Проблемы формирования полоролевых стереотипов поведения младших школьников с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью курсовой работы является основанное на теоретическом обосновании метода рассмотрение применения сказки для диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов, а также выработка путей дальнейшей коррекционной работы с ребенком.

Оглавление

Введение

Глава 1. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей.

Глава 2. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов.

2.1. Организация работы

2.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.

2.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода.

2.2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов.

2.3. Выводы и рекомендации.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский  государственный университет» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Проблемы  формирования

полоролевых  стереотипов поведения  младших школьников с нарушениями интеллекта 

                  Выполнила:

                  студентка 4 курса

                  дефектологического  факультета

                  специальность – логопедия

                  Сапромадзе  Л.М.

                  Проверил:

                  кпн, доцент

                  Грачев  Ю.Г.  

Курск 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение

      Глава 1. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей.

      Глава 2. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов.

      2.1. Организация работы

          2.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.

          2.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода.

        2.2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов.

        2.3. Выводы и рекомендации.

     Заключение

     Список  литературы

     
 
Стр.

3

6 

20 

20

20 

24 

27 

30

34

37

 

      Введение

     Представления ребенка о "мужественности" и "женственности" и о мере своего собственного соответствия этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Девяностые годы вели в моду эстетику суровой правды жизни, сексуальной альтернативы взамен лоска и культа здоровых семейных ценностей восьмидесятых. Традиционная система взаимоотношений полов и связанная  с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживают кризис. С одной стороны –  жалобы на дискриминацию женщин. С другой  – тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. В отечественной посттоталитарной культуре наибольшей насущной целью должно стать восстановление мужского через культивирование отчетливо женского.

     Нормальное  биологическое развитие еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).

     Новизна данной курсовой работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории – модная на сегодняшний день тема. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе. Применение сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов ранее в психолого-педагогической литературе не рассматривалось.

     В работе рассмотрены диагностические  возможности сказки в целях анализа  усвоения ребенком половой роли, выработки  половой идентичности и особенностей формирования полоролевых стереотипов.

     Данная  курсовая работа, на наш взгляд, стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого вдумчивого родителя. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат.

     Предметом исследования будут являться возможности и способы диагностики и коррекции с помощью сказки и психотерапевтической метафоры. Чтобы не делать работу излишне широкой, в практической (экспериментальной) части мы ограничились рассмотрением только диагностических возможностей. Коррекционная работа, на наш взгляд, требует специальных знаний, умений и навыков; кроме того, результат данного метода коррекции отложен во времени и трудно измеряем.

     Поэтому целью курсовой работы является основанное на теоретическом обосновании метода рассмотрение применения сказки для диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов, а также выработка путей дальнейшей коррекционной работы с ребенком.

     В настоящей курсовой работе мы ставили следующие задачи:

  • привести литературно-критический обзор традиций использования фантазии, образов и сказко-творчества ребенка для выявления особенностей его развития;
  • рассмотреть возможности, ограничения, сферу применения, особенности методов работы со сказкой;
  • раскрыть основные способы диагностики развития ребенка с помощью сказки; дать теоретическое обоснование технических возможностей методов;
  • рассмотреть факторы, влияющие на процесс усвоения ребенком половой роли и формирования полоролевых стереотипов;
  • рассмотреть использование сказки для выявления индивидуальных отклонений от полоролевых стереотипов у детей, наметить пути дальнейшей диагностической и коррекционной работы.

     Таким образом, гипотеза в общем виде выглядит так: сказку и метафору, как один из методов работы с ребенком, можно  использовать для диагностики и  коррекции развития ребенка. В частности, сказка может быть успешно использована для диагностики процесса усвоения ребенком половой роли и особенностей формирования полоролевых стереотипов у младших школьников.

     При интерпретации и анализе сказко-творчества ребенка можно выявить индивидуальные особенности формирования полоролевых стереотипов. 

