Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:50, реферат
Какова взаимосвязь между психическим и физическим? Этот вопрос имеет решающее значение для определения предмета психологии. Возможны два плана рассмотрения данной проблемы: 1) какова вообще взаимосвязь между психикой и объективной , материальной действительностью? и 2) каковы отношения между психическими и физиологическими процессами собственно в отдельном организме?
Проблема взаимоотношения психического и физического
Какова взаимосвязь между психическим и физическим? Этот вопрос имеет решающее значение для определения предмета психологии. Возможны два плана рассмотрения данной проблемы: 1) какова вообще взаимосвязь между психикой и объективной , материальной действительностью? и 2) каковы отношения между психическими и физиологическими процессами собственно в отдельном организме?
На первый вопрос следует ответить следующим образом: психика является высшей ступенью развития материи; вначале ей предшествует та форма движения материи , которая ограничивается исключительно физико-химическими процессами , за ней следует более сложная форма развития материи , лежащая в основе процессов жизни. Следовательно , генетически психика представляет собой одну из ступеней развития объективной действительности , материи.
Каково отношение между
психикой и объективной
Для психологии имеет особое значение вопрос об отношении между психическим и физическим внутри самого организма , или , иначе , вопрос о соотношении психических и физиологических процессов. Следует исходить из того , что психическое и физиологическое являются формами движения материи , а потому между ними не может быть пропасти.
Однако это не означает , что они не отличаются друг от друга , что между ними существуют отношения тождества. Нет! Отождествление психических и физиологических процессов является такой же ошибкой , как и попытка их полного отрыва друг от друга. В действительности психика характеризуется определенными специфическими свойствами , и , несмотря на то , что она основывается на определенных физиологических процессах , она ни в коей мере не исчерпывается ими. Несомненно , что когда-нибудь мы экспериментально сможем "свести" мышление к молекулярным и химическим движениям в мозге , но разве этим будет исчерпана сущность мышления? — спрашивает Энгельс.
Таким образом , между психическим и физиологическим , между психикой и телом не существует ни пропасти , ни тождества. Между ними надо предполагать существование диалектического единства. Такое решение психофизической проблемы полностью освобождает нас от тех непреодолимых трудностей , которые сопутствуют попыткам ее решения с позиций дуализма.
Характер этих трудностей легко увидеть , обратившись к рассмотрению так называемых теории психофизического параллелизма и теории взаимодействия психического и физического — двух основных теорий , пытающихся разрешить психофизическую проблему с дуалистической точки зрения.
А. Психофизический параллелизм. Исходя из дуалистического подхода , если между психическим и физическим нет ничего общего , если между ними существует пропасть , преодолеть которую невозможно , и если , следовательно , физическое не может оказать никакого влияния на психическое , то тогда ясно , что все происходящее в психике должно быть объяснено психическими причинами , а в физической действительности — физическими. Но чем тогда объяснить тот факт , что психические и физические явления часто протекают так , будто вызывают друг друга? Почему между ними существует совершенно определенное соответствие? Например , чтобы увидеть нечто , оно должно физически существовать , воздействовать на орган зрения и вызывать в нем физиологические процессы. Без этого был бы невозможен психический процесс — восприятие. Другие примеры не нужны — настолько очевиден факт взаимного соответствия психического и физического , или физиологического.
Для объяснения этого явления у дуалистической теории оставался лишь один выход: факт соответствия невозможно было отрицать , но поскольку исключается воздействие физического на психическое , это соответствие либо предопределено Богом , как считал Лейбниц , либо осуществляется само по себе , автоматически. Когда в физической действительности происходит что-либо , именно в это время , совершенно параллельно , в психике происходит соответствующее ему явление. Между психическим и физическим не существует причинная связь , есть только параллелизм. В этом состоит основная идея так называемого психофизического параллелизма.
Факт связи между психическим и физическим этой теорией не отрицается. Но она вынуждена или полностью отказаться от его объяснения , или же обратиться к понятию Бога. Психофизический параллелизм представляет собой яркую иллюстрацию бессилия дуализма.
Б. Теория взаимодействия. Ничем не лучше выглядит вторая теория , согласно которой психическое и физическое представляют собой два противостоящих друг другу , отличных по существу ряда явлений. Однако , несмотря на это , между ними все же существует определенная взаимосвязь — они оказывают влияние друг на друга , то есть причиной того или иного физиологического процесса может оказаться психологический процесс и , наоборот , физиологический процесс может вызвать психологическое явление. Однако совершенно непонятно, как могут воздействовать друг на друга два существенно различных ряда явлений. Если бы это было так , то ни о каком научном исследовании не могло быть и речи , поскольку если , например , встанет вопрос о причине того или иного физического явления , можно будет сослаться на психическую сферу , не исследуя физическую действительность , что равносильно отрицанию физической закономерности.
Информация о работе Проблема взаимоотношения психического и физического