Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:32, реферат
Человечество смогло начать свое развитее только когда объединилось в племена и общины.
Первым шагом развития человечества было совместное взаимодействие. Именно с помощью социума люди учатся сосуществовать в этом мире. Вырастая, человек усваивает и присваивает опыт человечества, воплощенный в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения и т. д. Человек всегда ощущает себя частью целого.
1. Введение…………………………………………………………..…………..3
2. Понятие межличностные отношения в социальной психологии..……………………………………………………..…………….4
2.1. История изучения и проблематика межличностный отношений в отечественной психологии…………..………………………..………….7
3. Заключение…………………………………………………….……………..26
4. Библиографический список…………………………...…………………….27
Бехтерев исходил из положения о "безусловной закономерности сложных человеческих действии".
В этом труде он также дал анализ многих законов деятельности людей Рассматривая коллектив как "собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей" он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает "в виде одной коллективной или собирательной личности". Поэтому "законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности".
"Коллективные
рефлексы" проявляются, по Бехтереву,
в коллективных наблюдениях,
Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую "путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида".
Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.
Эти
и другие положения учения В.М. Бехтерева
помогают глубже осмыслить содержание
психологической стороны
Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея Ухтомского (1875-1942), прежде всего его учение о доминанте, также базирующееся на данных физиологии. "Доминанта, - пишет Ухтомский - есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников".
И, как таковая, "является физиологической основой акта внимания и предметного мышления".
Будучи сформированной, доминанта "стойко держится в центрах и подкрепляется разнообразными раздражениями, обеспечивая проявление тех или иных инстинктов". К тому же "однажды вызванная, она может восстанавливаться".
Ухтомский глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет "направленность поведения, мысли и деятельности".
Исследуя доминанту как "фактор поведения", он далее говорит о ней как "определителе поведения".
Полемизируя с Мак-Даугаллом, Ухтомский делает вывод: "В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодотворению всей работы...".
Научному осмыслению поведения людей и их межличностного общения способствует учение об установках грузинского психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950), исследования которого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической науки. Узнадзе характеризует установку как направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность.
Установки,
- указывал он, — присущи как сознательным,
так и бессознательным
Для возникновения установки "достаточно двух элементарных условий — какой нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности". И далее: "То или иное состояние сознания, то или иное из его содержаний, вырастает лишь на основе этой установки".
Рассматривая формирование установок у человека как его "готовности к определенной активности", Д.Н. Узнадзе отмечает, что они появляются под воздействием не только действительности, но и слова, речи, вербальных средств общения между людьми. Все это обусловливает возникновение соответствующих установок, которые объективируются в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры, в их общении между собой.
Многое
для понимания психологии личности
и межличностного общения дают труды
Сергея Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко
проанализировал роль деятельности
и общения людей в
Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Выготскому (1896—1934), который разработал культурно-историческую теорию развития психики.
Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, прежде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.
Идеи
С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского,
разработанные ими
Многие проблемы психологии общения и межличностных отношений проясняют работы М.Г. Ярошевского, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина, А. К. Уледова и Г.М. Андреевой.
Ни одну из этих проблем невозможно научно решить без глубокого понимания того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, составляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериорризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям "направленность, избирательность и стремительность"; общения как психосоциального отношения между людьми, при котором происходит непрерывный "обмен реакциями" и "каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок"; личности, изучение которой происходит, в частности, в процессе исследования научения (т.е. приобретения новых форм поведения) и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных различий людей, для чего широко используется метод тестирования.
Все это имеет прямое отношение к курсу психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о "психических" или "психологических" отношениях между людьми. Эти их отношения "представляют внутреннюю сторону связи человека с действительностью, содержательно характеризуют личность как активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности".
Психологические
отношения как система осознанных избирательных
связей личности с предметами внешнего
мира вытекают "из всей истории развития
человека", выражают его личный опыт
и внутренне определяют его действия и
его переживания.
Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.
Решение
этих задач относится к значительным
достижениям отечественной
В.Н. Мясищев пишет: "Наши работы ставят задачи осветить основные проблемы психологии отношений".
В. Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические. Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей. По мнению Г. М. Андреевой, – социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.
Межличностные (по Мясищеву – психологические) отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения. Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одновременно выступает и как исполнитель безличной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.
Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.
Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.
Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.
Отношения
между малыми группами могут строиться
как отношения внутригруппового фаворитизма,
межгрупповой дискриминации, межгруппового
сотрудничества.
Внутригрупповой
фаворитизм – своя группа оценивается
ее членами как более
Межгрупповая
дискриминация – враждебное отношение
к чужой группе. Наиболее характерна
для групп преступников.
2.1.
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКИХ
ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ
Изучение
взаимоотношений внутри детских
групп имеет давнюю традицию в
отечественной педагогической и
социально-психологической
Особый характер взаимоотношений, складывающихся между детьми в классе, их психологическое влияние и значение отмечали многие русские писатели и публицисты второй половины XIX века. Уже Л. Н. Толстой из опыта педагогической
работы
в яснополянской школе вынес
убеждение о существовании
Информация о работе Проблема межличностных отношений в отечественной психологии