Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:43, курсовая работа
Цель работы – изучить процесс проведения проективных психодиагностических методов в работе с детьми.
Объект исследования – проективные психодиагностические методы.
Предмет исследования – проведение проективных методов в психодиагностике детей.
Гипотеза – изучение проективных психодиагностических методов позволит выявить особенности их использования и специфику проведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ ПСИХОДИГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
1.1 История развития проективных методик………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика проективных методик…………………….6
1.3 Классификация проективных методик………………………………………...10 1.4 Особенности использования и специфика проведения проективных методик с детьми………………………………………………………………………...........12
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ДИАГНОСТИКЕ ШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
2.1 Организация и проведение исследования……………………………………..18
2.2 Математическая обработка результатов………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
Многое может рассказать опытному психологу о семейной ситуации ребенка методика "рисунок семьи" (Хоментаускас, 1987). Около 86% детей 6— 8 лет, нормального интеллекта, проживающих в семье, изображают семью полностью и себя вместе с семьей. Наряду с простейшими индикаторами (психологическую дистанцию с разными членами семьи на рисунке буквально выражает метрическая удаленность изображения самого ребёнка от изображений соответствующих членов семьи), в этой методике существует масса более тонких и сложных для интерпретации индикаторов (графических признаков), однозначный психологический смысл которых может быть надежно раскрыт и объяснен только при соотнесении с комплексной информацией о жизни ребенка в семье, полученной из бесед с ним, родителями, из наблюдений учителя и т.д. Для повышения надежности в фиксации индикаторов в особо важных диагностических случаях к работе привлекается несколько независимых специалистов, и определенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают.
Для исследования межличностных
отношений ребенка со сверстниками, родителями
и педагогами самое высокое диагностическое
значение имеют ролевые игры. В настоящее
время к ролевым играм обращаются в чаще
всего как к особому активному методу
воспитания и психолого-педагогической
коррекции. Но в том, какую роль выбирает
для себя ребенок в ролевой игре, как он
относится к назначенной роли, как исполняет
он свою роль, какие элементы импровизации
вносит он в свою роль от себя, — во всем
этом ребенок проецирует на игру свои
собственные представления о социальном
мире. Если ребенок, получив в ролевой
игре власть учителя, начинает презрительно
высмеивать, понукать и жестоко наказывать
своих подопечных, то в этом мы увидим
ярчайший пример актуализации неудовлетворенной
потребности в понимании того антипедагогического
стиля поведения каких-то учителей в классе,
от которого пострадал данный ребенок
или продолжает страдать в данный момент.
Безусловно, ролевые игры — очень сложная
техника, требующая от исполнителя не
только теоретической подготовки, но и
определенного личного артистизма, обаяния
и находчивости. Полным набором этих качеств
вовсе не обязаны располагать даже специалисты-психологи,
не говоря про учителей-предметников.
Более реальные перспективы в расширении применения
ролевых игр в диагностической практике открывают
ролевые компьютерные игры, в которых
необходимая изобретательность проявлена
уже однажды, прежде всего разработчиком
компьютерной программы, после чего она
может быть размножена и растиражирована
на всех компьютерах стандартного типа.
Без активного использования проективных
методик в практике школьного психолога,
невозможно решить задачу выявления глубинных
причин эмоционально-личностных нарушений
адаптации школьников на определенном
этапе возрастного развития и социализации.
Ещё раз хочется подчеркнуть важнейший
методический принцип —принцип комплексной
диагностики: нельзя строить серьезных
диагностических выводов на базе любой
отдельной изолированной проективной
методики, ее результаты следует всегда
сравнивать с другими независимыми источниками
информации — как более формализованными
тестами, так и данными педагогического
наблюдения, беседы, биографической и
другой информацией.
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ДИАГНОСИКЕ ШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
2.1 Организация и проведение исследования.
Для исследования был применен цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников1.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ №7 г.Туймазы, учащиеся 4В класса (всего 25 человек).
Цвето-рисуночный тест разработан А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его пред ставить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к обработке результатов:
Цвет (в квадрате) |
Рисунок |
Состояние |
Красный |
Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого |
Радуга Новый Год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары |
Радость |
Зеленый |
Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска |
Внимание, сосредоточение |
Розовый |
Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла |
Мечтание, фантазирование |
Черный |
Дождь Клякса Ребенок спит за партой |
Утомление, усталость |
Оранжевый |
Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке |
Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый |
Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой |
Искренность |
Голубой |
Душ Бассейн Море |
Бодрость |
Синий |
Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука |
Азарт |
Синий |
Дети с учительницей, со старшими |
Уважение |
Коричневый |
Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит по голове ребенка |
Сочувствие, сострадание |
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.
