Профессиональное консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Практикой профконсультирования и многочисленными теоретическими исследованиями собрано достаточно доказательств того, что потеря работы вследствие вынужденного увольнения ведет к различным негативным изменениям в поведении и эмоциональных реакциях людей.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Очень важно, чтобы психологическая  поддержка, которую оказывает социальный работник, с одной стороны, была выдержана  строго в пределах его профессиональной компетенции, а с другой ¾ опиралась на хорошо усвоенные профессиональные психологические приемы и техники и не подменялась интуицией и здравым смыслом.

 

Общая схема профконсультации

Авторы книг по проблемам  профориентации (А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, Е.А. Климов, М.Ф. Титма, Б.А. Федоришин, Н.Ф. Гейжан и др.) преимущественно описывают  методику проведения профессиональной консультации школьников, но при всей  специфике, которая продиктована особенностями юношеского возраста и периода оптации,  можно выделить некоторые общие закономерные составляющие  профконсультации взрослого. В специальной литературе, адресованной специалистам службы занятости, также представлено многообразие форм и структур профконсультации безработного.

Общая схема профконсультирования в ситуации потери и поиска работы может быть такой:

  • выявление профессиональных интересов и склонностей;
  • диагностика профессиональных способностей и определение профпригодности к разным видам деятельности;
  • оценка мотивации профессионального самоопределения;
  • согласование уровня профессиональных притязаний с возможностями и требованиями рынка;
  • выявление, корректировка или формирование профессионального плана.

Профконсультационная работа может носить индивидуальный или  групповой характер и проводиться  непосредственно в центре занятости, на предприятиях, в учебных заведениях. Профконсультирование может осуществляться в форме беседы, диагностической  процедуры, групповых встреч, а также  социально- адаптационных программ. Классификация различных видов  профконсультационных бесед приведена на рисунке.

 


Профинформационная

первичная ознакомительная беседа


 

 

Профконсультационная 


вторичная углубленная беседа с элементами

 наблюдения , анкетирования и 

опроса


 


Полная

профконсультационно ориентированная 

беседа, включающая весь арсенал 

психодиагностических  методов и

 средств 


 

 


Профконсультационно-коррекционная  беседа ,

              содержащая рекомендации по проведению  тренинговых ,

 коррекционных  и терапевтических  процедур


 

Первичная ознакомительная  беседа

Примерный алгоритм проведения профинформационной первичной ознакомительной  беседы содержит следующий порядок  действий:

  • установление контакта с клиентом;
  • выяснение проблемы клиента;
  • выявление профессиональной квалификации клиента;
  • определение профессиональных интересов и склонностей клиента;
  • ориентация в состоянии здоровья клиента;
  • информирование о ситуации на рынке труда;
  • информирование об имеющихся вакансиях;
  • информирование о возможном профобучении;
  • проведение экспресс-диагностики;
  • составление совместно с клиентом первичного профессионального плана;
  • в случае необходимости принятие решения о проведении углубленной профдиагностики;
  • подготовка заключения по результатам консультации, заполнение регистрационной карточки персонального учета гражданина, ищущего работу.

Эффективность профконсультации  определяется не только глубиной проработанности  поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность  и инициативность, чем больше усилий он вкладывает в решение своей проблемы, тем выше его идентификация с выработанным профессиональным планом и принятыми решениями и, как следствие, выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.

 

Классификация задач профконсультации

Все задачи, которые решаются в ходе профконсультации, могут быть условно объединены в 4 группы:

1) информационно-справочные, просветительские;  

2) диагностические (задачи  самопознания);

3) психологическая (морально-эмоциональная)  поддержка; 

4) помощь в выборе, принятии  решения относительно профессионального  самоопределения. 

По глубине проработанности  условно выделяют три уровня решения  задач:

  1. пассивная позиция клиента (проблема решается вместо него, а не вместе с ним);
  2. совместное с клиентом решение проблемы (степень активности клиента в процессе профконсультации достаточно высока);
  3. самостоятельные и осознанные действия клиента по решению своей проблемы, когда он решает ее  сам, опираясь лишь на информационную и ориентирующую поддержку профконсультанта.

