Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:09, реферат
Практикой профконсультирования и многочисленными теоретическими исследованиями собрано достаточно доказательств того, что потеря работы вследствие вынужденного увольнения ведет к различным негативным изменениям в поведении и эмоциональных реакциях людей.
Очень важно, чтобы психологическая поддержка, которую оказывает социальный работник, с одной стороны, была выдержана строго в пределах его профессиональной компетенции, а с другой ¾ опиралась на хорошо усвоенные профессиональные психологические приемы и техники и не подменялась интуицией и здравым смыслом.
Общая схема профконсультации
Авторы книг по проблемам профориентации (А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, М.Ф. Титма, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан и др.) преимущественно описывают методику проведения профессиональной консультации школьников, но при всей специфике, которая продиктована особенностями юношеского возраста и периода оптации, можно выделить некоторые общие закономерные составляющие профконсультации взрослого. В специальной литературе, адресованной специалистам службы занятости, также представлено многообразие форм и структур профконсультации безработного.
Общая схема профконсультирования в ситуации потери и поиска работы может быть такой:
Профконсультационная работа может носить индивидуальный или групповой характер и проводиться непосредственно в центре занятости, на предприятиях, в учебных заведениях. Профконсультирование может осуществляться в форме беседы, диагностической процедуры, групповых встреч, а также социально- адаптационных программ. Классификация различных видов профконсультационных бесед приведена на рисунке.
Профинформационная
первичная ознакомительная беседа
Профконсультационная
вторичная углубленная беседа с элементами
наблюдения , анкетирования и
опроса
Полная
профконсультационно ориентированная
беседа, включающая весь арсенал
психодиагностических методов и
средств
Профконсультационно-
содержащая рекомендации по
коррекционных и терапевтических процедур
Первичная ознакомительная беседа
Примерный алгоритм проведения профинформационной первичной ознакомительной беседы содержит следующий порядок действий:
Эффективность профконсультации определяется не только глубиной проработанности поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, чем больше усилий он вкладывает в решение своей проблемы, тем выше его идентификация с выработанным профессиональным планом и принятыми решениями и, как следствие, выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.
Классификация задач профконсультации
Все задачи, которые решаются в ходе профконсультации, могут быть условно объединены в 4 группы:
1) информационно-справочные, просветительские;
2) диагностические (задачи самопознания);
3) психологическая (морально-
4) помощь в выборе, принятии
решения относительно
По глубине проработанности условно выделяют три уровня решения задач:
Типичные ситуации, при которых обязательна
профконсультация
Наиболее типичны следующие ситуации, при которых профконсультация для безработного является обязательной:
Список используемой литературы:
6. Рикка Р. Служба занятости: природа, назначение, функционирование: Пер. с фр. М., 1993
7. Теория и практика
профориентации и
8. Теория и практика
профориентации и
Применение
при проведении профессиональной консультации
Профес-сиональ-ная направленность |
Профессионально важные качества |
Рекомендуемые методики |
Литература |
Человек¾техника |
Личные особенности Реализм, радикализм, импульсивность, осторожность, уравновешенность |
Тест Кеттелла (16PF-опросник) |
Практикум по психодагности-ке: Конкрет. психодиагност. методики. М., 1989 |
Интроверсия, эмоци-ональная устойчивость |
Личностный опросник Айзенка |
Практикум по эксперменталь-ной и прикладной психологии /Под ред. Л.А. Крылова. Л., 1990 | |
Внимание Объем |
25-клеточная таблица |
Практикум по эксперименталь-ной и прикладной психологии/ Под ред. Л.А. Крылова. Л., 1990
| |
Распределение, переключение |
“Черно-красные таблицы”( Горбова) |
Сборник психодиагностичес-ких методик для проведения професиональ-ной консультации. М., 1991 | |
Устойчивость |
“Корректурная проба” (таблицы Бурдона) |
Сборник психодиагностичес-ких методик для проведения професиональ-ной консультации. М., 1991 | |
“Кольца Ландольта” |
Марищук В.Л. и др. Методы психдиагности-ки в спорте. М., 1990 | ||
“Перепутанные линии” (тест Риса) |
Платонов К.К. Психологичес-кий практикум. М., 1989 | ||
Память Ассоциативная |
“Смысловая память” |