2.2 Математическая обработка результатов
Полученные результаты по цвето-рисуночному тесту А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Полученные результаты по цвето-рисуночному тесту А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга
Цвет |
Количество детей |
Красный |
17 (68%) |
Красный, сочетание красного и желтого |
1(4%) |
Зеленый |
1(4%) |
Розовый |
1(4%) |
Черный |
0 |
Оранжевый |
1(4%) |
Желтый |
1(4%) |
Голубой |
1(4%) |
Синий |
1(4%) |
Синий |
1(4%) |
Коричневый |
0 |
Таким образом, из таблицы 1 видно, что 68% детей выбрало красный цвет, это значит, что у данных детей ведущим состояниями является активация, т.е позиция вовлеченности в учебный процесс, деятельности; по 4% детей выбрали сочетание красного и жёлтого, зеленый, розовый, оранжевый, желтый, голубой и синий цвета- доминирующие состояния у этих детей: радость, внимание, фантазирование, мечтание, сосредоточение, дружелюбие, искренность, бодрость, азарт, уважение; черный и коричневый цвета никто не выбрал.
Так как, нами представлена одна выборка n≤50, для статистической обработки мы предпочли биноминальный критерий m. Вероятность выбора каждого из 12 цветов составляет 1/12, т.е. p≤0,50.
Таблица 2. Эмпирические частоты выбора цветов
Цвет |
Частота выбора |
Сумма |
Красный |
17 |
|
Красный, сочетание красного и желтого |
1 |
|
Зеленый |
1 |
|
Розовый |
1 |
|
Черный |
0 |
|
Оранжевый |
1 |
|
Желтый |
1 |
|
Голубой |
1 |
|
Синий |
1 |
|
Синий |
1 |
|
Коричневый |
0 |
|
25 |
Но. Частота выбора красного цвета не превышает частоты, которая соответствует вероятности случайного выбора.
Н1. Частота выбора красного цвета превышает частоту, которая соответствует вероятности случайного выбора.
Определим теоретическую частоту выбора каждого из 12 цветов при случайном выборе:
Fтеор=n·p=25·1/12=0,08
Поскольку fэмп >fтеор используем биноминальный критерий. По таблице определим критическое значение m для n=25
mкр = { 6 p ≤0,05
7 p ≤0,01
mэмп=fэмп=17
mэмп>mкр
H0 отклоняется. Принимается H1. Частота выбора красного цвета превышает частоту, которая соответствует вероятности случайного выбора (р<0,01).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психологическую литературу
по проблеме исследования, мы рассмотрели
историю развития, основные психологические
характеристики проективных методик,
классификацию Франка, несмотря на обилие
других, с предложенными позднее изменениями
и дополнениями она является сегодня наиболее
полно характеризующей проективную технику.
Мы выяснили, что проективный метод ориентирован
на изучение неосознаваемых (или не вполне
осознанных) форм мотивации. Его преимуществом
в этом своем качестве является то, что
он - едва ли не единственный собственно
психологический метод проникновения
в наиболее интимную область человеческой
психики. Проективные методики практически
универсальны в отношении возрастных
категорий. Нами были рассмотрены особенности
использования и специфика проведения
проективных методик с детьми, мы выяснили,
что применение проективных методик для
исследования психоэмоционального восприятия
маленьких детей, достаточно достоверно,
так как у детей, в силу возрастных ограничений,
имеется очень узкий круг вариабельности
ассоциаций-диагност, обладающий достаточной
специализацией может учесть все возможные
варианты детских ассоциаций, что упрощает интерпретацию
результатов исследования. Хотя оппоненты
данного мнения утверждают, что гораздо
лучше использовать проективные методики в
комплексе со стандартизованными количественными
методиками для более точного изучения
личности. Тем не менее, в отношении детской
психологической диагностики даже оппоненты
согласны с достаточной достоверностью
получаемых результатов. Мы провели эмпирическое
исследование, целью которого была диагностика
психоэмоционального состояния младших
школьников.
Изучив особенности использования и специфику
проведения проективных методик, мы определили,
что использование проективных методик
имеет ряд требований и правил проведения,
от которых напрямую зависит эффективность
применения данных методик. Очень важным
фактором для интерпретации данных, полученных
с помощью проективных методик, является
сам интерпретатор. В мировой практике
считается, что адекватно интерпретировать
данные, полученные с помощью проективных
методик, может профессионал, имеющий
психологическое или социологическое
образование и опыт проведения качественных
исследований.
Таким образом, цель нашей работы достигнута.
Задачи исследования полностью выполнены.
Гипотеза исследования - изучение проективных
психодиагностических методов позволит
выявить особенности их использования
и специфику проведения – подтвердилась.
Информация о работе Процесс проведения проективных психодиагностических методов в работе с детьми