 

Глава 1. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей

     В понятие идентификации пола разные авторы вкладывают неодинаковый смысл. Некоторые отождествляют ее, главным образом, с актом имитации. Другие, напротив, расширяют это понятие, видя в ней одну из важнейших форм психической деятельности.

     Под термином половая идентификация  мы понимаем:

  • отождествление своего "я" чужому, принятому за "образец" или "эталон" (заимствование манеры поведения и ряда личностных черт);
  • привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, "вживание" его в образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;
  • сравнительная легкость осуществления идентификации за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов;
  • необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями.

     В норме идентификация пола протекает  естественно, как само собой разумеющееся явление, и не требует активности сознания.

     Личность  не может слепо следовать одним  и тем же эмоциональным и поведенческим  стереотипам, повторяя одни и те же образцы полового поведения без  учета конкретной ситуации. В коррекции  нуждаются и образ, с которым  в детские годы установилась эмоциональная связь, и эталоны "мужественности" и "женственности" и т.п.

     Полоролевая идентификация - это процесс и  результат приобретения ребенком психологических  черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого  пола.

     Психосексуальное  развитие - результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Решающее значение, как полагает Кон И. С., здесь имеют социальные факторы: структура деятельности, взаимоотношения со значимыми другими, нормы половой морали, возраст и типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное определение супружеских ролей и т.д. [11, с. 192].

     Больше  всего информации имеется о подростковой и юношеской сексуальности, о  детстве известно гораздо меньше вследствие методологических трудностей изучения и особой деликатности сюжета.

     Как ни фрагментарны научные данные, не подлежит сомнению, что психосексуальное развитие человека начинается с формирования половой идентичности младенца, причем решающую роль в этом процессе играют взрослые. Определив паспортный пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать ребенка его половой роли, внушая ему, что значит быть мальчиком или девочкой. Хотя разница в характере социализации мальчиков и девочек не всегда осознанна, она весьма существенна. "В какой мере эти различия обусловлены целями воспитания, а в какой естественными различиями в поведении мальчиков и девочек (например, тем, что мальчики всегда более активны и агрессивны) - вопрос открытый, но эти различия существуют всюду и, так или иначе, преломляются в сознании ребенка" [11, с. 193].

     Различия  полов в отношении самоутверждения, силы темперамента и агрессивности. Вероятно, имеют биологическую природу. Хотя точные механизмы, лежащие в  основе этих явлений, остаются неизвестными, не приходится сомневаться, что существуют биологически детерминированы половые различия стиля поведения, причем эти различия отмечаются с раннего детства.

     Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, консервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. Эти черты чаще всего становятся более явными, начиная со школьного возраста. В плане формирования перечисленных выше различий играют важную роль социальные и культурные воздействия.

     Хорошо  известны различия в отношении общества к мужчинам и женщинам и различия в их социальных ролях. Даже в детстве матери обращаются с мальчиками и девочками по-разному и неодинаково разговаривают с ними. Вероятно, различия в типах родительского поведения отчасти являются следствием различий самих людей. Однако представления родителей о том, как должны вести себя мальчики и девочки, во все возрастающей степени определяют то, какие сами родители будут одобрять, а какие осуждать.

     Заметно, что мальчики более склонны к  проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения (настойчивость, активное, напористое поведение, не боящееся конфликтов) поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

     Первичная половая идентичность, то есть сознание своей половой принадлежности, формируется  у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и феминных свойств.

     Двухлетний  ребенок знает свой пол, но еще  не умеет обосновать эту атрибуцию. В три - четыре года ребенок уже  осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). В шесть - семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установок, мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т. д.; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

     По  каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность, до конца не ясно. Уже в три - четыре года половая принадлежность ассоциируется  с определенными соматическими (образ  тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Важно подчеркнуть, что осознание ребенком своей половой роли предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то, какую половую роль индивид предпочитает; это выясняется вопросами типа: "Кем бы ты предпочел быть - мальчиком или девочкой?" и экспериментами, в которых ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Информация о работе Проблемы формирования полоролевых стереотипов поведения младших школьников с нарушениями интеллекта