Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:43, курсовая работа
Цель работы – изучить процесс проведения проективных психодиагностических методов в работе с детьми.
Объект исследования – проективные психодиагностические методы.
Предмет исследования – проведение проективных методов в психодиагностике детей.
Гипотеза – изучение проективных психодиагностических методов позволит выявить особенности их использования и специфику проведения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ ПСИХОДИГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
1.1 История развития проективных методик………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика проективных методик…………………….6
1.3 Классификация проективных методик………………………………………...10 1.4 Особенности использования и специфика проведения проективных методик с детьми………………………………………………………………………...........12
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ДИАГНОСТИКЕ ШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
2.1 Организация и проведение исследования……………………………………..18
2.2 Математическая обработка результатов………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
7.Аддитивные. От обследуемого
требуется завершение имеющего начало
предложения, рассказа или истории. Эти
методики предназначены для диагностики
разнообразных личностных переменных,
от мотивов тех или иных поступков до отношения
к половому воспитанию молодёжи. Примером
может служить Тест руки (Hand test) - проективная
методика, направленная на изучение агрессивного
отношения.
Все перечисленные методики, по Френку,
объединяет способность отражать как
на экране наиболее существенные аспекты
личности в их взаимозависимости и целостности
функционирования. Эти методики характеризует
также общность формального построения
и сходство в стратегии проективного эксперимента:
поведении психолога-исследователя, подборе
стимульного материала, постановке диагностических
задач.
1.4 Особенности использования
и специфика проведения
Проективные методики относятся к малоформализованным методам психодиагностики. К ним также относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Положительными сторонами данных методов выступают:
- гибкость и вариативность
психодиагностической
- возможность глубокого
проникновения в уникальную
- высокая эффективность
при изучении изменчивых
- стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
- субъективизм диагностических суждений;
- сильная зависимость
получаемых результатов от
- значительные временные затраты на их проведение;
- непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения). Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций». Они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связанно с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.Все описанные выше преимущества проективных методик оказываются эффективными только в случае правильного их использования. Правильное использование подразумевает следующие моменты:
- соответствие методик целям и дизайну исследования;
- правильный подбор стимулов;
- использование нескольких методик для решения одних и тех же исследовательских задач;
- выполнение правил проведения некоторых методик;
- профессионализм модератора.
Соответствие методик процедуре исследований. Для того чтобы эти методики помогли исследователю получить необходимую информацию, они должны быть тщательно отобраны в соответствии с целями и дизайном исследования. Первый вопрос, который психодиагност должен задать себе при планировании методологической части исследования — нужно ли вообще использовать проективные методики в этом исследовании или нет, будут ли они необходимы именно здесь, будут ли их результаты валидны. При положительном ответе на этот вопрос психодиагност отбирает те методики, которые помогут решить конкретные задачи исследования.
Смысл проективного психоанализа детей в общих чертах можно пояснить следующим образом: любому наблюдательному взрослому, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, дети гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ — злых или добрых. При этом происходит интеллектуальное одушевление, наделение предметов и явлений неживой природы признаками живых существ. Вот это и называется проекцией в том виде, как это определила известный детский психолог Потапова Е. В. — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих детских фантазий очень много говорит о внутреннем психологическом мире ребёнка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками, ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от своей социальной среды, в которой он развивается. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто по соображениям психологической гигиены. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не отработаны, то, будучи вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.
По отношению к проективным методикам в психологии, существует неоднозначное мнение по поводу надежности получаемой с их помощью информации. Дело в том, что в отличие от количественных стандартизованных методик, где интерпретация полученных данных является общей для каждого случая, в анализе проективных методик присутствует часть субъективного мнения диагноста. К примеру, если человек рассматривает чернильное пятно и говорит, что видит в нем разбитую вазу, вариантов интерпретации данного образа восприятия будет очень много. Эта ситуация в случае с детьми осложняется тем, что испытуемый и диагност находятся в сильно различающихся возрастных категориях, поэтому интуитивное понимание проекции у них может сильно отличаться.
Однако, как показывает в своих работах психолог Потапова Е. В., применение проективных методик для исследования психоэмоционального восприятия маленьких детей, достаточно достоверно, так как у детей, в силу возрастных ограничений, имеется очень узкий круг вариабельности ассоциаций - диагност обладающий достаточной специализацией может учесть все возможные варианты детских ассоциаций, что упрощает интерпретацию результатов исследования. Хотя оппоненты данного мнения утверждают, что гораздо лучше использовать проективные методики в комплексе со стандартизованными количественными методиками для более точного изучения личности. Тем не менее, в отношении детской психологической диагностики даже оппоненты согласны с достаточной достоверностью получаемых результатов.