 

Типичные ситуации, при  которых обязательна

профконсультация

Наиболее типичны следующие  ситуации, при которых профконсультация для безработного является обязательной:

  1. У безработного гражданина нет профессии.
  2. Безработный относится к категории выпускников школ-интернатов и подростков, имеющих низкий образовательный уровень.
  3. Для безработного нет вакансии.
  4. Безработный желает сменить профессию и стоит перед проблемой выбора новой специальности.
  5. Безработный взволнован, сильно подавлен, расстроен, находится в стрессовом состоянии.
  6. Поведение безработного во время приема является конфликтным.
  7. У безработного неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).
  8. У безработного есть потребность в более полном обсуждении своих проблем ( “выслушайте меня”, “смогу ли я” ).
  9. Безработный не имеет четкого и надежного плана поиска работы.
  10. Безработный не умеет вести себя с работодателем при найме на работу.
  11. Безработный плохо разбирается в информации о профессиях и рынке труда.
  12. У безработного заканчивается срок выдачи пособия.
  13. Безработный – это лицо,  демобилизовавшееся из армии.
  14. Безработный –лицо, вернувшееся из мест лишения свободы.
  15. Безработный длительное время проработал на одном месте и попал под сокращение штатов.
  16. Безработный отказался от предлагаемой ему подходящей работы.
  17. При формировании групп на переобучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.  238 с.

 

  1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань,1971.

 

  1. Леана К.,Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М.,1995.

 

 

  1. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психол. журн., 1992. Т. 13, № 1.

 

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.,1996.

6. Рикка Р. Служба занятости:  природа, назначение, функционирование: Пер. с фр. М., 1993

7. Теория и практика  профориентации и профконсультирования. Вып.1: Психодиагностические методики  в профориентационной работе / Под  ред. В.В. Спасенникова. Калуга,1994.

 

8. Теория и практика  профориентации и профконсультирования. Вып.2: Профессиональная диагностика.  Составление психограмм деятельности  специалистов / Под ред. В.В. Спасенникова. Калуга,1996.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ

Применение психодиагностических методик                       

при проведении профессиональной консультации

Профес-сиональ-ная

 направленность

Профессионально важные качества

Рекомендуемые методики

Литература 

Человек¾техника

Личные  особенности

Реализм, радикализм, импульсивность, осторожность, уравновешенность 

 

Тест Кеттелла

(16PF-опросник)

 

Практикум по психодагности-ке: Конкрет.  психодиагност. методики. М., 1989  

 

Интроверсия, эмоци-ональная устойчивость

Личностный опросник Айзенка

Практикум по эксперменталь-ной  и прикладной психологии /Под ред. Л.А. Крылова. Л., 1990

 

Внимание

Объем

 

25-клеточная таблица

 

Практикум по эксперименталь-ной  и прикладной психологии/ Под ред. Л.А. Крылова. Л., 1990

 

 

Распределение, переключение

“Черно-красные таблицы”(Шульте-

Горбова)

Сборник психодиагностичес-ких  методик для проведения професиональ-ной  консультации. М., 1991

 

Устойчивость 

“Корректурная проба” (таблицы  Бурдона)

Сборник психодиагностичес-ких  методик для проведения професиональ-ной  консультации. М., 1991

   

“Кольца Ландольта”

Марищук В.Л. и др. Методы психдиагности-ки в спорте. М., 1990

   

“Перепутанные линии” (тест Риса)

Платонов К.К. Психологичес-кий  практикум. М., 1989

 

Память

Ассоциативная

 

“Смысловая память”

 

Платонов К.К. Психологичес-кий  практикум. М., 1989

 

Механическая 

Методика

А.П. Нечаева,

методика

О.И. Моткова

Мотков О.И. Психология самопознания личности:

Практ. пособие. М., 1993

 

Мышление

Логическое 

 

Тест Кеттелла

(16 PF-опросник)

 

Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет.

