Проявление стилей руководства в процессе организации делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить особенности стиля руководства в процессе организации делового общения.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Дать характеристику стилям руководства;
Рассмотреть взаимоотношения руководителя и подчинённых;
Раскрыть барьеры в общении руководителя;
Определить стиль руководителя в общении;
Раскрыть стиль руководства руководителя в организации.

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Создание  таких систем оценки, которые позволяли  бы полностью избежать субъективизма, настолько сложно и дорогостоящее, что перестаёт быть эффективным. Однако накопленный к настоящему временны опыт позволяет чётко определить некоторые наиболее существенные ошибки на пути к объективной оценке служебной деятельности.  

     «Эхо». Это одна из самых распространённых ошибок, связанная с неправомерным  обобщением отдельных черт характера  оцениваемого сотрудника.

     «Проекция». Суть этой ошибки состоит в том, что  оцениваемому приписываются чувства  или мысли оценивающего.

     «Атрибуция». Совершая эту ошибку, руководитель подсознательно приписывает оцениваемому сотруднику способности или черты, которые он когда – то подметил у другого человека, напоминающего  ему этого сотрудника.

     «Ожидание». Во многом субъективизм оценивающего зависит от того, оправдывает ли сотрудник ожидания своего руководителя.

     Вера  в «первый взгляд». Повсеместно  среди руководящих работников бытует убеждение, что первое впечатление  – самое верное. Это научно доказано. Однако это ведёт к тому, что  многие годы руководитель рассматривает своего подчинённого сквозь призму первого впечатления, односторонне преломляющего все поступки этого сотрудника. К сожалению, первое впечатление опирается не только на проникновение в характер нового знакомого, но и на наши собственные подсознательные ожидания и слабости.

     Избирательность восприятия. Человеческая психика утроена  так, что наш разум не может  замечать и запоминать всё. Подсознательно в мозгу происходит отбор поступающей  извне информации, в результате которого мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наибольшее значение или к восприятию которых мы наиболее подготовлены. Поэтому руководитель часто видит в оцениваемом сотруднике только то, что согласуется с уже сформировавшимся у него стереотипом.

     Предубеждение против ветеранов. Исследования учёных показали, что в оценке служебной деятельности чётко прослеживается определённая тенденция: чем дольше сотрудник работает на одном и том же месте, тем ниже его опенка.

     Морализаторство. Одна из самых частых ошибок руководителей – это попытка решить проблему с точки зрения «что надо и чего не надо было делать». В таких случаях суд заменяет анализ и начинается бесцельное разбирательство: кто, за что отвечает и теперь должен быть наказан. Этот подход в корне не верен [9,75].

     В плане изучения взаимодействия руководителя и коллектива важным выступает понятие  «ценностный обмен». Именно ценностный обмен лежит в основе механизма  межличностного взаимодействия, применительно  к функционированию системы «руководство-подчиненный». Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще больше возрастает. Организации, добивающиеся сегодня успеха, отличаются от противоположных им, главным образом, тем, что имеет более динамичное и эффективное руководство. 
 
 

1.3 Барьеры в общении

      В процессе общения могут возникнуть всевозможные преграды, обусловленные  темпераментом, характером, эмоциональным  состоянием людей, вступивших во взаимообщение. Такие преграды или барьеры увеличивают психологическую дистанцию между партнерами, снижают уровень взаимопонимания, взаимодоверия, снижают, в конечном итоге, эффективность процесса общения.

     Типичная  ошибка в оценке процесса общения  формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.[6,93]

     В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические  барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать. Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.

     Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком  случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

     Барьер  некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

     Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.

     У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют:

  • преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);
  • отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);
  • отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);      
  • характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

Как же сделать так, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.

     Барьеры восприятия и понимания. Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит. Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».

     Барьер  отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.

     Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, - серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным  сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

     Барьер  установки. Ваш деловой партнер  может обладать негативной установкой по отношению к вам или к  фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись c барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

     Барьер  двойника заключается в том, что  мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.

     Коммуникативные барьеры. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали [1,125].

     Неумение  выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их.… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

     Плохая  техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны. Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.

     Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (подробнее см. Вербальные средства коммуникации). Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы  в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.

     Барьер  характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

      Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком. Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.[11,79]

     Типичные  ошибки:

  • неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);
  • нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);
  • не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение); [3,60]

Информация о работе Проявление стилей руководства в процессе организации делового общения