Широкую известность в психоаналитической
практике, получили также тематический
апперцептивный тест (ТАТ) (Морган, Мюрей,
1935), а также фрустрационный тест (Розен-Цвейга,
1964). В тесте ТАТ испытуемый сочиняет рассказ
по картинкам, глядя на специально созданные
нечеткие и неоднозначные фотоизображения
человеческих фигур и лиц в различных
ситуациях. Необходимость сочинения рассказа
приводит к усилению особого типа активного
восприятия, который многие психологи
называют апперцепцией.
В тесте Розенцвейга задача испытуемого
состоит в том, чтобы приписать какую-нибудь
реплику персонажу, изображенному на рисунке,
отражающем конфликтную ситуацию. В этом
смысле последний тест является гораздо
более узким и специализированным, чем
ТАТ, и изучает не столько проекцию внутреннего
конфликта на внешне нейтральную неопределенную
ситуацию, сколько тип реакции (агрессивный,
само обвинительный или рационализирующий)
на уже заданную конфликтную ситуацию,
вызывающую ФРУСТРАЦИЮ — переживание
столкновения потребности с преградой.
В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть, что общепринятые варианты известных проективных методик, таких, как, например, упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, изначально разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей. Поэтому для детской психодиагностики следует пользоваться только специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс, 1949) и отечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но и в этом случае необходимо учитывать, что возможности любых вербальных (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, то повышенный процент не информативных ответов — так называемых формул-клише — еще не говорит об отсутствии внутренних конфликтов и проблем, а говорит лишь о том, что средства речевого выражения мыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы обеспечить надёжную связь для проекции внутренних переживаний и впечатлений.
На сегодняшний день существует две разновидности детских проективных методов психологистического исследования: анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, скульптуры, вылепленные из глины, пластилина или сделанные из других материалов, панно, инсталляции) и анализ ассоциаций при восприятии образов внешнего мира (детский вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера, детский вариант чернильных пятен Роршаха).
Рассмотрим метод психодиагностического исследования на основе детского рисунка. Это известные техники нарисуй дерево, нарисуй человека, нарисуй животное. В отличие от вербальных методик они предоставляют ребенку более гибкий и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира. Дети обычно радуются интересу взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на листе. Основные акценты психотерапевты расставляют на положении рисунка на листе бумаги, размере, наличии или отсутствии границ (рамок), яркости линий, цветовой гамме. Также очень важен и эффект первого впечатления — те детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребенок пытается выразить свою проблему.
Помимо этого, выясняется смысл для ребенка целого образа рисунка — посредством вопросов "Что это?", "Что будет с ним дальше?". Вопросы о настроении изображенного существа или человека также уместны. Аналогично происходит лепка, создание инсталляций (маленьких объемных картинок из подручных материалов) и последующий анализ полученных произведений. Результаты анализа позволяет получить представление об общем психическом здоровье и уровне развития ребенка, уровне агрессии и наличии фобий, о развитии коммуникативных способностей и вероятности развития акцентуаций.
Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытный психолог никогда не должен следовать инструкциям по интерпретации подобных рисунков буквально, также не следует делать выводов на основании отдельных элементов и признаков. Эти признаки нужно учитывать только в комплексном контексте вместе с известными исследователю обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений.
Ассоциативные тесты для детей проводить сложнее — так как возникает необходимость создания мотивации ребёнка на рассматривание карточек, пятен и других материалов. Обычно психотерапевты используют игровую мотивацию для привлечения внимания ребёнка. При проведении данных методик задается больше вопросов, поэтому малыша необходимо подготовить. Проективные методы требуют чуткости и тонкости от диагноста.
Кроме информации о вышеперечисленных личностных особенностях, ассоциативные тесты дают психологу представление о развитии мышления ребенка и всех особенностях этого процесса. Поскольку некоторые виды мышления (наглядно-образное) в дошкольном возрасте еще формируются, то и корректировать какие-либо нарушения будет значительно легче.
Однако при проведении проективных
психологических тестов нужно обязательно
учитывать, что ребёнок далеко не всегда
владеет психосимволическим значением
определенных элементов проективных тестовых
стимулов. Совершенно понятно, что ребенок
по-другому, нежели взрослый, ищет на картинках
персонажей, с которыми он может себя идентифицировать.
Если на картинке изображен взрослый мужчина
и ребенок, то взрослый испытуемый скорее
будет идентифицировать себя с первым
персонажем, а ребенок — со вторым. Из-за
этого проективный смысл стимула может
поменяться с точностью до обратного.
У взрослых испытуемых данный стимул может
быть провокатором возможных агрессивно-
С 60-х годов начал разрабатываться
и получил широкое распространение
Информация о работе Процесс проведения проективных психодиагностических методов в работе с детьми