Платонов К.К. Психологичес-кий практикум. М., 1989 | |
Механическая |
Методика А.П. Нечаева, методика О.И. Моткова |
Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993 | |
Мышление Логическое |
Тест Кеттелла (16 PF-опросник) |
Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М., 1989 | |
Методика Равена (тест возрастающей трудности) |
Марищук В.Л. и др. Методы пси-ходиагностики в спорте. М., 1994 | ||
Способность оперировать предметами в пространстве |
Тест “Кубики Кооса” |
Сборник психодиагностиче-ских методик для проведения профессиональ-ной консультации. М., 1994 | |
Пространственное воображение |
Тест технической |
Виноградов В.В. Теория и практика профориентации и проф-консультрова-ния. Калуга, 1994. Вып.1 | |
Задачи на пространственное воображение (методика О.И. Моткова) |
Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М.,1993 | ||
Психофизиологи-ческие показатели Точность, быстрота движений и действий, координация, быстрота реакции |
“Скорость реакции выбора”, “Сенсомоторная координация”, "Моторная персеверация”, “Ско-рость захвата” |
Платонов К.К. Психологичес-кий практикум. М., 1989 | |
Человек – знаковая система |
Личностные особенности Ригидность, реалистичность, воображение, ответственность |
Тест Кеттелла (16 PF -опросник) |
Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М.,1989 |
Интроверсия, эмоциональная устойчивость |
Личностный опросник Айзенка |
Практикум по эксперимен-тальной и прикладной психологии / Под ред. Л.А. Крылова. Л., 1990 | |
Внимание Объем, концентрация |
25-клеточная таблица |
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. Л.А. Крылова. Л.,1990 | |
Распределение |
“Расстановка чисел”, “Сортировка слов” |
Платонов К.К. Психологичес-кий практикум. М., 1990 | |
Устойчивость |
“Кольца Ландольта”
Корректурная проба (таблицы Бурдона) |
Марищук В.Л. и др. Методы пси-ходиагностики в спорте. М.,1994.
Сборник психодиагности-ческих методик для проведения профессиональ-ной консультации. М.,1991 | |
Память Образная |
“Запоминание картинок” |
Платонов К.К. Психологичес- | |
Логическая, механическая |
“Память на тексты”, “Память на слова”, "Смысловая память”, методика А.П. Нечаева |
кий практикум. М., 1990 | |
Лексические способности |
Тест лексических способностей |
Виноградов В.В. Теория и практика профориентации и профкосультирова-ния. Калуга,1994. Вып. 1 | |
Мышление Абстрактное |
Методика Равена (тест возрастающей трудности) |
Марищук В.Л. и др. Методы психодиагности-ки в спорте. М., 1994 | |
Логическое |
“Числовые ряды”, “Отыскание закономерностей” |
Сборник психодиагностичес-ких методик для проведения профессиональ-ной консультации. М., 1991 | |
Человек-природа |
Личностные особенности Уравновешенность, независимость |
Тест Кеттелла (16 PF-опросник) |
Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М.,1989 |
Внимание Объем |
25-клеточная таблица |
Практикум по эксперименталь-ной и прикладной психологии/ Под ред. Л.А. Крылова, Л.,1990 | |
Распределение |
“Черно-красные таблицы” (Шульте-Горбова) |
Сборник психодиагности-ческих методик для проведения профессиональ- | |
Устойчивость |
Корректурная проба (таблицы Бурдона) |
ной консультации. М., 1991 | |
Память Образная |
“Запоминание картинок” |
Платонов К.К. | |
Механическая |
Методика А.П. Нечаева |
Психологичес- кий практикум. М.,1990 | |
Ассоциативная |
“Смысловая память” |
| |
Мышление Способность к преобразованию |
Задачи на пространственное воображение (методика О.И. Моткова) |
Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М.,1993 | |
Тест “Способности оценки пространственных взаимоотношений” |
Платонов К.К. Психологичес-кий практикум. М.,1990 | ||
Человек¾ человек |
Личностные особенности Потребность в общении, ответственность, эмоциональность, чувствительность |
Тест Кеттелла (16 PF-опросник) |
Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. |
Экстраверсия |
Личностный опросник Айзенка |
методики. М.,1989 | |
Коммуникативные способности |
Методика КОС-1 (В.А.Федоришина) |
Профконсультационная работа со старшеклас-сниками / Под ред. В.А. Федоришина. Киев,1980 | |
Методика изучения организаторских и коммуникативных склонностей |
Ловцова Н.И. Психологиче-ская диагностика предпочтений старшеклассников: Справ. пособие. Саратов,1994 | ||
Человек¾ художест-венный образ |
Личностные особенности Общительность, импульсивность, эмоциональность, чувствительность, честолюбие, соревновательность, воображение, склонность к индивидуальной деятельности |
Тест Кеттелла (16 PF-опросник) |
Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М.,1989 |