психодиагност. методики. М., 1989

   

Методика Равена

(тест возрастающей трудности)

Марищук В.Л. и др. Методы пси-ходиагностики в спорте. М., 1994

 

Способность оперировать  предметами в пространстве

Тест “Кубики Кооса”

Сборник психодиагностиче-ских методик для проведения профессиональ-ной  консультации. М., 1994

 

Пространственное  воображение 

Тест технической изобретательности  Беннета

Виноградов В.В. Теория и  практика профориентации и проф-консультрова-ния. Калуга, 1994. Вып.1

   

Задачи на пространственное воображение

(методика

 О.И. Моткова)

Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М.,1993

 

Психофизиологи-ческие показатели

Точность, быстрота движений и действий, координация, быстрота реакции

 

 

“Скорость реакции выбора”, “Сенсомоторная координация”, "Моторная персеверация”, “Ско-рость захвата”

 

 

Платонов К.К. Психологичес-кий  практикум. М., 1989

Человек – знаковая система 

Личностные  особенности

Ригидность, реалистичность, воображение, ответственность

 

 

Тест Кеттелла

(16 PF -опросник)

 

 

Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М.,1989

 

Интроверсия, эмоциональная  устойчивость

Личностный опросник Айзенка

Практикум по эксперимен-тальной  и прикладной психологии / Под ред. Л.А. Крылова. Л., 1990

 

Внимание

Объем, концентрация

 

25-клеточная таблица

 

Практикум по экспериментальной  и прикладной психологии /Под ред. Л.А. Крылова. Л.,1990

 

Распределение

“Расстановка чисел”, “Сортировка  слов”

Платонов К.К. Психологичес-кий  практикум. М., 1990

 

Устойчивость

“Кольца Ландольта”

 

 

 

 

Корректурная проба (таблицы  Бурдона)

Марищук В.Л. и др. Методы пси-ходиагностики в спорте. М.,1994.

 

Сборник психодиагности-ческих методик для проведения профессиональ-ной  консультации. М.,1991

 

Память

Образная

 

“Запоминание картинок”

 

 

Платонов К.К. Психологичес-

 

Логическая, механическая

“Память на тексты”, “Память  на слова”, "Смысловая память”, методика А.П. Нечаева

кий практикум. М., 1990

 

Лексические способности

Тест лексических способностей

Виноградов В.В. Теория и  практика профориентации и профкосультирова-ния. Калуга,1994. Вып. 1

 

Мышление

Абстрактное

 

Методика Равена (тест возрастающей трудности)

 

Марищук В.Л. и др. Методы психодиагности-ки в спорте. М., 1994

 

Логическое

“Числовые ряды”, “Отыскание закономерностей”

Сборник психодиагностичес-ких  методик для проведения профессиональ-ной  консультации. М., 1991

Человек-природа

Личностные  особенности

Уравновешенность, независимость

 

 

Тест Кеттелла

(16 PF-опросник)

 

 

Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М.,1989

 

Внимание

Объем

 

25-клеточная таблица

 

Практикум по эксперименталь-ной  и прикладной психологии/ Под ред. Л.А. Крылова, Л.,1990

 

Распределение

“Черно-красные таблицы” (Шульте-Горбова)

 

Сборник психодиагности-ческих методик для проведения профессиональ-

 

Устойчивость

Корректурная проба (таблицы  Бурдона)

ной консультации. М., 1991

 

Память

Образная

 

“Запоминание картинок”

 

 

 

Платонов К.К.

 

Механическая

Методика            А.П. Нечаева

Психологичес-

кий практикум. М.,1990

 

Ассоциативная

“Смысловая память”

 

 
 

Мышление

Способность к  преобразованию

 

Задачи на пространственное воображение (методика           О.И. Моткова)

 

Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М.,1993

   

Тест “Способности оценки пространственных взаимоотношений”

Платонов К.К. Психологичес-кий  практикум. М.,1990

Человек¾

человек

Личностные  особенности

Потребность в  общении, ответственность, эмоциональность, чувствительность

 

 

Тест Кеттелла      (16 PF-опросник)

 

 

 

 

Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност.

 

Экстраверсия

Личностный опросник Айзенка

методики. М.,1989

 

Коммуникативные способности

Методика КОС-1 (В.А.Федоришина)

Профконсультационная работа со старшеклас-сниками / Под ред. В.А. Федоришина. Киев,1980

   

Методика изучения организаторских  и коммуникативных склонностей

Ловцова Н.И. Психологиче-ская диагностика предпочтений старшеклассников: Справ. пособие. Саратов,1994

Человек¾

художест-венный образ

Личностные  особенности

Общительность, импульсивность, эмоциональность, чувствительность, честолюбие, соревновательность, воображение, склонность к индивидуальной деятельности

 

 

Тест Кеттелла

(16 PF-опросник)

 

 

Практикум по психодиагнос-тике: Конкрет. психодиагност. методики. М.,1989


 

 


Информация о работе Профессиональное консультирование