивают психологическую дистанцию между партнерами, снижают уровень взаимопонимания, взаимодоверия, снижают, в конечном итоге, эффективность процесса общения.

      Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в  общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям  некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

      Автор данной работы рассмотрел стили руководства  и воспользовался одной из методик  определения стиля руководства  трудовым коллективом в практическом исследовании. Данный метод был разработан российским психологом, специалистом в области психологии А.Л.Журавлевым и кандидатом филологических наук В.П.Захаровым. Метод был проведен в отделе общего и хозяйственного обеспечения Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга. Было опрошено 15 человек.

Информация о работе Проявление стилей руководства в процессе организации делового общения