Проблема межличностных отношений в отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:32, реферат

Краткое описание

Человечество смогло начать свое развитее только когда объединилось в племена и общины.
Первым шагом развития человечества было совместное взаимодействие. Именно с помощью социума люди учатся сосуществовать в этом мире. Вырастая, человек усваивает и присваивает опыт человечества, воплощенный в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения и т. д. Человек всегда ощущает себя частью целого.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………..…………..3
2. Понятие межличностные отношения в социальной психологии..……………………………………………………..…………….4
2.1. История изучения и проблематика межличностный отношений в отечественной психологии…………..………………………..………….7
3. Заключение…………………………………………………….……………..26
4. Библиографический список…………………………...…………………….27

Файлы: 1 файл

Проблема межличностных отношений в отечественной психологии.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      Бехтерев  исходил из положения о "безусловной  закономерности сложных человеческих действии".

      В этом труде он также дал анализ многих законов деятельности людей  Рассматривая коллектив как "собрание отдельных, связанных между собою  теми или иными интересами личностей" он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает "в виде одной коллективной или собирательной личности". Поэтому "законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности".

      "Коллективные  рефлексы" проявляются, по Бехтереву,  в коллективных наблюдениях, коллективных  инстинктах, коллективных эмоциях,  коллективном сосредоточении и  т.д.

      Раскрываются  процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую "путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида".

      Речь  идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

      Эти и другие положения учения В.М. Бехтерева  помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей.

      Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея Ухтомского (1875-1942), прежде всего его учение о доминанте, также базирующееся на данных физиологии. "Доминанта, - пишет Ухтомский - есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников".

      И, как таковая, "является физиологической  основой акта внимания и предметного  мышления".

      Будучи  сформированной, доминанта "стойко держится в центрах и подкрепляется  разнообразными раздражениями, обеспечивая  проявление тех или иных инстинктов". К тому же "однажды вызванная, она может восстанавливаться".

      Ухтомский глубоко обосновал положение  о том, что доминанта определяет "направленность поведения, мысли  и деятельности".

      Исследуя  доминанту как "фактор поведения", он далее говорит о ней как "определителе поведения".

      Полемизируя с Мак-Даугаллом, Ухтомский делает вывод: "В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным  поведением приводит к оплодотворению всей работы...".

      Научному  осмыслению поведения людей и  их межличностного общения способствует учение об установках грузинского психолога  Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950), исследования которого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими  учеными в рамках советской психологической науки. Узнадзе характеризует установку как направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность.

      Установки, - указывал он, — присущи как сознательным, так и бессознательным действиям субъекта, характеризуют его деятельность в целом.

      Для возникновения установки "достаточно двух элементарных условий — какой  нибудь актуальной потребности у  субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий  в субъекте возникает установка к определенной активности". И далее: "То или иное состояние сознания, то или иное из его содержаний, вырастает лишь на основе этой установки".

      Рассматривая  формирование установок у человека как его "готовности к определенной активности", Д.Н. Узнадзе отмечает, что они появляются под воздействием не только действительности, но и слова, речи, вербальных средств общения между людьми. Все это обусловливает возникновение соответствующих установок, которые объективируются в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры, в их общении между собой.

      Многое  для понимания психологии личности и межличностного общения дают труды  Сергея Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко  проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах мышление общественного человека предстает как процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявляется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего отношения к нему. Труды С.Л. Рубинштейна способствуют научному пониманию влияния внешней природной и социальной среды на развитие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчества и его роли в практической деятельности людей.

      Большая роль в исследовании этих проблем  принадлежит Льву Выготскому (1896—1934), который разработал культурно-историческую теорию развития психики.

      Он  считал, что в функционировании и  развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, прежде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.

      Идеи  С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Э.В. Ильенкова, А.М. Коршунова и других российских психологов и философов. Многие положения их работ касаются проблем как общей, так и социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения. Это относится, например, к работам А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, А.А. Бодалева.

      Многие  проблемы психологии общения и межличностных  отношений проясняют работы М.Г. Ярошевского, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина, А. К. Уледова и Г.М. Андреевой.

      Ни  одну из этих проблем невозможно научно решить без глубокого понимания  того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, составляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возникающих  в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериорризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям "направленность, избирательность и стремительность"; общения как психосоциального отношения между людьми, при котором происходит непрерывный "обмен реакциями" и "каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок"; личности, изучение которой происходит, в частности, в процессе исследования научения (т.е. приобретения новых форм поведения) и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных различий людей, для чего широко используется метод тестирования.

      Все это имеет прямое отношение к  курсу психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о "психических" или "психологических" отношениях между людьми. Эти их отношения "представляют внутреннюю сторону связи человека с действительностью, содержательно характеризуют личность как активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности".

      Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают "из всей истории развития человека", выражают его личный опыт и внутренне определяют его действия и его переживания. 

      Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

      Решение этих задач относится к значительным достижениям отечественной психологии. Глубокая разработка проблем взаимосвязи  общественных отношений людей и их межличностных отношений, места общения в системе указанных отношений, анализ структуры общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон содержится в работе Г.М. Андреевой.

      В.Н. Мясищев пишет: "Наши работы ставят задачи осветить основные проблемы психологии отношений".

      В. Н. Мясищева, который выделял два  основных вида отношений: общественные и психологические. Общественные отношения  – отношения между социальными  группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей. По мнению Г. М. Андреевой, – социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.

      Межличностные (по Мясищеву – психологические) отношения  – отношения между людьми, входящими  в общую для них группу, которые  проявляются в характере и  способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения. Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одновременно выступает и как исполнитель безличной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.

      Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.

      Статусные отношения возникают в связи  с межличностными отношениями. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.

      Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.

      Отношения между малыми группами могут строиться как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества. 

      Внутригрупповой фаворитизм – своя группа оценивается  ее членами как более привлекательная (лучшая), чем другие группы. По мнению В.С. Агеева, внутригрупповой фаворитизм благотворно влияет на развитие группы на начальном этапе.

      Межгрупповая  дискриминация – враждебное отношение  к чужой группе. Наиболее характерна для групп преступников. 

      2.1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ 

      Изучение  взаимоотношений внутри детских  групп имеет давнюю традицию в  отечественной педагогической и  социально-психологической литературе. Ее анализ и оценка представляют интерес по ряду причин. Прежде всего современные педагоги и исследователи этого направления должны знать его историю для того, чтобы правильно оценить вклад своих предшественников в мировую науку, учитывать перспективы исторического развития этой отрасли знания. Кроме того, изучение научных работ прошлых лет по проблемам коллектива представляет не только исторический, но и актуальный практический интерес.

      Особый  характер взаимоотношений, складывающихся между детьми в классе, их психологическое влияние и значение отмечали многие русские писатели и публицисты второй половины XIX века. Уже Л. Н. Толстой из опыта педагогической

      работы  в яснополянской школе вынес  убеждение о существовании особого  явления, которое он обозначил как  «дух школы». Позднее к анализу  «духовного единения», «корпоративного  духа», «общественности», «товарищества» и, как мы бы теперь сказали, социально-психологического климата, социально-психологической атмосферы, возникающей внутри детских сообществ, обращались почти все либеральные авторы, писавшие о школе. При этом отмечались не столько благоприятные для развития отдельной личности отношения, сколько уродующие, деформирующие душу ребенка. Впечатляющие картины находим мы и в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского, и в произведениях Н. Г. Гарина-Михайловского, и позднее в «Кадетах» А. И. Куприна.

Информация о работе Проблема межличностных отношений в отечественной психологии