Проективные методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:38, реферат

Краткое описание

Согласно «Большому психологическому словарю», проективные тесты – это «группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. Начало применения проективных тестов было положено немецким психиатром Эмилем Крепелином (1856–1926) в его методике свободных ассоциаций.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Одна из великих загадок, занимающая человечество уже несколько столетий – улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Кто-то видит в ней саму нежность и доброту, другим она кажется ироничной усмешкой, а третьим – хитрой ухмылкой. Каждый находит в улыбке Джоконды что-то свое.  
 
А Вы? Какие у Вас возникают ощущения, мысли, когда Вы смотрите на картину мастера? Как Вы думаете, что скрывает героиня портрета за своей загадочной улыбкой? Смех, нежность, любовь, иронию, спокойствие, скорбь, скуку? Что-то еще?  
 
Будет ли когда-либо найден ответ на вопрос: какая эмоция на самом деле прячется за улыбкой Моны Лизы? Да и так ли это важно? Наверное, нет, поскольку произведение Леонардо потому и живет так долго, занимая умы миллионов людей, что позволяет огромное множество интерпретаций.  
 
Вот вам и пример спонтанной – назовем это так – проективной методики. Как известно, что бы человек ни говорил, он говорит о себе. Данный психологический феномен, говоря упрощенно, взят за основу метода проекции.  
 
Что такое проективные тесты 
 
Согласно «Большому психологическому словарю», проективные тесты – это «группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. Начало применения проективных тестов было положено немецким психиатром Эмилем Крепелином (1856–1926) в его методике свободных ассоциаций.  
 
Ответы на задания проективных тестов (в отличие, например, от тестов интеллекта) не могут быть альтернативными (правильно – неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для проективных тестов характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), не применимы к проективным тестам». 
 
Иными словами, человеку предлагается выполнить некое творческое задание – истолковать смысл увиденного на картинке, дописать диалог изображенных на рисунке людей, самому нарисовать что-то. И по тому, как именно испытуемый это задание выполняет, психолог делает выводы об особенностях его текущего состояния либо привычном способе реагирования на фрустрирующие ситуации, а также другие индивидуальные свойства личности. 
 
Таким образом, проективные тесты подразделяются на несколько групп
 
К первой относятся конститутивные тесты. Методика заключается в следующем. Человеку показывают десять симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс и предлагают пофантазировать на тему: «что бы это могло быть», «что это напоминает». Каждое «пятно» служит стимулом для свободных ассоциаций. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его личности. К этой группе относится тест Роршаха, известный также под названием «Пятна Роршаха».  
 
Вторая группа – это интерпретативные тесты. Здесь человеку предлагаются черно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в различных бытовых ситуациях. Психолог просит тестируемого дать собственную интерпретацию того, что на них изображено, придумать небольшой рассказ о героях каждого рисунка. По такому принципу построен тест тематической апперцепции (ТАТ). Основные вопросы, на которые должен ответить клиент в своем 4-минутном повествовании: что происходит? что привело к этой ситуации? На основании рассказа делается вывод о внутренних переживаниях человека и восприятии им окружающей действительности. 
 
Третья группа – экспрессивные тесты – позволяют человеку раскрыть свой внутренний мир при помощи самостоятельно сделанных рисунков на заданную тему. Например, ему предлагается нарисовать «Дом, дерево и человека», или «Несуществующее животное», или свою семью. Причем художественная манера изображения, умение рисовать вообще – не играют здесь никакой роли. Затем психолог расспрашивает клиента о том, что тот показал на своем рисунке. Скажем, если это животное, то задаются вопросы: где оно живет? чем питается? есть ли у него враги и как оно защищается от них? способно ли оно само на кого-нибудь напасть? и т.д. Кроме того, специалист обращает внимание на манеру, в которой выполнен рисунок, так как это может многое рассказать о его авторе. Сколько цветов использовано, какие линии преобладают – тонкие или жирные, четкие или расплывчатые, мягкие или жесткие – все это говорит о различных свойствах характера человека. 
 
Четвертая группа проективных тестов – импрессивные. В них человеку предлагается выбрать из нескольких образов те, которые ему нравятся больше, и те, что, напротив, не нравятся, вызывают раздражение. К данной группе относится тест Люшера*, по результатам которого можно сделать вывод о состоянии и некоторых характеристиках испытуемого – на основе выбранных им цветовых карточек. 
 
Наконец, еще одна группа – это аддитивные тесты. Здесь клиенту предлагается завершить небольшую историю, или предложение. К примеру, это могут быть сюжеты повседневных конфликтов, знакомых каждому: «Один сосед говорит другому, протягивая ему сильно измятый листок бумаги: «"Извините, мой сын слегка испортил вашу газету, которую вы давали мне почитать". Как по-вашему, что ответит хозяин газеты?"» То, каким образом человек решает предложенные ему конфликтные ситуации, какими ответными репликами он наделяет персонажей, позволяет судить о его привычном способе реагирования на подобные обстоятельства – «качать права», либо соглашаться с чем угодно, лишь бы избежать выяснения отношений, либо искать разумный компромисс. 
 
Проективные тесты имеют свои достоинства и недостатки. С одной стороны, они раскрывают индивидуальные стороны характера человека, его уникальность и неповторимость. В этом их безусловное преимущество перед стандартизированными психологическими опросниками. С другой – их интерпретация требует особенной тщательности, занимает довольно много времени. Поэтому они чаще всего используются в индивидуальной работе с клиентом, когда необходимо уделить внимание мельчайшим нюансам его внутреннего мира, составить как можно более подробный психологический портрет (психотерапия). В случаях же, когда такая тщательность не является столь необходимой (профориентация, определение уровня развитости интеллекта или профпригодности), используют стандартизированные тесты, которые можно быстро обработать на компьютере и получить однозначные и точные результаты. 
 
* В качестве самодиагностики предлагаем Вам воспользоваться тестом Люшера, предоставленном сайтом
tests.kulichki.com  
 
Приятного самопознания! 
 
Евсикова Наталья Ивановна - кандидат психологических наук, специалист по психодиагностике, научный сотрудник факультета психологии МГУ:  
Проективные методы являются уникальным инструментом психолога, предназначенным для понимания мира переживаний человека. Как правило, этот инструмент не предназначен для групповой работы. Мы обращаемся к такому способу работы с человеком в рамках анализа отдельного случая, когда требуется понимание смысла событий, поиск смысла жизни, поиск связи событий. 
 
Человеку сложно точно выразить словами то, что он чувствует. Понять собственные переживания мешает внутренний контроль, предубеждения, социальные установки, защитные механизмы. Именно в тех ситуациях, когда мы имеем дело со сложностями выражения переживания, проективные методы приносят огромную пользу.  
Обращение к проективным методам обеспечивает достоверный диагностический смысл. Они показывают психологу не только проблемы человека, но их «субъективную историю». Но не менее значим и терапевтический смысл. Во-первых, во время работы с методиками, человек во многом освобождает свое внутреннее пространство, и эти переживания становятся предметом внешнего пространства, которое связывает его и психолога.  
 
Психолог может не только интерпретировать услышанное, но и включить это в контекст общей задачи консультации. Это сложная, поэтапная и системная работа. 
От самого человека работа с проективными методиками не требует специальных знаний и умений. И поэтому иногда создается впечатление, что можно легко использовать их для самопознания, без помощи психолога. Это глубочайшее заблуждение. Понимание содержания результатов применения проективных методик открыто только профессиональному сознанию. Поэтому если человек хочет действительно познать себя, осознать свои переживания, увидеть бессознательные побуждения, то необходимо обратиться к психологу. 

Информация о работе Проективные методы