Проблемы формирования полоролевых стереотипов поведения младших школьников с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью курсовой работы является основанное на теоретическом обосновании метода рассмотрение применения сказки для диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов, а также выработка путей дальнейшей коррекционной работы с ребенком.

Оглавление

Введение

Глава 1. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей.

Глава 2. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов.

2.1. Организация работы

2.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.

2.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода.

2.2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов.

2.3. Выводы и рекомендации.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Итак, сказочные фантазии ребенка делают возможным глубокое проникновение  во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение  становится более понятным и, благодаря этому, доступным для воздействия.

 

      Заключение

     Работа  со сказкой – не новая и не единственная форма детской терапии и диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительные результаты и представляет интерес для дальнейшего научно-практического исследования.

     Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальной проекции личности, позволяют исследовать личностные образования.

     Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

     Для эффективной диагностической работы требуется не только способность  к чувственному проникновению, но и  такт и, конечно, знания в области  педагогики, психологии, в сфере  истории символов, интеллектуальная гибкость.

     Обобщая представленные в работе данные, можно сделать следующие выводы.

     Богатейший  материал для диагностики детских  представлений дает анализ продуктов  их фантазии. О представлениях детей  о мире можно судить по тому, что  они сами рассказывают, на основании  того, какие свойства они приписывают людям или предметам.

     В большинстве случаев дети к возрасту 8 - 10 лет хорошо усваивают дифференциацию мужских и женских ролей, к этому времени завершается процесс половой идентификации, происходит усвоение установленных обществом стандартов.

     На основании того, какие личностные свойства и функции приписывают дети мужским и женским персонажам сказки, можно сделать выводы о той индивидуальной системе половых ролей, в свете которой ребенок различает критерий "мужественности" и "женственности". В сказке, рассказе, волшебной истории, рассказанной самим ребенком, персонажи проявляют свои феминные и маскулинные качества в рамках той системы половых ролей, в свете которой сам ребенок различает эти критерии.

     Сказка  дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.

     При анализе проявления феминных и маскулинных  качеств героями сказки можно  сделать вывод о сформированности Анимы и Анимуса (пользуясь терминологией К. Г. Юнга), как внутреннего образа женщины и мужчины.

     В зависимости от того, какие качества персонажей, являющиеся типично мужскими или типично женскими, поощряются ребенком, вызывают наибольший его  интерес, наиболее ярко эмоционально окрашены, можно сделать вывод об индивидуальной системе оценок и предпочтений ребенка.

     Отклонения  в процессе формирования полоролевых  стереотипов, выявленные с помощью  диагностических возможностей сказки, могут быть связаны с влиянием:

  • социо-культурных факторов (мода, общественная феминизация, подрыв "мужского начала" в семье и обществе и т.д.);
  • воспитательного процесса (различия в типах родительского поведения с мальчиками и девочками, особенности семейной ситуации, "родительское программирование" и т.д.);
  • биологических и других факторов.

     Сказка  может быть использована и как  коррекционный прием при работе с выявленными отклонениями. Если чрезмерное акцентирование половой  специфики создает психологические  проблемы, если личностный рост ребенка  затрудняется из-за сдерживания проявлений ребенком феминных или маскулинных качеств, - можно использовать психотерапевтическую метафору в виде сказки, рассказа, байки. Как и всякая коррекция, она должна быть направлена на преодоление стереотипного поведения, мешающего развитию ребенка.

     Представляется  интересной дальнейшая научно-практическая работа в направлении разработки эффективных коррекционных приемов  и их теоретического обоснования: для  различных вариантов отклонений в формировании полоролевых стереотипов  и для различных возрастных периодов.

 

Список  литературы

  1. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 73-85.
  2. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 777-790.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. - СПб - М.: "Университетская книга" АСТ. 1997 г.
  4. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 123-126.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.
  6. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с 66-75.
  7. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1995.
  8. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.
  9. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.
  10. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: "Российское педагогическое агентство", 1997.
  11. Кон И. С. Введение в сексологию. - М.: "Медицина", 1988.
  12. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998.
  13. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 763-776.
  14. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с 47-57.
  15. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с 76-82.
  16. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996.
  17. Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1991.
  18. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987.
  19. Осорина М. В. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети рассказывают страшные истории //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 105-112.
  20. Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века /Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993. - с 157-175.
  21. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
  22. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.
  23. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования //Психологический журнал. - 1997. - №6. - с 121-128.
  24. Психология и педагогика. Ученые записки ЛГУ, №224. Л.: Издательство ЛГУ, 1957.
  25. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
  26. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.
  27. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  28. Телия В. Н. Метафора как модель смысло-производства и ее экспрессивно-оценочная функция //Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - с 26-51.
  29. Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.
  30. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с 32-39.
  31. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В. Зеленского. - СПБ.: БСК, 1997.
  32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
  33. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. - Тюмень, : "Скорпион", 1995. - с 10-21.
  34. Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. - М. - 1996.
  35. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1990.
  36. Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. - СПБ - М.: "Олимп", ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.
  37. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. с нем. - М.: Канон, 1994.

Информация о работе Проблемы формирования полоролевых стереотипов поведения младших школьников с нарушениями интеллекта