Профессиональна деформация личности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:56, реферат

Краткое описание

В обществе меняется отношение людей к работе, люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………1
1. Профессиональные деформации………………………………………………………………………2
2. Эмоциональное выгорание…………………………………………………………………………………7
3. Административный восторг……………………………………………………………………………..15
4. Управленческая эрозия……………………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..21
Список использованных источников …………………………………………...22

Файлы: 1 файл

f.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания ("медовый месяц"). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия ("недостаток топлива"). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно "трудоголиков", приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, "загнанности в угол". Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания ("пробивание стены"). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. [2 C.105]

Динамическая  модель Б. Перлман и Е.А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

1. Первая стадия - напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с "затуханием горения" при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и  разочарований, ограничение социальных контактов.

б) Истощение: чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного  участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору  и контролю, приписывание вины за собственные  неудачи другим людям, доминирование  стереотипов в поведении по отношению  к сотрудникам.

б) По отношению к остальным  окружающим: отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять  свои обязанности, искусственное продление  перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство  переживания того, что другие люди используют тебя, зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия: постоянное чувство  вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия.

б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование  своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности  к компромиссу, подозрительность, конфликты  с окружением.

4. Фаза деструктивного  поведения

а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности  выполнить сложные задания, ригидность мышления.

б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности  деятельности, выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера: скука, безразличие, избегание  неформальных контактов, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби.

5. Психосоматические реакции  и снижение иммунитета: неспособность  к релаксации в свободное время,  бессонница, боли в позвоночнике, сексуальные расстройства, повышение  давления, головные боли, расстройства  пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная  жизненная установка: чувство  беспомощности и бессмысленности  жизни, экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

Выделяют пять ключевых групп  симптомов, характерных для синдрома выгорания:

Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный  или увеличенный вес, бессонница, плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия, язвы, сердечные  болезни.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие  и усталость, ощущения фрустрации и  беспомощности, безнадежность, агрессивность, тревога, депрессия, чувство вины, душевные страдания, увеличение деперсонализации своей или других, потеря идеалов  или профессиональных перспектив.

3. Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов  в неделю, во время рабочего  дня появляется усталость и  желание прерваться, отдохнуть, безразличие  к еде, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное  поведение.

4. Интеллектуальное состояние:  уменьшение интереса к новым  теориям и идеям в работе, уменьшение  интереса к альтернативным подходам  в решении проблем, увеличение  скуки, тоски, апатии, цинизм или  безразличие к нововведениям,  увеличение предпочтения стандартным  шаблонам, формальное выполнение  работы.

5. Социальные симптомы: нет  времени или энергии для социальной  активности, уменьшение активности  и интереса к досугу, хобби,  социальные контакты ограничиваются  работой, скудные взаимоотношения  с другими, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем  месте: несоответствие между личностью  и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят: "помогающие", альтруистические профессии, где сама работа обязывает  оказывать помощь людям (врачи, медицинские  сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает к выгоранию  и работа с "тяжелыми" клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные  и суицидальные больные, пациенты с  зависимостями. В последнее время  концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен. Эмоциональное выгорание - процесс довольно коварный, поскольку  человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны  и понять, что происходит. Поэтому  он нуждается в поддержке и  внимании, а не конфронтации и обвинении. Многие психологи считают, что "сгорание" не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Административный восторг 

Административный  восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Административный восторг - особое состояние сознания, характерное  для участников, обладающих административными полномочиями. Сущность этого состояния заключается в упоении своей властью над другими участниками и незатруднённом пользовании служебными полномочиями.

Человек в состоянии "административного  восторга" полагает, что присвоенный  ему сообществом статус позволяет  ему рефлекторно определять правых и неправых в любом конфликте  и беспощадно карать того, кто показался  ему виновным. Характерная особенность  такого "восторгнутого" мировосприятия проявляется в осознании больным злоупотребительного характера своих действий, сбалансированном непоколебимой уверенностью, что все его действия направлены только на благо в целом.

Почти 150 лет назад великий  русский писатель и первый "психоаналитик" России Ф.М. Достоевский впервые  в мире вывел термин: "Русский  административный восторг".

Выражение "административный восторг" было употреблено его  героем Степаном Трофимовичем Верховенским персонажем романа "Бесы", написанного в 1872 году, в беседе с Варварой Петровной Ставрогиной: "Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдает билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и… уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравиться лицо пассажира!"

То есть любой человек  в России, усевшись в самое ничтожное "начальственное" кресло, сей час  воображает себя "Наполеоном", диктатором распоряжающимся судьбами человеческими.

Интересно, что сам Федор  Михайлович, объездивший большую часть тогдашней Европы специально поясняет, что нигде, ни в одной стране он не отметил такого странного и неподдающегося логическому объяснению поведения людей.

В 1898 А.И. Куприн в произведении "Лесная глушь" охарактеризовал  Кирила "... он уже десятый год подряд служит по выборам сотским, получает за это восемь рублей в год, исполняет свои обязанности с неугасаемым "административным восторгом" и в душе чрезмерно преувеличивает размеры облекающей его власти"

В 1925 году Михаил Зощенко  написал произведение "Административный восторг", где высмеивал начальника милиции Дорожкина. Он в теплый воскресный день направлялся с супругой на обед, по пути увидел на улице свинью, решил, что она нарушает общественный порядок, и захотел ее застрелить, но "по глупости своей супруга за рукав потянула, - дескать, пойдём" Начальник вспылил и арестовал свою жену.

Почему попадая на место  любого самого мелкого "начальничка" большинство русских людей тут  же пытаются унизить просителя?

Причин может быть много: из-за своего характера, из-за мести, из-за плохого настроения, из-за физиологического или иного отвращения (лицо не нравится и т.д.), из-за зависти, на всякий случай или же просто так.

Информация о работе Профессиональна деформация личности руководителя